Preview

Научный вестник МГТУ ГА

Расширенный поиск
№ 225 (2016)
5-8 104
Аннотация
В статье рассматривается применение сочетания различных методов нанесения покрытия на рабочие лопатки турбины ГТД. Представлены результаты экспериментального исследования по нанесению защитного покрытия на рабочие лопатки турбины ГТД и проведения испытания образцов с покрытием на определение качества получаемого покрытия
9-13 89
Аннотация
В статье рассматривается применение математического моделирования при конструировании теплозащитного покрытия для рабочих лопаток турбины ГТД. Представлены результаты математического моделирования и проводится сравнение с экспериментальными данными. Полученные результаты позволяют выбирать состав подслоя для нанесения металлического слоя теплозащитного покрытия.
14-17 85
Аннотация
В статье приведены результаты исследований состава и концентрации механических примесей с разных слоев штатного фильтроэлемента Fuel monitor фирмы Velcon марки CDF 230 F, снятого с топливозаправщика, с целью оценки эффективности его работы и возможности прогнозирования ресурса технологического оборудования с использованием рентгенофлуоресцентного анализатора АДК «Призма».
18-28 101
Аннотация
Предложены методические и алгоритмические решения в направлениях повышения экономической эф- фективности организации процессов выявления фальсифицированных/контрафактных компонентов воздушных судов (КВС) на основе автоматизации информационных процессов входного контроля продукции. Главное отли- чие данной технологии - получение оценки необходимости проведения входного контроля КВС на базе миними- зации экономического ущерба ее потребителя. Сформирован соответствующий критерий, проведены его исследо- вания и предложено правило принятия решений о проведении входного контроля.
29-33 99
Аннотация
В статье рассматриваются различные направления повышения усталостной прочности, но не определяют- ся причины возникновения внезапного разрушения. Обозначена проблема возникновения неожиданного разруше- ния при усталости. Предлагается направление повышения усталостной прочности проведением систематического контроля технического состояния изделий авиационной техники и выявление наиболее опасных очагов разруше- ния с применением акустической эмиссии.
34-38 92
Аннотация
В статье приведена классификация способов и предложены направления модификации полимерных мате- риалов для технических средств склада горючего на основе эластичных резервуаров. Разработана технологическая схема установки газофазного фторирования изделий из уретановых и фторкаучуков, рассмотрена схема модифика- ции поверхности резинотехнических изделий (РТИ). Предложены перспективные методы модификации полимер- ных материалов для технических средств склада горючего.
39-44 121
Аннотация
Предложены показатели для проведения оценки долговечности при ограниченных испытаниях и эксплуа- тации объектов ПСГ-600 на основе определения гамма-процентного ресурса. Разработан алгоритм определения исходного и продляемого ресурсов на основе ресурсно-прочностного исследования составных частей полевого склада горючего с учетом периода безопасной эксплуатации n 2' 1.
45-48 101
Аннотация
Проведено сравнительное исследование эффективности противоизносных присадок к реактивным топли- вам Hitec-580, ДНК и смеси жирных талловых кислот. Показано, что присадка ДНК эффективнее, чем присадка Hitec-580, улучшает смазывающую способность гидроочищенных керосиновых фракций. Высокой противоизнос- ной эффективностью также обладают смеси жирных талловых кислот.
55-63 83
Аннотация
В настоящее время имеют большую актуальность вопросы, связанные с возможностью теплового нераз- рушающего контроля авиационных конструкций. В статье рассмотрено математическое моделирование и натурное моделирование процесса теплового контроля для выявления отслоений заполнителя от обшивки многослойной конструкции воздушного судна. Рассмотрено влияние температуры и длительности нагрева на проведение тепло- вого неразрушающего контроля.
64-66 75
Аннотация
Показана необходимость изучения химической стабильности топлив для реактивных двигателей, имею- щих в своем составе гидрогенизационный компонент. Предложен кинетический метод оценки химической ста- бильности топлив для реактивных двигателей.
