Управление продольным моментом летательного аппарата с шасси на воздушной подушке комбинированной схемы
Аннотация
Выполнено экспериментальное исследование эффективности управления продольным моментом шасси на воздушной подушке (ШВП) за счет поворота сопел на режимах разбега-пробега ЛА. Исследования проводились с использованием схематизированной модели двухконтурного соплового устройства ШВП с поворотными щитками-соплами на стенде «плоский отсек». В процессе эксперимента варьировались параметры: скорость набегающего потока V, избыточное давление в ресивере рр, высота расположения модели над экраном h, угол тангажа υ и углы установки сопел φ1, φ2, φ3, φ4.
Об авторах
Ю. Ю. МерзликинРоссия
А. А. Долгополов
Россия
В. Г. Ципенко
Россия
Список литературы
1. Поляков А.И., Мусатов Р.А., Долгополов А.А. Концепция многофункционального авиационного транспортного средства безаэродромного базирования с экранным эффектом // Тезисы докладов науч.-технич. конф. «Авиация внеаэрдромного базирования и амфибийная транспортная техника». - М.: ЦАГИ, 1999.
2. Ханжонков В.И. Аэродинамика аппаратов на воздушной подушке. - М.: Машиностроение, 1972.
3. Вашкевич К.П., Долгополов А.А. Эффективность одностороннего и двустороннего управления углом наклона летательного аппарата на воздушной подушке // Труды ЦАГИ. - 1965. - Вып. 976.
4. Жаринов К.В. Исследование сил и моментов, действующих на аппарат на ВП камерного типа при висении над экраном // Труды ЦАГИ. - 1965. - Вып. 976.
5. Вашкевич К.П., Егорова Л.И. Управление положением летательного аппарата изменением параметров соплового устройства, формирующего воздушную подушку // Труды ЦАГИ. - 1965. - Вып. 976.
6. Долгополов А.А., Мерзликин Ю.Ю., Вишневский Г.А. Основные направления работ и некоторые особенности физического моделирования в исследованиях ШВП и ЛА с ШВП в целом // ХIII школа-семинар «Аэродинамика летательных аппаратов». - М.: ЦАГИ, 2002.
7. Мусатов Р.А. Особенности влияния удлинения прямоугольных крыльев на аэродинамические характеристики вблизи экрана // Сб. докладов IV научной конференции по гидроавиации «Гидроавиасалон-2002». - М.: ЦАГИ, 2002.
8. Мусатов Р.А. Особенности продольной статической устойчивости компоновки экраноплана самолетной схемы // Сб. докладов IV научной конференции по гидроавиации «Гидроавиасалон-2002». - М.: ЦАГИ, 2002.
9. Маслов Л.А. К расчету циркуляционного обтекания телесного крыла малого удлинения идеальной жидкостью // Труды ЦАГИ. - 1979. - Вып. 2005.
10. Маслов Л.А., Тимербулатов А.М. Расчет давлений на поверхности произвольной комбинации фюзеляжа с несущим крылом при малых скоростях // Труды ЦАГИ. - 1979. - Вып. 2005.
Рецензия
Для цитирования:
Мерзликин Ю.Ю., Долгополов А.А., Ципенко В.Г. Управление продольным моментом летательного аппарата с шасси на воздушной подушке комбинированной схемы. Научный вестник МГТУ ГА. 2015;(211):93-99.
For citation:
Merzlikin Yu.Yu., Dolgopolov A.A., Cipenko V.G. COMPOSITE CIRCUIT AIRCRAFT WITH AIR-CUSHION CHASSIS PITCHING MOMENT CONTROL. Civil Aviation High Technologies. 2015;(211):93-99. (In Russ.)