Preview

Научный вестник МГТУ ГА

Расширенный поиск
Том 19, № 5 (2016)
https://doi.org/10.26467/2079-0619-2016-19-5

5-19 96
Аннотация
Настоящая работа посвящена аналитическому определению средних значений поляризационных инвари- антов составных радиолокационных объектов при двухпозиционном рассеянии на основе однопозиционных изме- рений. Аналитические результаты подтверждены данными экспериментальных исследований. В работе рассмотре- на задача аналитического определения средних значений поляризационных инвариантов при рассеянии электро- магнитных волн составными радиолокационными объектами, включающих в себя как протяженный (дифракцион- ный) элемент, так и случайную совокупность простых (точечных) центров вторичного рассеяния для случая двух- позиционной радиолокации по результатам однопозиционных измерений. Приведены данные экспериментальных исследований, подтверждающие аналитические результаты. При этом полное выражение для третьего параметра Стокса поля, рассеянного составным объектом, демонстрирует тот факт, что параметры Стокса волны, рассеянной составным объектом, не могут быть определены суммой параметров Стокса волн, рассеянных каждым из элемен- тов объекта, но в значительной степени определяются связями между состояниями поляризации рассеивателей. Данный факт полностью согласуется с принципом эмерджентности, который утверждает, что интегральные свой- ства системы не могут быть определены только суммой свойств ее элементов, но определяются также связями между элементами системы.
20-26 64
Аннотация
Основной практический интерес с учетом простоты возбуждения представляют колебания электрическо- го типа, когда существует единственная составляющая электрического поля, а именно ориентированная перпенди- кулярно нижней и верхней стенкам резонатора и не испытывающая вариаций вдоль оси. Показан частотный спектр колебаний магнетрона с номинальной частотой 2,45 ГГц, используемого в бытовых микроволновых печах. Видно, что определенная доля энергии выделяется в области боковых частот спектра и может служить источником возбуждения соответствующих колебаний высших порядков. Для количественного описания равномерности распределения тепла в разогреваемом объеме применяют статистические критерии, в частности, величину стандартного отклонения рассеиваемой мощности, нормированную к среднему значению. Получено решение краевой задачи о поле в радиальном секториальном резонаторе с идеально проводящими стенками. Рассматриваются некоторые ее приложения. Проводится анализ возможности применения секториальных резонаторов в СВЧ-устройствах деления/сложения мощностей. Предлагается возможный вариант устройства сложения волн для микроволнового нагрева, использующего объединение четырех секториальных резонаторов с углом 90°.
27-33 143
Аннотация
В статье рассматривается специфический класс беспилотных аппаратов, названных в зарубежной литературе UXV, который предлагается положить в основу технологий обучения специалистов, как разработчиков, так и эксплуа- тантов беспилотных аппаратов. Помимо унифицированных беспилотных аппаратов, которые создаются для достаточ- но широкого и определенного применения, возникает необходимость создания и использования «уникальных» беспи- лотных аппаратов, решающих специфические задачи. Научные исследования и подготовка кадров в вузах по широко- му кругу вопросов, связанных с разработкой и эксплуатацией беспилотных аппаратов, следует вести в рамках пробле- матики UXV с учетом междисциплинарного характера такой деятельности, при этом она должна развертываться и свершаться на «надфакультетском» уровне, в полной мере учитывая все виды накапливаемых ресурсов университета, что позволит готовить эксплуатантов и создателей беспилотных аппаратов на высоком уровне, требующем освоения передовых технологий создания, информационного обеспечения и эксплуатации беспилотных аппаратов. Такие техно- логии способны эффективно парировать грядущие вызовы разворачивающегося в мире нового экономического уклада.