67-73 99
Аннотация
В процессе эксплуатации воздушных судов (ВС) производится замена многих изделий комплектации по отработке установленных ресурсов и сроков службы или по отказу. Формирование потребности эксплуатанта в заменяемых изделиях во многом определяет эффективность эксплуатации типа ВС и конкретных экземпляров, по- скольку недостаток изделий вызывает простои ВС, а избыток изделий омертвляет средства, затраченные на их приобретение. Эти процессы регулируются нормами расхода запасных частей, материалов и инструмента, необхо- димых и достаточных для обеспечения эксплуатации ВС.В данной работе рассмотрены условия формирования норм расхода ЗИП для технического обслуживания и ремонта ВС и приводятся расчетные выражения по формированию этих норм в действующих условиях разработ- ки, изготовления и эксплуатации ВС отечественного производства на различных этапах их жизненного цикла.
74-79 101
Аннотация
В статье представлен анализ обводненности авиационных синтетических масел как одного из важнейших факторов, влияющих на износ деталей двигателя авиационной техники, а также на качество масел в процессе хранения и применения. Раскрыты причинно-следственные связи между изменением эксплуатационных свойств авиационных синтетических масел и их обводненности, влияние обводнен- ности масел на безопасность полетов.
80-85 92
Аннотация
В статье рассмотрено влияние параметров процесса нанесения защитного покрытия на структуру никеле- вого сплава. Представлены экспериментальные данные проведенных исследований изменения микроструктуры сплава от режима нанесения покрытия. Предложены рекомендации по восстановлению структуры никелевого сплава после нанесения покрытия.
86-91 107
Аннотация
В статье подчеркивается, что внедрение на отечественный рынок авиаперевозок воздушных судов нового поколения требует изменения традиционных методов и процедур подготовки инспекторов по надзору за безопас- ностью полетов. В настоящее время для подготовки инспекторов по надзору за безопасностью полетов недоста- точно использовать традиционные методы и методики. Это обусловлено тем, что инспектор нового поколения приобретает лицензионное право на осуществление проверки теоретических знаний и практического опыта специ- алистов разных категорий. Поэтому модульная программа, включающая серию учебных материалов по ключевым программам подготовки авиационных специалистов, практических задач и тестовых заданий, может в полном объ- еме отражать специфику авиатранспортной деятельности. Основная цель программы - обучить инспектора по надзору за безопасностью полетов осуществлять наблюдения и фиксировать отклонения от выполнения функцио- нальных обязанностей с учетом требований международных стандартов.
92-97 90
Аннотация
Современное понимание дополненной реальности - технологии, позволяющей совмещать в одном простран- стве реальный мир и виртуальные, созданные компьютером объекты, - как правило, подразумевает дополнение реального мира виртуальными объектами. Возможен и обратный случай, когда виртуальный мир дополняется ре- альными объектами, назовем такую технологию инверсной дополненной реальностью. На практике инверсная до- полненная реальность востребована в тренажерах операторов спецтехники, в обучающих системах. В статье опи- саны тренажерное решение с инверсной дополненной реальностью для операторов аэродромных погрузчиков кон- тейнеров и методология коррекции рассогласований при совмещении реального и виртуального миров. Аналогов этого решения на момент подготовки статьи не существовало.
98-104 89
Аннотация
В статье предложена и обоснована модель для описания процесса изменения качества функционирования средств радиосвязи при воздействии помех в виде дискретного полумарковского процесса, характеристики которо- го определяются характеристиками воздействующих помех. Разработана методика расчета показателей надежно- сти и эффективности функционирования средств радиосвязи с использованием данной модели при воздействии помех и технического состояния приемопередающих средств. Изложенный подход к определению основной харак- теристики надежности канала авиационной радиосвязи позволяет более достоверно определить его надежность в реальных условиях эксплуатации.
105-111 102
Аннотация
В статье рассматривается методика оптимизации комплекса технических средств обеспечения авиацион- ной безопасности. Методика включает два основных этапа - определение оптимальных суммарных затрат и опти- мального состава технических средств обеспечения авиационной безопасности. Представлены две постановки задачи оптимизации состава технических средств досмотра. Приводятся сферы практического применения мето- дики, поэтому кроме научного представления проблемы статья имеет большое практическое значение.
