Рассматриваются актуальные вопросы расследования авиационных происшествий. На основе регламентирующих документов представлена схема порядка проведения расследования авиационных происшествий, в основе которого лежат требования и рекомендации ИКАО.
Рассмотрена методология разработки и построения руководства по обучению технического персонала основного учебного пособия, используемого в учебных курсах при переучивании инженерно-технического персонала на новый тип авиационной техники. В статье рассмотрена методика анализа потребности обучения, используемая при разработке данного руководства.
В статье описывается ситуация на региональных и местных воздушных линиях. Приведен анализ развития региональных перевозок в Европе и Америке. Также следует отметить, что на пути возрождения региональной авиации и местного авиасообщения сделаны лишь первые шаги и для России необходимо разработать и планомерно развивать единую маршрутную сеть региональных и местных авиаперевозок, которая могла бы объединить между собой все крупнейшие города.
Предложено применение известного метода акустической эмиссии для оценки технического состояния объектов, работающих под давлением, при ограниченном доступе к поверхности контролируемого объекта. При этом сокращаются расходы времени и средств, а также повышается достоверность результатов контроля. Преимущество отработанной методики подтверждено примером оценки технического состояния газификаторов.
В статье описаны основные характеристики авиационных аккумуляторов как кислотных, так и щелочных. Обсуждаются особенности их эксплуатации.
В статье предлагается новый подход сбора частиц из маслосистемы с целью повышения эффективности диагностирования деталей и узлов авиационных ГТД.
В статье рассматривается физическая сущность получения диффузионных покрытий из водных суспензий на различных сплавах и для различных условий их дальнейшей эксплуатации. Приводится структура покрытий, преимущества и особенности получения покрытий из водных суспензий. На основании анализа термодинамических реакций в системах элементов разработаны составы водных суспензий и даны практические рекомендации для их применения на деталях ГТД.
В статье рассмотрены результаты разработки лабораторной установки, позволяющей моделировать процесс седиментации механических примесей в топливных наземных аэродромных резервуарах.
В статье приведены результаты эксперимента, подтверждающие возможность определения состояния насосных агрегатов средств топливообеспечения аэропортов.
Рассмотрены результаты расчетно-экспериментального исследования флаттера тонкого крыла при отрывном и безотрывном обтекании. Выявлен эффект подавления флаттерных колебаний при наличии отрыва с поверхности крыла.
Раскрывается важная роль методов неразрушающего контроля (НК) как источника информации при оценке качества изделий авиационной техники (АТ). Обозначена проблема необоснованного выбора методов НК при оценке технического состояния АТ и намечены пути решения этой проблемы за счет обоснованного выбора средств НК в конкретных условиях применения. Дана четкая классификация методов неразрушающего контроля по критериям: применимости в ограниченных условиях, чувствительности при выявлении самого опасного дефекта - трещины, выявляемости сварных дефектов и коррозионных поражений.
Рассмотрены вопросы оценки эффективности действия противоводокристаллизационных жидкостей. Приводятся описание методов квалификационной оценки и нормы на определяемые показатели эффективности.
Предложены системные, программно-технические и технологические решения в направлениях повышения готовности и эффективности применения авиационной техники на основе сквозной автоматизации информационных процессов технической эксплуатации за счет согласованного использования комплекса современных информационных технологий. Главное достоинство данной технологии - возможность получения и использования в «реальном времени» ряда важных характеристик изделий АТ, метрик организационных и технологических процессов и др. в системе управления жизненным циклом АТ.
В статье изложены теоретические подходы к вопросам оптимизации геометрических параметров эластичных резервуаров (ЭР) для нефтепродуктов с учётом общей длины швов на верхней и нижней поверхностях. Предложены алгоритм, математические модели и критерий оптимизации, позволяющие существенно (до 20%) повысить эффективность раскроя конструкционного материала. На основе полученных зависимостей приведены формулы для определения оптимальных высоты, длины и ширины эластичных резервуаров. Приведены расчеты оптимальных размеров на примере эластичного резервуара вместимостью 250 м3.
