В статье приводится обоснование возможности и области применения уравнения Пэриса-Эрдогана для моделирования развития трещин усталости при случайных процессах нагружения. Приводится методика расчетов, основанная на использовании понятия «базового» случайного процесса и введении эквивалентного коэффициента интенсивности напряжений. Исследуется степень влияния перегрузок на скорость развития трещин. Теоретические положения сопоставляются с результатами экспериментальных исследований трещиностойкости плоских образцов-пластин из сплавов Д16АТ (аналог 2024-Т3) и В95АТВ (аналог 7075-Т6). Нагружение в эксперименте представляло собой стационарные гауссовские процессы.
В работе приводятся экспериментальные и теоретические результаты исследований в области оценок длительности роста трещин в условиях воздействия нерегулярных нагрузок, имитирующих эксплуатационные. Показана возможность применения моделей типа Пэриса-Эрдогана для расчетов периода живучести тонкостенных элементов авиаконструкций. Установлена аналогия в расчетах долговечности и расчетах живучести. Вводится понятие меры повреждений для оценки возможности применения линейной модели накопления повреждений в расчетах длительности роста трещин. Теоретические положения сопоставляются с результатами экспериментальных исследований трещиностойкости плоских образцов-пластин из сплавов Д16АТ (аналог 2024-Т3) и В95АТВ (аналог 7075-Т6). Нагружение в эксперименте представляло собой стационарные гауссовские процессы.
Выполнен комплекс испытаний и исследований поведения титанового сплава ВТ3-1 в области сверхмногоцикловой усталости. Образцы вырезаны из диска компрессора первой ступени двигателя Д30-КУ и испытаны при частоте нагружения 20 кГц на специальной установке в Парижском университете «ITMA». Показано, что в исследованной области зарождение трещин происходит под поверхностью от различных структурных неоднородностей материала. При симметричном нагружении формирование очага под поверхностью происходит с формированием мелкокристаллической структуры рельефа, а при растяжении первоначально формируется преимущественно гладкая фасетка раскалывания по a-фазе. Рассеивание экспериментальных данных при фиксированном уровне напряжений составляет почти три порядка.
В статье приведен новый подход к оценке уровня работоспособности и качества функционирования сложного технического объекта - газотурбинного двигателя (ГТД), предотказного состояния.
В статье приведен новый подход к оценке работоспособности и качества функционирования электронной системы автоматического управления силовой установкой воздушного судна.
Излагается метод синтеза функциональной структуры гидравлических систем. Метод основан на представлении объектов синтеза как управляющих систем по отношению к рабочей среде (жидкости) как объекту управления. Синтез основан на процедурах формализации функциональных требований матричными числовыми кодами и их декомпозиции до уровня функций элементов. Метод адресуется специалистам по автоматизированному проектированию гидравлических систем различного назначения, в том числе систем подачи жидкого топлива в авиационных и ракетных двигателях, водоснабжения, заправки, пожаротушения и др.
В статье представлена схема численного решения задачи о движении несжимаемой жидкости в ограниченной цилиндрической области постоянного радиуса с вращающимися основаниями. Исследуются различные режимы течения и сопряженные эффекты возникновения рециркуляционных зон в цилиндрических областях малой высоты.
В работе проведен анализ механизма причин возможных отказов элементов изделия. На основе статистических закономерностей предложены критерии оценки степени техногенного риска при определении возможных отказов элементов и узлов технического объекта, которые могут привести к катастрофическим последствиям при его эксплуатации.
В статье изложены методика и результаты расчетного исследования взаимодействия выхлопной реактивной струи со струеотклоняющим щитом. Работа направлена на решение конкретной экологической задачи - снижение воздействия шума на технический персонал аэропорта и пассажиров. В основу решения задачи положена система осредненных уравнений Рейнольдса, для решения которой используется метод контрольного объема.
В работе проанализированы некоторые особенности термодинамического цикла двухконтурного двигателя с раздельным истечением потоков. Выполнены необходимые расчеты, проанализированы основные зависимости параметров цикла, ранее не рассматривавшиеся в известной литературе.