112-116 82
Аннотация
В контексте сложившейся на сегодняшний день в нашей стране экономической ситуации и намечающихся пу- тей ее улучшения предлагается вспомнить о проблеме научной организации труда (НОТ), позволяющей обеспечить повышение экономической эффективности производства без значительных дополнительных капитальных затрат.Цель статьи - рассмотреть факторы, на преодоление которых нацелено применение НОТ, и обратить вни- мание на способы решения задач охраны труда, возникающих в ходе осуществления трудового процесса.
117-123 105
Аннотация
Представлены результаты расчета основных параметров самолета вертикального взлета и посадки, имеющего вихревую подъемно-транспортную систему, основанную на использовании аэродинамического эффекта Магнуса. Рас- четы показали, что на современном уровне развития авиастроения возможно создание летательного аппарата такого типа, имеющего взлетную массу около 120 тонн, дальность и скорость полета соответственно 7000 км и 400 км/ч.
124-128 89
Аннотация
Современные воздушные суда имеют множество ограничений по различным летно-техническим парамет- рам. Прежде всего следует выделить эксплуатационные ограничения для конкретного типа воздушного судна, ко- торые определяют предельные режимы полета как наиболее сложные эксплуатационные режимы. Выход воздуш- ного судна за предельные режимы приводит к попаданию в критические режимы, характеризующиеся возникнове- нием особых ситуаций.В статье рассматривается природа возникновения особых ситуаций ОС в полете, причины отказов авиаци- онной техники. Представлена классификация и состав бортовых технических средств предупреждения особых си- туаций, приводятся примеры существующих бортовых средств предупреждения особых ситуаций.
129-136 118
Аннотация
В статье предлагается рассматривать авиационные события как источник аварийно-залпового воздействия на окружающую среду. Приведена классификация видов возникающего загрязнения, анализ проблем при разливе горюче-смазочных материалов на месте падения воздушного судна.Предложена система мер по снижению негативного экологического воздействия на почвы затронутой тер- ритории путем их детоксикации. Обосновано применение углеродных сорбентов. Рекомендованы зависимости для расчета необходимого количества активных углей. Показана рекомендуемая последовательность проведения работ на загрязненной территории.
137-142 81
Аннотация
В статье рассматривается актуальная проблема утилизации твердых отходов, возникающих в результате деятельности гражданской авиации, как этого требует государственная политика в сфере транспорта Российской Федерации. Наличие значительного количества отходов разного класса опасности позволяет рассматривать дан- ную проблему комплексно с индивидуальным подходом к каждому виду. Применение химических реагентов (уксусной и (или) азотной кислот) позволит эффективно решить проблему, связанную с утилизацией пищевых многослойных упаковочных материалов, накопленных в системах питания аэропортов гражданской авиации, также как и проблему переработки подобных твердых отходов при негативных авиационных происшествиях.Рекомендована технология процесса разделения, режимы проведения процесса. Дано сравнение эффективности проведения процесса для различных реагентов при изменении технологических параметров. Разделение слоев многослойных материалов позволяет использовать для их утилизации уже апробированные впромышленности технологии. Показано, что это позволит эффективнее решать проблему, связанную с накоплени-ем пищевых многослойных упаковочных материалов, происходящим в гражданской авиации.
143-150 153
Аннотация
Рассматривается модель исследования устойчивости системы «руль-привод», разработанная в интересах ре- шения задач совместного проектирования конструкции планера и системы автоматического управления маневрен- ного беспилотного летательного аппарата с учетом требований аэроупругой устойчивости. Исследование устойчи- вости проводится частотным методом с использованием частотных характеристик разомкнутой системы «руль- привод». Приводится пример исследования устойчивости системы «руль-привод».
151-156 94
Аннотация
Определение тенденций в изменениях показателей безопасности полетов и выработка необходимых мероприятий по их повышению в условиях малых авиакомпаний становится сложной задачей. В статье предлагается использование методов репродукции (размножения) статистической информации по безопасности полетов с целью определения приемлемого уровня безопасности полетов для малых авиакомпаний путем назначения доверительных интервалов. Подобный подход дает возможность получать искусственные случайные распределения, например, отклонений средней наработки на летное происшествие (инцидент) от математического ожидания такой наработки в условиях использования ограниченных статистических данных. По попаданию контролируемого показателя в тот или иной интервал можно судить о приемлемости оцениваемого уровня безопасности полетов, а также предлагать мероприятия по его снижению как минимум до приемлемого.
