Использование линейных моделей в расчетах длительности роста трещин при случайных нагрузках
Аннотация
В работе приводятся экспериментальные и теоретические результаты исследований в области оценок длительности роста трещин в условиях воздействия нерегулярных нагрузок, имитирующих эксплуатационные. Показана возможность применения моделей типа Пэриса-Эрдогана для расчетов периода живучести тонкостенных элементов авиаконструкций. Установлена аналогия в расчетах долговечности и расчетах живучести. Вводится понятие меры повреждений для оценки возможности применения линейной модели накопления повреждений в расчетах длительности роста трещин. Теоретические положения сопоставляются с результатами экспериментальных исследований трещиностойкости плоских образцов-пластин из сплавов Д16АТ (аналог 2024-Т3) и В95АТВ (аналог 7075-Т6). Нагружение в эксперименте представляло собой стационарные гауссовские процессы.
Список литературы
1. Bolotin V.V. Application of probability theory methods and reliability theory in calculations of constructions. - М.: Strojizdat, 1971.
2. Nikonov V.V. Survivability problems in a context of transfer of aviation equipment on operation condition // Nauchniy Vestnik MSTU CA. - 2004. - № 80(10). - P. 6-70.
3. Nikonov V.V., Streliayev V.S. Exeriment-calculated assessment of a cyclic crack resistance at operational modes of loading. - М.: Mashinostroenie, 1991.
4. Strizius V.J. The typified program of loading for design elements of a regional transport plane wing // Nauchniy Vestnik MSTU CA. - 2006. - № 103. - P. 145-154.
5. Strizius V.J., Shapkin V.S. Methodology of operational loads definition for glider units and plane chassis. - М.: Vozdushnyj transport, 2011.
6. Murakami J. Directory on stress intensity factors. - М., MIR, 1990.
7. Nikonov V.V. Crack growth life under random loading. Second International Conference on Material and Compo-nent Perfomance under Variable Amplitude Loading, 2009. - Volume 1. - P. 391-400.
8. Schijve J. Effect of load sequences оn crack рrоpagation under random and program loading // Eng. Fract. Mech. - 1973. - V. 5. - P. 9-280.
9. Spencer Max. M.: The Boeing 747 fatigue integrity program. In: "Advanced approaches to fatigue evaluation. Sixth ICAF symposium held of Miami Beach, Florida, May 13-14, 1971". NASA SP- 309, 1972.
10. Nikonov V.V., Shapkin V.S. The simulation of the fatigue fracture process at random loading Key Engineering Materials Vols. 592-593 (2014). P. 113-116 Online available since 2013/Nov/15 at www.scientific.net © (2014) Trans Tech Publications, Switzerland doi:10.4028/www.scientific.net/KEM.592-593.113.
Рецензия
Для цитирования:
Никонов В.В., Шапкин В.С. Использование линейных моделей в расчетах длительности роста трещин при случайных нагрузках. Научный вестник МГТУ ГА. 2014;(208):13-21.
For citation:
Nikonov V.V., Shapkin V.S. The linear model using in crack growth simulation under variable-amplitude loading. Civil Aviation High Technologies. 2014;(208):13-21. (In Russ.)