Механизмы разрушения титанового сплава ВТ3-1 в области сверхмногоцикловой усталости
Аннотация
Выполнен комплекс испытаний и исследований поведения титанового сплава ВТ3-1 в области сверхмногоцикловой усталости. Образцы вырезаны из диска компрессора первой ступени двигателя Д30-КУ и испытаны при частоте нагружения 20 кГц на специальной установке в Парижском университете «ITMA». Показано, что в исследованной области зарождение трещин происходит под поверхностью от различных структурных неоднородностей материала. При симметричном нагружении формирование очага под поверхностью происходит с формированием мелкокристаллической структуры рельефа, а при растяжении первоначально формируется преимущественно гладкая фасетка раскалывания по a-фазе. Рассеивание экспериментальных данных при фиксированном уровне напряжений составляет почти три порядка.
Об авторах
А. А. ШанявскийРоссия
К. Батия
Россия
А. Д. Никитин
Россия
Т. Палин-Люк
Россия
Список литературы
1. Шанявский А.А. Безопасное усталостное разрушение элементов авиационных конструкций. Синергетика в авиации. - Уфа, 2003.
2. Шанявский А.А. Самоорганизация наноструктур в металлах при сверхмногоцикловой усталости // Физическая Мезомеханика. - 2012. - Т. 15. - № 5. - C. 91-105.
3. Bathias C., Paris P.C. Gigacycle fatigue in mechanical practice // New York: Dekker Publisher, 2005.
4. Eds Sakai T., Ochi Y. Proceedings of the UHCF-3, the third international conference on very high cycle fatigue, September 2004, Kyoto (Japan), 2004.
5. Murakami Yu. Metals Fatigue: Effects of Small Defects and Nonmetallic inclusions. London: Elsevier Ltd, (UK), 2002.
6. Shanyavskiy A.A., Banov M.D. The twisting mechanism of subsurface fatigue cracking in Ti-6Al-2Sn-4Zr-2Mo-0.1Si alloy // Engng. Fract. Mech. - 2010. - Pp.77-88.
Рецензия
Для цитирования:
Шанявский А.А., Батия К., Никитин А.Д., Палин-Люк Т. Механизмы разрушения титанового сплава ВТ3-1 в области сверхмногоцикловой усталости. Научный вестник МГТУ ГА. 2014;(208):22-26.
For citation:
Shanyavskiy A.A., Bathia C., Nikitin A.D., Palin-Luk T. FATIGUE CRACKING MECHANISMS OF TITANIUM ALLOY VT3-1 IN VERY-HIGH-CYCLE-FATIGUE REGIME. Civil Aviation High Technologies. 2014;(208):22-26. (In Russ.)