Первая часть статьи посвящена построению упрощенного изложения теоремы эквивалентности Келла о нахождении двухпозиционной эффективной поверхности рассеяния (ЭПР) по результатам однопозиционных измерений. В отличие от оригинальной работы Келла, использующей строгую формулировку на основе интеграла Стрэттона-Чу, в настоящей статье использованы методы физической оптики. Анализ проведен для случая сложного радиолокационного объекта (РЛО), включающего значительное число центров вторичного рассеяния, а также для случая сложного РЛО, включающего протяженный рассеиватель. Вторая часть статьи посвящена изложению некоторых экспериментальных результатов по определению двухпозиционной ЭПР по результатам однопозиционных измерений на основе теоремы эквивалентности Келла. Эксперименты проведены с использованием сложных РЛО, включающих значительное число центров вторичного рассеяния, а также протяженные рассеиватели.
Определены основные понятия, необходимые для разработки теоретического обоснования эффекта поляризационного «следа» малоразмерного объекта на подстилающей поверхности. Существование этого эффекта установлено экспериментально и не может быть объяснено с использованием существующей статистической теории поляризации. Рассмотрены вопросы статистического анализа поляризационного «следа» малоразмерного объекта на подстилающей поверхности. Анализ статистических эффектов и численных параметров измеряемых величин проведен с использованием принципа эмерджентности и понятия близости состояний поляризации, рассмотренных в третьей части настоящего исследования.
В статье предлагается один из возможных вариантов использования концепции классической корреляции в моделях рассеяния на метеообразованиях. Это открывает широкие возможности учета взаимодействия периодической структуры падающего излучения со случайной дискретной структурой распределенных точечных рассеивателей. Особенность результатов настоящей статьи в том, что они могут быть достаточно просто проверены с использованием имеющихся экспериментальных данных.
Различные информативные характеристики радиотеплового поля, необходимые для создания эталонных изображений в корреляционно-экстремальных системах навигации, рассматриваются как компоненты векторного поля. Рассмотрены некоторые свойства таких пространственно-временных полей.
Различные информативные характеристики радиотеплового поля, используемые для создания эталонных изображений в корреляционно-экстремальных системах навигации, можно рассматривать как компоненты векторного поля.
Предлагается метод определения диэлектрической проницаемости поверхностей в оптическом диапазоне. Для этого достаточно сфотографировать исследуемую поверхность при естественном освещении на цифровой фотоаппарат, используя ортогональные поляризационные фильтры, а затем соответствующим образом обработать полученные изображения.
Исследуются свойства матрицы рассеяния объекта. Получена система дифференциальных уравнений, которая связывает изменения величины отношения собственных значений матрицы Грэйвса с соответствующими изменениями величин элементов матрицы рассеяния объекта.
Находятся характеристики обнаружения линейно поляризованного радиолокационного сигнала в случае флуктуационного поведения угла ориентации плоскости поляризации электромагнитной волны.
Рассмотрена возможность совершенствования приемных устройств, принимающих непрерывные модулированные сигналы с учетом их поляризационных свойств. При этом в случае использования синтезированной структуры построения приемного устройства устраняются потери от блуждания случайных параметров отраженного сигнала. Реализация предложенной поляризационной обработки радиолокационных сигналов позволяет в два раза повысить точность определения координат.
Рассмотрена концепция построения сети метеонаблюдений. Приведены факторы, влияющие на улучшение качества прогноза погоды. Показаны этапы создания сети.
В работе приводится модель оценки коэффициента готовности радиотехнических систем (РТС), основывающаяся на байесовском подходе, и показана возможность ее использования для различных функций распределения вероятностей времени безотказной работы.
Рассматривается метод определения акусто-эмиссионных характеристик воздушных судов (ВС) с использованием параметрических регистрирующих устройств на СВЧ и оптическом лучах. Приводятся результаты исследования акустической чувствительности и ширины полосы регистрирующих устройств при использовании этих лучей.
Рассматриваются характеристики устройств регистрации акустических волн в воздухе и воде с использованием оптических, СВЧ и ультразвуковых лучей. Приводятся результаты исследования акустической чувствительности, направленных свойств и ширины полосы устройств при использовании этих лучей.
Рассматриваются принципы определения направления на источник акустического излучения c использованием продуктов параметрического взаимодействия колебаний в оптических, СВЧ и ультразвуковых лучах с акустической волной. Приводятся результаты исследования направленных свойств регистрирующих устройств при использовании этих лучей.
Рассматривается метод обнаружения сдвига ветра и турбулентности атмосферы на взлетно-посадочной полосе (ВПП) на базе параметрических регистрирующих устройств на СВЧ и оптическом лучах. Приводятся результаты исследования чувствительности регистрирующих устройств при использовании этих лучей.
Предлагается алгоритм оценки частоты широкополосного сигнала на основе параметрического метода спектрального анализа, который позволяет повысить точность оценки частоты за счет многократного повторения процедуры вычисления автокорреляционной функции в пределах ограниченной выборки сигнала и с использованием параметрического метода спектрального анализа.
Анализируются особенности функционирования в ближней зоне системы частотной автоподстройки (ЧАП), используемой в качестве узкополосного фильтра, следящего за частотой Доплера. Приводятся результаты вычислений динамических характеристик системы ЧАП в момент срыва слежения в диапазоне условий встречи.
Рассмотрена Петри-Марковская модель параллельного процесса. С помощью модели «соревнований» рассмотрены механизмы взаимодействия конкурирующих запросов в распределенной системе. Разработана система управления высоконагруженными веб-порталами с повышенной отказоустойчивостью. Рассмотрен метод имитационного моделирования, проведено экспериментальное определение временных характеристик разработанного веб-портала и нагрузочное тестирование системы.
