В работе представлен авторский взгляд и некоторые замечания о проблеме решения оптимизационных задач в области авиационной безопасности, связанной с непреодолимыми трудностями формализации и математической интерпретации предметной области при постановке таких задач. Показано, что подавляющее большинство таких задач связано с решением конфликтных ситуаций. Теория конфликта дает аналитическое решение только в простейших случаях. Для остальных предлагается использовать эвристический подход.
Рассматривается применение метода динамического моделирования стохастических систем при оценке реакций самолетов типа Airbus на случайные атмосферные возмущения без использования метода Монте-Карло. Применение представленного метода позволит определить значимость реакций воздушных судов на эти возмущения, что поможет при прогнозировании уровня безопасности полетов.
В статье предлагается рассматривать возникающие при авиационных событиях антропогенно-аварийные зоны как геотехнические системы. Приводятся классификационные признаки основных уровней таких систем и характерные примеры транспортных объектов, на которых происходят такие авиационные события. Предлагается иерархия уровней систем, образующихся в виде экстремальных экологических зон. Оценивается вред авиационного события, наносимый окружающей среде. Обосновывается актуальность повышения безопасности полетов как важного метода снижения негативного воздействия на окружающую среду на воздушном транспорте.
Изложен методологический подход к совокупному количественному оцениванию уровня безопасности полетов через вероятностные (частотные) показатели имевших место авиационных событий с учетом значимости обусловивших их причинных факторов. На основании установленной корреляции учитывается условная вероятность перехода событий с менее тяжкими последствиями в события с более тяжкими последствиями. Приведены формулы вычисления текущих значений оценок вероятности серьезного инцидента (при наличии инцидентов), аварии, катастрофы.
В работе рассматривается одна из функциональных процедур, реализованных в многофункциональной технологической платформе «Программный комплекс Electronikа security manager». Программный комплекс представляет собой автоматизированную систему обеспечения авиационной безопасности аэропорта. Процедура выполняет динамическую оценку достоверности обнаружения негативного события.
Проведен анализ действующих нормативных документов Российской Федерации, регламентирующих выполнение в государстве мероприятий по реализации МНМ УППКБП. Даны предложения по доработке имеющихся нормативных документов и разработке новых в целях реализации в Российской Федерации системы информационного мониторинга безопасности авиационной деятельности в задачах МНМ УППКБП. Разработана модель государственной системы информационного мониторинга безопасности авиационной деятельности, даны предложения по функционалу системы и по функциям участников системы.
В статье рассматриваются недостатки существующей системы безопасности полетов, новый подход к организации этой системы, базирующейся на создании двух контуров управления безопасностью полетов - контура управления обеспечением безопасностью полетов и контура управления безопасностью полета.
Проведены расчеты аэродинамических характеристик модели самолета, имеющего механизированную переднюю кромку крыла, с последующим сопоставлением полученных результатов с экспериментальными данными. Показано, что использование вычислительных методов для определения аэродинамических характеристик позволяет дополнить результаты экспериментального моделирования в аэродинамических трубах.
В данной статье рассматриваются проблемы, связанные с надежностью и адаптацией водяной системы самолетов западного производства при эксплуатации в условиях низких и экстремально низких температур Крайнего Севера, Сибири и Арктики. Показаны возможные пути решения проблем.
В системах поддержки когерентности кэша обычно используются схемы с отложенной записью. Такие схемы аннулируют все копии блока данных в процессе записи. В данной работе представлено несколько гибридных схем, которые переключаются между обновлением и аннулированием во время выполнения записи на процессоре, в зависимости от условий самой программы. Такие подходы имеют тенденцию улучшать общую производительность систем в различных областях информационной безопасности, включая гражданскую авиацию. Предлагается симулятор кэша, реализующий предложенные схемы, и наборы данных из контрольных тестов и методов, запущенных на симуляторе. Предлагаются пути дальнейших исследований в этой области.
В статье приведены основанные на применении теории вероятности и математической статистики методы решения ряда основных задач: формирование и оценка текущего уровня безопасности; прогнозирование уровня безопасности; ранжирование объектов (самолетов, пилотов) по уровню безопасности; оценкa наличия (отсутствия) управляющих воздействий, возникающих в контексте организации корпоративной системы управления безопасностью полетов. При этом в качестве основного источника информации рассматриваются прогнозные события данных средств объективного контроля.
Описаны архитектура, алгоритм сбора и обработки информации, а также интерфейсы системы информационного мониторинга безопасности авиационной деятельности (СИМБАД). С помощью предлагаемой модели можно оценивать эффективность процесса функционирования службы авиационной безопасности при актах незаконного вмешательства в деятельность авиатранспортного комплекса.
В статье рассматривается подход к оценке временных показателей функционирования службы авиационной безопасности авиапредприятия с учетом приведения его в различные уровни безопасности для обеспечения требуемой степени защищенности от непосредственных и прямых угроз совершения акта незаконного вмешательства в деятельность авиатранспортного комплекса с использованием сетей Петри.
В статье рассмотрены вопросы управления риском в авиационной (транспортной) безопасности на основе трёхстепенной оценки действующих уровней угрозы по методике применения контрмер, представленных ICAO в форме матрицы управления риском, а также путём введения мер обеспечения транспортной безопасности в зависимости от категории объекта транспортной инфраструктуры (или транспортного средства) и уровня транспортной безопасности. Показана взаимодополняемость обоих подходов, предполагающая более высокую эффективность соответствующих процессов при их совместном применении.