34-44 107
Аннотация
Рассмотрены достоинства и недостатки различных способов навигации. Приведено основное достоинство инерциального способа навигации, заключающееся в высокой помехоустойчивости. Приведен недостаток этого способа навигации, заключающийся в накоплении ошибок с течением времени. Обосновано преимущество спут- никовых систем навигации с точки зрения их глобальности и высокой точности измерения. Рассмотрены недостат- ки и достоинства дальномерного способа навигации по сравнению со спутниковыми системами навигации. Приве- дены основные направления комплексирования спутниковых и радиолокационных средств навигации, а также спутниковых и инерциальных средств навигации. Предложены различные системы комплексного использования дальномерного способа навигации и спутниковых систем навигации. Подробно рассмотрены общие важные недо- статки, присущие способам и системам по патентам. Приведены способы комплексирования инерциальной и спут- никовой систем навигации в виде использования инерциальной системы в комплексе со спутниковым приемником в контурах авторегулирования фазы и частоты спутникового сигнала для повышения точности и непрерывности сигнала на выходе приемника, а также в виде использования спутникового способа с дифференциальным режимом для повышения точности инерциального способа путем коррекции сигнала на выходе инерциальной системы. Проведен анализ различных патентов на комплексные способы навигации.
45-53 105
Аннотация
Рассматривается задача обратного рассеяния электромагнитной волны на объекте при однопозиционной радиолокации, когда комплексная матрицы рассеяния симметрична. Исследуется, как будет изменяться величина поля, регистрируемого приемной антенной, при плавном изменении параметров матрицы рассеяния. Решается задача обратного рассеяния электромагнитной волны на произвольном трехмерном объекте. Приводятся графики изменения величины модуля поляризационного коэффициента отраженной волны от угла поворота объекта и соот- ветствующие им диаграммы обратного рассеяния. Получено дифференциальное уравнение, которое связывает изменение поляризационного коэффициента отраженной волны с изменением элементов матрицы рассеяния объ- екта. Полученные соотношения дают возможность разработать алгоритмы быстрого численного решения обратной задачи рассеяния на этом объекте, т. е. определение комплексной функции рассеяния поверхности объекта и вос- становления формы неизвестного объекта по распределению фазы отраженной волны. Метод использует лучевые представления полей рассеяния, базирующиеся на принципе Гюйгенса - Френеля. Алгоритм восстановления фор- мы объекта по фазе отраженной волны позволяет восстанавливать не только гладкие поверхности, но и поверхно- сти объектов, имеющие неровности меньшие, чем длина волны.
54-60 81
Аннотация
В статье авторы делятся опытом преподавания проектных дисциплин с применением компьютерных си- стем среднего уровня, начиная с младших курсов с последующим переходом к системам верхнего уровня. Приво- дятся результаты внедрения экспериментальной методики преподавания проектного обучения. Предлагается внед- рение экспериментальной методики проектного обучения в курсе «Основы автоматизированного проектирования робототехнических систем». В проекте предполагается использование CAD-систем для разработки геометрической модели подводного аппарата, которая в дальнейшем используется для создания проектной документации, а также для отработки системы управления и симулятора. Индивидуальность проекта усложняется условиями самостоя- тельного выполнения задания без возможности заимствований и использования готовых решений. Тематика проекта определяется комплексом знаний будущей специализаций бакалавра в области робототехники. Показаны поэтапные способы обучения и контроля выполнения проекта с применением информационных технологий по модульному принципу. На практике отмечен повышенный интерес бакалавров к теоретическим и практическим вопросам проектирования, если они используют современные IT-технологии.
61-68 86
Аннотация
В данной статье рассматривается сложная система специального назначения, процесс обслуживания которой является процессом Маркова. Приведены два условия для процесса работы исследуемой системы. Сделан вывод, что весь процесс работы исследуемой системы по обслуживанию заявок, поступивших после некоторого момента време- ни, не зависит от того, как проходила работа нашей системы по обслуживанию до этого момента времени. Перечис- лены критерии, являющиеся важными для исследования системы. Рассмотрены критерии, учитывающие экономиче- ский фактор функционирования исследуемой системы. Определены отдельные виды обслуживания с точки зрения экономической эффективности работы исследуемой системы. Рассмотрена экономическая эффективность системы с учетом потерь из-за отказов предприятиям-заказчикам, простоя летательных аппаратов, расходов на работу системы. Определена функция стоимости потерь системы с отказами заказчику на выполнение работы. Приведена формула для критерия экономической эффективности исследуемой системы как системы массового обслуживания. Рассмот- рены основные требования и формульные зависимости расчета эффективности обслуживания требований заявок на исследуемую систему. Представлены математические методы расчета критериев, учитывающих экономическую эф- фективность исследуемой системы, которые характеризуют степень хода операции выполнения поставленной задачи.