Синтезирован амплитудный детектор с адаптивной настройкой его характеристик под параметры негауссовской помехи. Исследована эффективность адаптивного фильтра с регулируемым коэффициентом передачи в петле управления.
В статье рассматривается целесообразность применения адаптивных рекурсивных фильтров в антенном подавителе помех глобальных навигационных спутниковых систем. Эффективность применения подобных фильтров оценивается при помощи постобработки с использованием выборки отсчетов аналого-цифрового преобразователя реального устройства.
В статье рассматривается метод повышения эффективности антенного подавителя помех путем разбиения полосы пропускания многоканального приемника на узкие подполосы. Доказывается принципиальная возможность увеличения коэффициента подавления на 3-8 дБ. Приводятся результаты полунатурных экспериментов с использованием выборок оцифрованного сигнала реального приемника.
В статье предложена стохастическая модель, позволяющая классифицировать состояние объекта при его анализе и контроле, на основе применения результирующего вектора определяющих параметров анализируемых объектов.
Обоснована возможность учета эквивалентного изменения параметров радиоэлектронных систем (РЭС) при воздействии аддитивной смеси полезного сигнала и помех путем определения необходимого поля допусков параметров для различных помеховых ситуаций. Предложенный подход позволяет проводить оценку помехоустойчивости аналоговых систем связи различных видов модуляции.
Предложена математическая модель для оценки влияния переменной помеховой составляющей на работу радиоэлектронных систем, использование которой позволит предъявить обоснованные требования к допускам на эксплуатационные параметры РЭС с учетом ЭМС.
Рассматриваются вопросы, связанные с разработкой системы технического обслуживания и ремонта (ТОиР) средств управления воздушным движением.
Рассматривается возможность нетрадиционной организации групп обеспечения технической эксплуатации и обслуживания радиотехнических систем (РТС) при минимизации сопутствующих эксплуатационных расходов. Приводится алгоритм решения задачи оптимального управления.
Предложен способ позиционирования объектов в поле СРНС с использованием сигналов наземных станций АЗН-В. Способ позволяет решать задачи позиционирования в зонах с неполным покрытием СРНС, с плохо обусловленной системой, с недостаточной точностью определения координат и т.п.
Обосновывается возможность исследования системы управления воздушным движением (УВД) как системы массового обслуживания с отказами. Через предельное состояние диспетчерского пункта объясняется понятие отказа. Даются критерии результативности работы системы в рамках теории массового обслуживания. Приводятся результаты расчёта результативности работы.
Описываются модели системы управления воздушным движением (УВД) в рамках теории массового обслуживания. Дана общая схема функционирования диспетчерского пункта.
В данной статье анализируется влияние двух погрешностей, связанных с измерением псевдодальности, на навигационные определения воздушных судов. Приводятся количественные данные по этим погрешностям для Тюменского региона.
В данной статье анализируется влияние динамических погрешностей, ионосферных и тропосферных погрешностей на навигационные определения воздушных судов. Приводятся количественные данные по этим погрешностям для Тюменского региона. Дан сравнительный анализ этих погрешностей.
Представлены способы построения разветвленных процессов смены дискретных состояний системы «Экипаж-ВС-Среда-УВД» при моделировании технологии управления воздушным судном (ВС) после принятия экипажем решения «ухода на посадку на втором круге» по рекомендациям диспетчера системы управления воздушным движением (УВД).
Рассмотрены проблемы аппроксимации и математического анализа полетов беспилотных летательных аппаратов с помощью нейронных математических моделей.
Рассмотрены проблемы моделирования и планирования групповых полетов беспилотных летательных аппаратов (БЛА). Для каждого из этапов процедуры планирования групповых действий разработана нейросетевая структура.
Проведена оценка требований к исходной информации на примере прогноза ливневых осадков. Рассмотрена задача о рациональном размещении сети автоматических станций на вышках сотовой связи.
На основе вероятностно-лингвистического подхода к представлению и преобразованию нечеткой информации показан порядок решения задачи типизации сформированного экспертами множества вероятностно-лингвистических синдромов, характеризующих все возможные технические состояния сложного объекта диагностирования.
Обоснован подход к оценке эффективности внедрения системы менеджмента качества. Рассмотренный подход основан на оценке уровня вероятности выпуска бездефектной продукции. Достоинством подхода является то, что он учитывает варианты стратегий менеджмента качества в условиях случайных факторов, дестабилизирующих процесс производства продукции.
Н.И. ЮСУПОВА, Н.С. МИНАСОВА В статье рассмотрены проблемы информационного сопровождения процесса управления персоналом на различных этапах жизненного цикла сотрудников. Представлены схема информационных процессов в жизненном цикле сотрудника и схема информационных потоков в системе управления персоналом. Обоснована актуальность создания комплексной информационной системы для сопровождения процесса управления персоналом, основанной на методах и средствах создания интеллектуальных систем поддержки принятия решений.
Рассматривается возможность создания автоматизированной информационно-управляющей системы обработки метеоинформации от нескольких радиолокационных комплексов.
Предлагается алгоритм построения таблицы перестановок без повторений из N элементов в виде числового ряда, складывающегося из прибавления к предыдущему члену некоторого числа, вычисляемого по определенному правилу.
В статье рассматривается вариант модели сигналов на выходе бортовых радионавигационных систем, учитывающий внезапные отказы в этих системах. Рассматриваемая модель является основой для формирования алгоритмов контроля и диагностирования технического состояния бортовых радионавигационных систем.
ISSN 2542-0119 (Online)