Основу предлагаемой методологии составляет оценка барьерных и физико-механических характеристик конструкционного полимерного материала после одностороннего воздействия нефтепродукта при температуре предполагаемого климатического района эксплуатации. Расчет технико-экономической эффективности методологии показывает, что экономия составила 360 000 руб. при испытании одного полимерного материала с одним нефтепродуктом.
Разработан высокоинформативный метод определения остаточного ресурса соединений сборно-разборного нефтепродуктопровода по фактическому состоянию резиновых уплотнительных колец. Экспериментально установлены коэффициенты и предложена формула расчёта остаточного ресурса быстроразъёмных соединений в зависимости от климатического района эксплуатации.
В статье предложен новый метод оценки коррозионной активности топлив для реактивных двигателей в условиях омывания оценочного элемента циркулирующим топливом. Приведена принципиальная схема установки для реализации предлагаемого метода, рассмотрены предварительные результаты исследования коррозионной активности топлив предложенным методом.
В статье вводится понятие информационно-технического состояния автоматизированной системы управления воздушным движением и определяются виды информационно-технических состояний.
В статье рассматриваются математические модели наблюдаемых процессов датчиков определения высоты полета воздушного судна, вектора состояния и наблюдения в целях постановки задачи комплексирования на основе методов марковской теории оценивания случайных процессов.
В статье приводятся результаты исследований влияния конструкции топливных баков воздушных судов на накопление электростатического заряда при заправке.
В статье проведен анализ влияния эксплуатационных условий на работу лопаток турбины в составе двигателя. В результате установлены факторы, приводящие к снижению долговечности рабочих лопаток в эксплуатации, характерные дефекты лопаток турбины, а также делается вывод о необходимости применения защитного покрытия на них.
Проблема совершенствования подготовки авиационного персонала гражданской авиации России как основа обеспечения безопасности полетов в современных условиях динамично растущей авиационной отрасли. Определение основных проблем кадровой политики, выражающихся в нехватке и возрастных ограничениях летного персонала, специалистов инженерно-технического профиля и диспетчеров по управлению воздушным движением.
Рассматривается влияние несимметрии спектра помехи, вызванной неточностью настройки входного фильтра, на точность фазовых навигационных определений в спутниковых радионавигационных системах с частотным разделением каналов.
Рассматривается влияние замены фазы сигнала на ее цифровой эквивалент в виде временного интервала между нулевыми переходами опорного сигнала и смеси сигнала и помехи на точность цифровых систем фазовой синхронизации средств связи и навигации.
Статья посвящена обнаружению и идентификации отказов органов управления типа "увод и клинение" в идеальной постановке (атмосфера - невозмущенная, датчики - идеальные). Актуальность рассмотрения данных вопросов обуславливается проблемой дефицита времени для обнаружения, идентификации и парирования отказов AT, в частности, системы управления как системы наиболее чувствительной к отказам её функциональных элементов. В статье изложена оригинальная методика идентификации отказов, приведены результаты моделирования, иллюстрирующие высокую точность идентификации отказа руля высоты.
Одной из задач управления инфраструктурными объектами является обеспечение эффективной эвакуации в критических ситуациях. Проблема эвакуации связана с неоднородностью данных, их большими объемами, потерей части информационной инфраструктуры под воздействием деструктивных факторов. Рассматривается концепция проектирования автоматизированной системы управления эвакуацией на основе системного инжиниринга с применением системного подхода, современных информационных технологий, а также имитационного моделирования. Обосновывается актуальность использования технологий больших данных для решения задачи управления в реальном масштабе времени. В качестве инструмента распределенной обработки данных предлагается прототип кластера вычислителей с низким энергопотреблением.
ISSN 2542-0119 (Online)