69-78 98
Аннотация
В данной статье предложен метод оценки восприимчивости радиоэлектронных средств к импульсным электромагнитным излучениям. Механизм проникновения электромагнитной волны к элементам радиоэлектрон- ных систем и воздействия на них определяется интенсивностью поля излучения на элементах радиоэлектронных систем. Под моделью воздействия импульсов электромагнитных излучений на радиоэлектронные системы понима- ется физико-аналитическая зависимость между параметрами воздействия импульсов электромагнитных излучений и параметрами образца радиоэлектронных систем. Предложена физико-математическая модель оценки восприим- чивости радиоэлектронных средств к импульсным электромагнитным излучениям. В основу разработанной модели была положена физика отказа образца радиоэлектронного средства, представляющая собой описание электромаг- нитных, электрических и тепловых процессов, приводящих к деградации исходной структуры элементов аппарату- ры. Рассмотрены условия, приводящие к общему уравнению процесса функционального поражения радиоэлектрон- ных систем при воздействии импульсов электромагнитного излучения. Рассмотрены внутренние характеристики комплектующих элементов, реагирующих на поражающее воздействие. Получено соотношение для мощности раз- рушения. Получена зависимость температуры теплового пробоя от длительности воздействующего импульса при различных уровнях мощности. Получено выражение для оценки надежности радиоэлектронной системы при воз- действии импульсов электромагнитных излучений как поражающего фактора.
79-87 92
Аннотация
Показано, что сложная электромагнитная обстановка в зоне аэродрома характеризуется значительным увеличе- нием уровня непреднамеренных помех и числа их источников. Совокупность этих факторов приводит к проблеме обес- печения электромагнитной совместимости совместно работающих радиотехнических систем (РТС), т. е. к обеспечению требуемого уровня качества их функционирования в условиях межсистемных помех. Организация управления воздуш- ным движением предполагает непрерывное взаимодействие между экипажами и диспетчерами на протяжении всего по- лета, т. е. необходимо учитывать взаимовлияние РТС, расположенных в соседних зонах ответственности. Так как зоны перекрываются, то распределение частот должно производиться одновременно с учетом всех РТС, что обуславливает огромную размерность задачи. Предложено для решения задачи выбора рабочих частот РТС системы управления воз- душным движением использовать генетический алгоритм. Для повышения качества получаемого решения обосновано и экспериментально проверено применение островного (параллельного) генетического алгоритма (ОГА). Определены па- раметры генетического алгоритма, обеспечивающие наилучшее качество решения. Показано, что адаптивная схема отбо- ра особей является перспективной для использования и позволяет без проведения дополнительных исследований решае- мой задачи и исходных данных на предмет выбора схемы репродукции для ОГА получать требуемое решение задачи.
88-96 79
Аннотация
В данной статье рассматривается метод синтеза системы управления с переменной структурой, обеспечи- вающий повышение живучести системы управления в условиях существенного изменения внешней среды, а также самого объекта в результате неблагоприятного воздействия. Рассмотрена формальная постановка задачи синтеза живучей системы управления. Задан ансамбль критериев селекции выбора модели. Приведено правило реализации алгоритма выбора на основе различных опорных функций. Сделан вывод о том, что при предварительной обработ- ке имеющейся априорной информации можно правильно выбирать опорные функции, которые отражают физиче- ские процессы более точно. Приведено математическое описание динамического объекта на основе дифференци- ального уравнения либо его решения. Дано определение функции тренда. Приведены критерии для селекции моде- ли повреждения. Сделана рекомендация о модификации алгоритма трендов Демарка с помощью скользящего окна Язвинского и метода самоорганизации для повышения точности построения прогнозирующей модели поврежде- ния. Предложено осуществлять выбор модели с помощью более сложного логического анализа наблюдаемого век- тора в соответствующей ситуации. Дано определение задачи логико-функционального управления и сформулиро- ван подход к ее решению. Приведен вывод о том, в чем заключается задача синтеза живучей системы управления.