В статье рассматриваются последствия, связанные с отказом отечественных авиакомпаний участвовать в имеющемся рынке торговли квотами. Данный углеродный рынок был утверждён Европейским союзом, который настаивал на принятии своей системы торговли на углеродном рынке. При этом Европа настаивает, чтобы авиаперевозчики оплачивали свои полёты над её территорией. Показаны меры, которые Россия принимает по созданию своей системы учёта выбросов парниковых газов, и мероприятия по их снижению в рамках "климатической гармонизации".
Дистанционное образование на основе современных информационных технологий как инструмент взаимодействия вузов и предприятий гражданской авиации. Внедрение в учебный процесс реальных потребностей гражданской авиации, дающее возможность авиапредприятием использовать научный потенциал образовательных организаций для успешного выполнения научно-исследовательских работ, направленных на решение актуальных задач.
В статье рассматривается система управления охраной труда. С внедрением интегрированной системы менеджмента повышается конкурентоспособность продукции и организации, эффективность ее деятельности, а также достигается синергический эффект и обеспечивается экономия всех видов ресурсов. Разработаны задачи и методы управления охраной труда на предприятиях, в том числе и в учебных заведениях.
В статье рассматриваются принципы и механизмы формирования контура реальной безопасности полетов и контура документированной безопасности полетов, позволяющих получить информацию для управления безопасностью полета. Предложенный подход может быть использован в алгоритмах активной бортовой системы управления безопасностью полета для осуществления информационной поддержки экипажа в полете и автоматического управления безопасностью полета.
В статье рассматриваются стадии жизненного цикла, согласно нормативно-методическим документам и их влиянию на безопасность сложных технических систем. Выделены недостатки функционирования системы планирования и управления развитием сложных технических систем.
В статье рассмотрены вопросы оптимизации издержек авиапредприятия в свете особенностей применения норм Федерального закона от 05.04.2013 г. № 60-ФЗ при регулировании дистанционных трудовых отношений на авиапредприятиях РФ. С учетом изменений в экономической системе государства определены направления трансформации социально-трудовой сферы. Предложена модель оценки влияния дистанционной работы на прибыль компании. Определены основные признаки видов деятельности, наиболее подходящих для дистанционной работы.
В статье затронута проблема обеспечения работоспособности человека-оператора при выполнении им монотонной работы большой продолжительности в условиях гиподинамии. На примере авиационного события показана важность восстановления физических кондиций при переходе от монотонного этапа к высокоактивному, скоротечному, ответственному этапу (например, переход от крейсерского режима полета, проходящего в автоматическом режиме, к посадке).
В статье рассматриваются вопросы необходимости проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий разливов нефти и нефтепродуктов, защиты населения и окружающей природной среды от их вредного воздействия, а также минимизации экологического ущерба. Приводится анализ основных мероприятий по использованию нефтепродуктов.
В статье проведен анализ проблем контакта, приведены некоторые общие рекомендации, и названы специальные психологические техники, ознакомление с которыми может быть использовано широким кругом лиц и специалистами в области комплексной безопасности, а также сделаны выводы о необходимости овладевания навыками профайлинга лицами, занимающимися проблемами безопасности, так как это позволяет снизить количество потенциальных проблем и негативных развитий событий в сфере авиационной безопасности.
В статье представлены специальные методики психологической подготовки специалистов гражданской авиации, и в частности диспетчеров, позволяющие мобилизовать все функциональные резервы, обеспечить точностные характеристики деятельности, удерживать состояние мобилизации в заданных параметрах как эмоциональных, так и мнемических, двигательные характеристики каждого действия.
В статье предлагается использование различных медицинских методов для оценки психофизиологического состояния человека при возникновении особых ситуаций в полете. Подобный подход позволит установить более четкие границы психофизиологической нагрузки на летный персонал в полете, тем самым обеспечив безопасность полетов.
В статье проанализированы различные проблемы, связанные с конструированием кабины экипажа, которые могут способствовать совершению ошибок пилотирования (взаимное расположение и различные шкалы приборов, восприятие предупреждающих сигналов, особенности пространственной ориентации). Показано, как применение эргономических принципов может снизить вероятность ошибки при работе в кабине экипажа.
В данной статье рассмотрены вопросы, связанные с методами оценки соответствия функциональных систем воздушных судов требованиям норм летной годности самолетов (НЛГС), представлен подробный анализ каждого из них, а также рассмотрена их эффективность на этапе эксплуатации.
В статье рассматривается организация планирования использования воздушного пространства (ИВП) в Россйиской Федерации. Одним из основных параметров, используемых при планировании использования воздушного пространства, являются нормы пропускной способности (НПС) для различных секторов. Для избежания превышения НПС разработан алгоритм предтактического планирования ИВП, который был опробован на тренажере типа вышка «Синтез-ТЦ-В», в результате чего значительно повысилась эффективность планирования ИВП.
В статье рассматриваются подходы к формированию лимитных цен летательных аппаратов с использованием элементов экономико-математического моделирования. Рассмотрены теоретические и практические аспекты разработки методик решения экономических задач по реализации механизма формирования эффективных инновационно-стимулирующих цен при разработке и проектировании летательных аппаратов.
ISSN 2542-0119 (Online)