В статье описаны особенности алгоритмического и программного обеспечения, разработанного для исследования связей параметров, регистрируемых в системах различной природы. Отличительной особенностью реализуемого способа исследования является получение решения задач многомерной статистики не на статичной выборке, а на совокупности последовательных выборок, что соответствует динамическому характеру рассматриваемых систем.
Статья посвящена одному из подходов расчета коэффициента интенсивности напряжений (КИН) лопаток газотурбинного двигателя (ГТД).
В статье рассматриваются результаты расчетных исследований о влиянии ветра на работу двигателей ПС-90А-90 на пробеге самолета Ил-76ТД-90 с применением реверса тяги.
В статье рассматривается метод формирования облика перспективного транспортного самолета на основе прогноза развития рынка грузоперевозок. Приводится анализ статистических характеристик перевозимых грузов, вводится понятие коэффициента использования объема самолета для анализа эффективности использования грузовой кабины, проводится сравнение грузовых кабин существующих типов транспортных самолетов.
В статье рассматривается применение вероятностной модели для упрощенных оценок необходимых запасов по степени надежности контроля (вероятности обнаружения трещины). Приводятся соотношения и графики для оценок коэффициентов надежности от вероятности обнаружения усталостной трещины. Показано, что применение коэффициентов надежности, равных 2…3, возможно при высоком качестве диагностирования (вероятность обнаружения усталостной трещины более 0,95).
Статья посвящена исследованию применения метода бутстрепа при первичной обработке параметров авиационных газотурбинных двигателей (ГТД). Рассматривается процесс обработки данных при формировании реперных точек и базовых значений параметров на исследуемых режимах для их дальнейшей оценки. Кратко рассматриваются виды бутстрепа, алгоритм его применения. Выбирается оптимальный объем выборки бутстрепа и проводится сравнение с действующими методами.
Предлагаемая статья содержит информацию о применении композиционных материалов (КМ) в авиационной технике на сегодняшний день. Проводится сравнение КМ с металлическими аналогами. Указаны области применения КМ на среднестатистическом современном самолете коммерческой авиации. Рассмотрены проблемы диагностики КМ по состоянию.
Рассматривается применение тепловизионной техники для диагностики срыва горения при испытании жаровой трубы основной камеры сгорания газотурбинного двигателя (ГТД). Регистрация теплового излучения струи продуктов сгорания и внутренних элементов осуществлялась с помощью коротковолновой тепловизионной системы AGA-782 с применением спектральных фильтров в нескольких диапазонах от 3,2 до 5,6 мкм. Тепловизор устанавливался по оси жаровой трубы. Выходной сигнал записывался и обрабатывался на компьютере в режиме реального времени, что позволяло контролировать процесс горения и тепловое состояние объекта во время эксперимента.
В статье изложены определение и примеры параметрической диагностики газотурбинных двигателей (ГТД) одного самолета с использованием синхронности и асинхронности временных рядов.
В статье приведены результаты, полученные в ходе разработки способов повышения эффективности диагностического анализа параметров, регистрируемых в процессе эксплуатации ТРДД с использованием К-средних.
В статье представлены результаты исследований по оценке эффективности применения адаптивного алгоритма управления маневренным самолетом, реализованного в поперечном канале управления, на основе идентификации ряда аэродинамических характеристик самолета и возмущений, вызываемых образованием несимметричной конфигурации размещения внешних подвесок. Путем моделирования движения самолета в ходе выполнения S-образных маневров с использованием программно-моделирующего комплекса и пилотажного стенда продемонстрировано существенное улучшение характеристик управляемости несимметричного самолета и, таким образом, повышение эффективности его применения.
В статье проведен краткий обзор документов стратегического планирования в области авиастроения, определён нормативно-правовой статус разрабатываемого «Национального плана развития науки и технологий в авиастроении на период до 2025 года и последующую перспективу», дана оценка его роли и места в документах стратегического планирования, показана взаимосвязь с основными документами. Раскрыта структура Национального плана, а также цели создания научно-технического задела, определяемые Национальным планом.
ISSN 2542-0119 (Online)