97-103 100
Аннотация
Рассмотрена имитационная модель корреляционно-экстремальной системы навигации (КЭСН) летательно- го аппарата (ЛА) по микроволновому излучению земной поверхности, позволяющая оптимизировать характери- стики системы, начиная от вида используемого сигнала и схемы радиометра до ожидаемой точности привязки КЭСН. Разработанная модель состоит из блока моделирования работы радиометра; блока моделирования излучающих свойств подстилающей поверхности; блока учета влияния атмосферы; блока кинематики, моделиру- ющего движения носителя, характеристики антенной системы и способ обзора пространства; блока вычисления координат. Описываемая в статье модель позволяет оценивать информативность и стабильность излучения земных покровов участка коррекции траектории, влияние атмосферы на перенос радиотеплового излучения земных покровов в точку наблюдения; параметры антенной системы, характеристики радиометра, влияющие на вид выходного сигнала, кинематику движений летательного аппарата, используемые алгоритмы определения координат.
104-110 94
Аннотация
В данной статье рассматривается задача построения наилучшего маршрута воздушного судна на основе ин- формации об уровне наземного обеспечения его полета. Приведены недостатки традиционных средств радиолокаци- онного наблюдения. Выделено четыре типа воздушного пространства регионов РФ в зависимости от уровня наземно- го радиообеспечения полетов. Обоснована актуальность выбора маршрута воздушного судна с точки зрения необхо- димости планирования воздушного пространства. Приведена формула для вычисления вероятности получения не- верной навигационной информации на воздушном судне. Проведен анализ ошибок, возникающих при построении маршрута воздушного судна, связанных как с погрешностями в работе навигационного и связного оборудования, так и с человеческим фактором. Приведены формулы, выражающие вероятность неверного выбора маршрута при изме- нении или не изменении траектории движения воздушного судна. Введен обобщенный взвешенный показатель по- терь на основе учета различных факторов, влияющих на изменение траектории воздушного судна. Произведен учет весов этих факторов. Сформулировано правило перехода ВС в следующую точку маршрута. Сделан вывод о том, какой маршрут воздушного судна является наиболее рациональным с точки зрения следования предложенному пра- вилу выбора маршрута на каждом этапе полета. Приведены практические рекомендации, которые можно использо- вать для разрешения конфликта между воздушными судами, производящими полет по предложенному правилу.
111-117 75
Аннотация
В статье рассмотрена задача методологии оценки достоверности информации в сетях связи типовых аэро- портов I…III классов. В качестве базовой структуры для создания модели используется радиально-кольцевой тип с одним центром. Приведены расчетные соотношения для нахождения оценки вероятности безоткатной работы ли- ний связи. Представленные соотношения учитывают сопротивляемость фрагментов сети деструктивным воздей- ствиям, которые описываются вероятностной метрикой. Отдельным является вопрос квалиметрии вероятностей отказов линий связи. Для его решения было предложено использование коэффициента оперативной готовности. Данный коэффициент учитывает физические особенности различных линий связи. Осуществляется поправка ко- эффициента на характеристики этих линий в соответствии с рекомендациями по использованию теоретических распределений. Обозначен круг конкретных проблем, важных для решения поставленной задачи. Во внимание принимаются актуальные для рассматриваемых сетей уязвимости с учетом их логической взаимосвязи. На основе проведенного анализа цепочки закономерностей между уязвимостями определена методика построения априорных и апостериорных оценок. Представлен пример использования полученных расчетных соотношений.