157-165 87
Аннотация
Рассматриваются и сравниваются апробированные технологические схемы и технические средства для очистки воды, образующейся при осуществлении санитарно-гигиенических процедур на борту эксплуатируемых космических станций. Приводятся данные различных источников по химическому составу загрязнений воды после различных видов работ, выполняемых экипажем перед санитарными процедурами. Обосновывается выбор моюще- го антибактериального средства, технологической схемы чистки. Приведена схема экспериментальной установки для очистки санитарно-гигиенической воды методом обратного осмоса и результаты проведенных экспериментов.Показано, что принципиально возможно осуществить регенерацию санитарно-гигиенической воды при помощи обратноосмотических модулей, выпускаемых промышленностью. Селективность обратноосмотических модулей различного производства к выбранному моющему средству превышает 99 %, а при перепаде давления на мембране 0,8-10 МПа достигается коэффициент извлечения чистой воды 98 %. Предложены экспресс-методы для предварительной оценки химического потребления кислорода и концентрации моющего средства в загрязненной воде, метод оценки качества очистки воды по удельной электропроводности.
166-172 86
Аннотация
В статье исследуется динамическое поведение неравномерно нагретой тонкостенной конической обо- лочки вращения типа обтекателя летательного аппарата в условиях нагружения ударной волной в газовой среде, аппроксимируемой подвижной нагрузкой. Перемещения оболочки, возникающие в результате пред- варительного неравномерного нагрева, определяются из решения уравнений термоупругого равновесия. Реше- ние динамической задачи состоит в интегрировании нелинейных уравнений движения оболочки при задан- ных начальных смещениях, нулевых начальных скоростях и граничных условиях, соответствующих закреплению обтекателя. В результате решения представленной задачи определяются амплитуды колебаний носка обтекателя. Это позволяет определять напряженно-деформированное состояние оболочки в целях определения ее несущей способности.
173-178 109
Аннотация
В статье рассматриваются требования по подготовке кадров для служб охраны труда. Для повышения кон- курентоспособности продукции и организации необходимо внедрять новые инструменты по обеспечению безопас- ности труда. Важным вопросом является уменьшение травматизма и профессионального заболевания работников. Возможно, таким инструментом может стать Система управления охраной труда. В настоящее время идет актив- ное внедрение на предприятиях данной системы. Составной частью успешного функционирования Системы управления охраной труда на предприятиях являются хорошо подготовленные квалифицированные кадры. Поэто- му ужесточаются требования к специалистам в области промышленной безопасности. В 2014 году изданы новые профессиональные стандарты. В соответствии с этими стандартами необходимо менять профессиональную подго- товку. В статье предлагаются пути подготовки и переподготовки специалистов в области охраны труда.
179-187 196
Аннотация
В статье анализируются возможности и недостатки матрицы последствий и вероятностей (матрицы рисков ИКАО) как метода оценки рисков для безопасности полетов.Матрица ИКАО является качественным методом управления риском, основанным на экспертных оценках степени вероятности отдельных возможных событий и потенциальной опасности их последствий. Метод являетсяпростым и удобным в использовании, но позволяет оценивать только отдельные дифференциальные риски.В статье на конкретных примерах показана несостоятельность попыток использования матрицы ИКАО дляколичественных оценок риска «прошлых событий» и отклонений в эксплуатационной деятельности авиапредприя-тия, получения интегрального риска авиапредприятия и его мониторинга. Также показана ограниченность данногометода в части решения задач приоритизации корректирующих мероприятий при отрицательной корреляции сте-пени вероятности и серьезности последствий событий.
188-196 103
Аннотация
Какие самолеты будут востребованы через 20-40 лет? Какие угрозы и технологические прорывы ожида- ются в будущем? Достаточно ли открыты возможности для достижения намеченных целей? На эти и иные вопросы стремятся дать ответ в прогнозных исследованиях ученые всего мира, используя традиционные и инновационные подходы, в том числе современные методики анализа больших данных и экспертной информации. Методология форсайта, сочетающая методы качественной оценки и количественных измерений, позволила создать собиратель- ный «образ будущего» авиастроения, объединяющий широкий спектр потребностей и ожиданий людей всего мира.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-0619 (Print)
ISSN 2542-0119 (Online)