118-123 122
Аннотация
Рассматриваются вопросы, связанные c надежностью аэродромных систем управления воздушным движением. Приводится расчет показателей надежности аэродромной системы управления воздушным движением, в состав которой входят: комплекс средств руководства полетами; радиостанции УКВ- и КВ-диапазонов; радиоло- кационная система посадки; азимутально-дальномерный радиомаяк; радиотехническая система ближней навига- ции; приводные аэродромные станции; автоматический радиопеленгатор; светосигнальное оборудование; система инструментальной посадки. Предложены основные критерии отказов рассматриваемой аэродромной си- стемы управления воздушным движением по функции обеспечения минимума взлета и посадки не ниже I катего- рии для воздушных судов, оснащенных соответствующим бортовым оборудованием. Представлена схема расчета надежности и определены среднее время работы на отказ и коэффициент готовности аэродромной системы управления воздушным движением. Полученные показатели надежности сложной системы в целом не- сколько хуже, чем показатели отдельных составных частей. Однако за счет резервирования отдельных изделий и использования нескольких функционально резервирующих друг друга средств удается добиться приемлемых характеристик.
124-135 107
Аннотация
Методы марковской теории оптимального оценивания случайных процессов, применяемые для оптималь- ного комплексирования информации о пространственном положении различных объектов, могут с успехом ис- пользоваться в задачах аэрологического радиозондирования атмосферы. В этом случае целью комплексирования является интеграция (функциональная, структурная и информационная) в единую систему радиолокационных и радионавигационных измерителей пространственных координат аэрологического радиозонда. Потребность в од- новременном измерении пространственных координат аэрологического радиозонда радиолокационным и радиона- вигационным измерителем обусловлена тем, что каждый из измерителей не удовлетворяет всем требованиям, предъявляемым к точности и надежности определения пространственных координат аэрологического радиозонда. В настоящей статье рассматривается задача синтеза оптимального алгоритма комплексной обработки сигналов спутниковых навигационных систем ГЛОНАСС/GPS, ретранслированных с борта аэрологического радиозонда, и выходных данных аэрологической радиолокационной станции (типа РАМ-2) с применением методов марковской теории оценивания случайных процессов. Рассматриваемая задача синтеза основывается на решении уравнения Стратоновича. В данной статье решение уравнения Стратоновича приводится для случая, когда динамика вектора состояния во времени описывается квазислучайным процессом.
136-143 165
Аннотация
Рассмотрены феррозондовые датчики для измерения величины и направления магнитного поля Земли, а также для измерения локальных магнитных полей, использующие однонаправленную импульсную схему в цепи возбуждения. Отражены преимущества использования феррозондов с импульсным возбуждением по сравнению с аналогичными датчиками, имеющими синусоидальное возбуждение. По предложенной авторами статьи ориги- нальной схеме сконструирован феррозондовый датчик для измерения локального магнитного поля, имеющий два феррозонда с целью компенсации магнитного поля Земли. Проведен эксперимент с использованием двух ферро- зондовых датчиков с импульсным возбуждением, имеющих различное количество витков в выходной обмотке, и постоянного магнита. В ходе эксперимента выявлены факторы, влияющие на выходное напряжение магнитомоду- ляционного датчика. На основе данных эксперимента получено уравнение регрессии для феррозонда, представля- ющее особый интерес для разработки подобных измерительных систем. В первую очередь, результаты работы важны при анализе технических характеристик магнитомодуляционных датчиков, а также для расчетов при про- ектировании феррозондов для использования в пилотажно-навигационных комплексах воздушных судов.
144-150 128
Аннотация
При проведении летных испытаний авиационной техники требуется контроль ряда параметров полета. Для решения поставленной задачи может быть использован комплекс, состоящий из бесплатформенной инерциальной навигационной системы (БИНС) и аппаратуры потребителей спутниковых радионавигационных систем (СРНС). Такое сочетание необходимо использовать в целях коррекции ошибок определения местоположения, которые с течением времени накапливаются в БИНС. В данной статье приведены результаты по разработке модели инерци- альной навигационной системы. Приведены результаты расчета погрешности определения места для разных типов ИНС. Каждая из рассмотренных ИНС имеет отличную накопленную ошибку за одинаковый интервал времени. Рассмотрены методы объединения информации ИНС и СРНС. Полученные результаты могут применяться для совершенствования пилотажно-навигационных комплексов ВС. В частности, позволить непрерывно опреде- лять скорость, координаты, угловое положение и скорость изменения положения строительных осей в про- странстве.
151-160 82
Аннотация
Статья посвящена реализации принципов вероятностно-лингвистического подхода к формализации, представ- лению и последующей обработке разнородной информации о состоянии безопасности важных технических объектов. На основе анализа процесса преодоления потенциальным нарушителем системы обеспечения безопасности обоснова- ны основные ограничения и сформулирована задача оценки уязвимости защищаемого объекта. Главное достоинство разработанной модели - широкие возможности по формализации разнородной информации о состоянии защищенно- сти объекта. На основе анализа разработанной модели сделано два вывода. Первый вывод состоит в том, что основная природа неопределенности информации, формализуемой в рамках разрабатываемой модели, носит субъективно окра- шенный характер, поскольку источником информации является эксперт, со своими знанием и опытом потенциального«нарушителя». Второй важный вывод состоит в том, что хотя теоретически выбор очередного воздействия на систему обеспечения безопасной эксплуатации важного технического объекта зависит от всей предыстории состояний и воз- действий, но практически существенным является то, какие воздействия доступны для «нейтрализации» очередногофункционального элемента системы обеспечения безопасной эксплуатации важного технического объекта. Приведенаобщая характеристика возможности «нейтрализации» функционального элемента системы обеспечения безопасностиважного технического объекта в форме вероятностно-лингвистического синдрома его уязвимости.
161-172 154
Аннотация
Системы управления вычислениями, основанные на модели потоков данных, в настоящее время широко используются для автоматизации различных инженерных и научных расчетных задач, требующих совместного использования в рамках одного расчета целого ряда специализированных программных средств. Такая система обеспечивает интеграцию используемого программного обеспечения в единую расчетную схему, передачу данных между элементами схемы, управляет их запуском и обработкой данных. В настоящей работе рассматривается слу- чай управления распределенными асинхронными вычислениями. Соответствующая модель потоков данных, опи- санная в первой части статьи, обеспечивает естественную автоматизацию и распределенное выполнение сложных итеративных вычислительных процессов, в том числе таких, в которых одна итерация внешнего процесса содер- жит несколько вложенных циклов выполнения. Основное внимание уделено вопросу организации обмена файлами между различными программными пакетами в распределенной вычислительной схеме с иерархической структу- рой. Предложенная методика работы с файлами учитывает общие требования к обработке данных в автоматизиро- ванных вычислениях: изолированность и возможность отслеживания происхождения данных, поддержку кэширо- вания и повторного использования данных, поддержку параллельной обработки.
173-178 66
Аннотация
В статье предложен современный метод обработки данных рефлектометрических измерений линий связи, основанный на применении вейвлет-преобразования к рефлектограммам. Данный метод основан на много- уровневом одномерном дискретном вейвлет-разложении рефлектограммы до j-го уровня (глубины) и позволяет произвести декомпозицию рефлектограммы на аппроксимирующие и детализирующие коэффициенты, содержа- щие информацию с полезной и шумовой составляющими рефлектограммы. Шумовая составляющая рефлекто- граммы наиболее четко проявляется в коэффициентах детализации, полученных на самом низком уровне раз- ложения (j = 1, 2, 3), к которым необходимо применить пороговую обработку с различным значением порога для каждого коэффициента, таким образом, производится удаление достаточно маленьких коэффициентов, которые считаются шумом. После данной обработки коэффициентов детализации восстановленная рефлекто- грамма с высокой точностью соответствует рефлектограмме без шумовой составляющей, что позволит существен- но уменьшить погрешность локализации повреждений и неоднородностей линий связи. Оценка полученных ре- зультатов проводится на основе сравнения среднеквадратической погрешности восстановленной, зашумленной и исходной рефлектограммы без шумовой составляющей, а также на основе визуального сравнения указанных рефлектограмм.
179-185 91
Аннотация
Рассматривается способ повышения эксплуатационных характеристик ГНСС с использованием наземных функциональных дополнений путем учета свойств распространения радиосигналов в атмосфере. Трансляция зна- чений полного электронного содержания (ПЭС), определенного путем двухчастотных измерений, позволяет пере- давать поправки по всем доступным типам навигационных сигналов GLONASS и GPS, укладываясь в стандартный объем передаваемой информации, регламентируемый ИКАО, что было бы невозможно при традиционных методах передачи корректирующей информации. За счет увеличения количества используемых навигационных сигналов повышается эксплуатационная готовность GBAS. Поправки, измеренные дифференциальной станцией для одной пары сигналов в различных диапазонах частот (например, L1OF и L2OF), можно использовать для повышения точности определения местоположения по другим навигационным сигналам (например, L2OC). Трансляция ПЭС также позволяет снизить погрешности GBAS, вызванные возмущениями в ионосфере, путем коррекции дифферен- циальных поправок на величину разности между ПЭС, измеренной станцией и потребителем при использовании двухчастотного НАП на борту потребителя. Предложенный метод позволяет обнаруживать сильные локальные неоднородности в ионосфере и, соответственно, повышать целостность навигационных определений.
186-192 156
Аннотация
Предметом исследования настоящей статьи является процесс планирования авиаперевозок и методы его моде- лирования. В работе рассмотрены структура и основные этапы планирования авиаперевозок (планирование расписания, расстановка воздушных судов на рейсы, управление доходами и операционное планирование), обозначена специфика каждого из них, а также их взаимосвязь друг с другом. Одной из ключевых задач планирования авиаперевозок является расстановка парка воздушных судов (ВС) на рейсы. Оптимальное решение данной задачи позволяет увеличить доход авиакомпании в среднем на 3 % за счет улучшения качества стыковок и выполнения запланированного количества рей- сов меньшим количеством ВС. Для проведения критического анализа выбрана традиционная модель FAM (Conventional leg-based FAM - Flight Assignment Model) назначения типов ВС на рейсы. Модель является сегментно-ориентированной. В ходе изучения модели FAM будут обозначены основные ограничения задачи, а также возможные их расширения, определены параметры и независимая переменная. В статье проведен критический анализ модели FAM с целью обозна- чения возможных вариантов и ограничений ее использования (например, для случаев краткосрочного и долгосрочного планирования, при изменении расписания или замене ВС), а также предложены возможные пути улучшения модели.
193-199 92
Аннотация
Анализируются угловые отклонения траекторий распространения радиоволн в каналах глиссады радио- технических систем посадки воздушных судов на основании данных температурно-ветрового зондирования атмосферы. Рассчитаны параметры плотностей распределения вероятностей указанных отклонений на различных дальностях от взлетно-посадочной полосы для четырех арктических регионов России. Показано, что величина доверительных интервалов отклонений траекторий при требуемом значении доверительной вероятности в 2-4 раза превышает размеры областей допустимых отклонений.
200-205 117
Аннотация
В статье рассмотрены особенности воздействия на окружающую среду продуктов деятельности гражданской авиации на всех стадиях жизненного цикла авиатранспортной услуги. Негативные чрезвычайные авиационные собы- тия вносят определенные изменения в жизненный цикл услуги, оказываемой воздушным транспортом, что отражает- ся на негативном экологическом воздействии на окружающую среду места аварии. Требуется комплексный подход к оценке такого воздействия. Количество загрязняющих веществ, попадающих в почву экосистемы на месте падения воздушного судна, может быть значительно уменьшено путем своевременного извлечения методом углеадсорбции авиационных горюче-смазочных материалов и специальных жидкостей, то есть необходима детоксикация почв. Обоснована целесообразность размещения специального сорбционного барьера, проходящего по границе территории авиационного происшествия и представляющего собой водопроницаемый рукав, наполненный сорбен- том. Предложена поэтапная последовательность работ детоксикации и рекомендовано применять их проведение в гражданской авиации в форме обязательной задачи, вменяемой административной подкомиссии, являющейся ча- стью комиссии по расследованию чрезвычайных авиационных событий. Последовательность работ представлена в виде плана-графика необходимых действий. Предлагается зави- симость для расчета количества нефтепродуктов, попадающих в почву в рассмотренных ситуациях.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-0619 (Print)
ISSN 2542-0119 (Online)