Preview

Научный вестник МГТУ ГА

Расширенный поиск

Транспортная связанность и авиационная подвижность населения в развивающихся странах с горным рельефом: опыт Кыргызской Республики

https://doi.org/10.26467/2079-0619-2025-28-2-51-70

Аннотация

В статье на примере Кыргызской Республики анализируется состояние транспортной системы страны с развивающейся экономикой, расположенной в горной местности с большими перепадами высот и не имеющей выхода к морю. Цель исследования – выявить потенциальные возможности воздушного транспорта (ВТ) в странах с горным рельефом для обеспечения связанности во внутреннем и международном сообщении. Основу исследования составляет метод анализа топологии транспортной сети, позволяющий выявить дефекты, сдерживающие обеспечение достаточного уровня пространственной связанности территории. Оценка спроса на пассажирские перевозки проведена с помощью статистического анализа пассажиропотока по видам транспорта за период с 1991 по 2023 год и расчета показателя количества совершенных перелетов на одного местного жителя в год. С целью выявления потенциального спроса на пассажирские перевозки воздушным транспортом проведен опрос местных жителей. Результаты исследования показали, что более 80 % пассажирских перевозок республики в междугородном сообщении осуществляются автомобильным транспортом, при этом 12 % населенных пунктов не соединены автобусным сообщением. Во многих высокогорных населенных пунктах автомобильное сообщение прекращается в определенные месяцы из-за обледенения, схода лавин и оползней, что приводит к транспортной изоляции. Начиная с 1985 года наблюдается изменение периода повторяемости оползней и смещение сезонных сроков с марта – мая на январь – июнь. Установлено, что ВТ является востребованной альтернативой выполнения пассажирских перевозок в указанные месяцы. За период с 2013 по 2023 год пассажиропоток в международных аэропортах Манас и Ош увеличился более чем в 2 раза, а в реконструированных аэропортах Иссык-Куль и Джалал-Абад – в 27 и 7 раз соответственно. В качестве основных факторов, сдерживающих рост авиационной подвижности населения, выявлены недостаточность внутренней маршрутной сети, низкая регулярность рейсов, отсутствие прямых рейсов в страны Европы и США. Открытие новых международных рейсов позволит реализовать туристический потенциал республики.

Об авторах

У. Э. Курманов
Кыргызский авиационный институт им. И. Абдраимова
Кыргызстан

Курманов Улан Эсембекович, кандидат технических наук, профессор, директор 

Бишкек



Р. Б. Салморбекова
Кыргызский авиационный институт им. И. Абдраимова
Кыргызстан

Салморбекова Рита Бобуевна, доктор социологических наук, профессор кафедры естественно-научных дисциплин 

Бишкек



Ж. К. Исмаилова
Кыргызский авиационный институт им. И. Абдраимова
Кыргызстан

Исмаилова Жыргал Кусейиновна, кандидат философских наук, доцент, заместитель директора по научной работе 

Бишкек



И. О. Полешкина
Московский государственный технический университет гражданской авиации
Россия

Полешкина Ирина Олеговна, доктор технических наук, доцент, старший научный сотрудник отдела научных исследований 

Москва



Список литературы

1. Курманов У.Э. Перевозка крупногабаритных и специфических грузов по сложным участкам горных автомобильных дорог Кыргызской Республики // Политехнический вестник. Серия: Инженерные исследования. 2020. № 2 (50). С. 122–127.

2. Салморбекова Р.Б., Курманов У.Э. Транспортно-логистическая система автомобильного транспорта Кыргызской Республики // Бюллетень науки и практики. 2024. Т. 10, № 9. С. 325–331. DOI: 10.33619/2414-2948/106/34

3. Ghambaryan G.G. Settlement pattern features in mountainous countries (on the Example of the Republic of Armenia) / G.G. Ghambaryan, A.H. Potosyan, V.G. Mkhitaryan, V.A. Potosyan, A.A. Ayriyants // Population and Economics. 2024. Vol. 8, no. 3. Pp. 130–155. DOI: 10.3897/popecon.8.e118381

4. Ghambaryan G.G. Problems of economic development of RA in the context of concept «Growth Poles and Centers». Yerevan: YSU Publishing House, 2020. 270 p. DOI: 10.46991/YSUPH/9785808424487 (in Armenian)

5. Kreutzmann H. Pamirian crossroads and beyond: Human geography and geopolitics. Leiden: Brill, 2024. 764 p.

6. Maharjan U. Aviation sector requires drastic reforms [Электронный ресурс] // The Rising Nepal, 21.11.2023. URL: https://risingnepaldaily.com/news/35198 (дата обращения: 15.12.2024).

7. Bernier X. Regional airports and the accessibility of mountain areas: Networks, importance and contribution to development // International Journal of Sustainable Development and Planning. 2010. Vol. 5, iss. 2. Pp. 130–140. DOI: 10.2495/SDP-V5-N2-130-140

8. Рахимов Б.А. Реализация международных транспортных проектов в Кыргызстане: перспектива строительства железной дороги Китай – Кыргызстан – Узбекистан // Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. 2020. № 2. С. 80–90.

9. Барыкин С.Е., Бойко И.А., Островская Н.В. Анализ развитости транспортной инфраструктуры Кыргызстана в целях международной интеграции // GLOBUS. 2020. № 6 (52). С. 55–58.

10. Суюнтбеков И.Э., Кененбаев А.Т., Байгубатова Н.М. Характеристика транспортной системы Кыргызской Рес­публики и роли в ней автомобильного транспорта [Электронный ресурс] // Техника и технология транспорта. 2023. № 1 (28). ID: 12. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_50427871_27385537.pdf (дата обращения: 15.12.2024).

11. Курманов У.Э. Состояние и перспективы развития воздушного транспорта в Кыргызской Республике // Наука, новые технологии и инновации Кыргызстана. 2018. № 5. С. 19–21.

12. Турдугулова Г., Исмаилова Ж.К. Современное состояние и перспективы развития рынка пассажирских авиаперевозок в Кыргызстане // Наука, инновации и технологии: от идей к внедрению: материалы Международной научно-практической конференции. Комсомольск-на-Амуре, 07–11 февраля 2022 г. Комсомольск-на-Амуре: Комсомольский-на-Амуре государственный университет, 2022. С. 452–455.

13. Valdes V. Determinants of air travel demand in middle income countries // Journal of Air Transport Management. 2015. Vol. 42. Pp. 75–84. DOI: 10.1016/j.jairtraman.2014.09.002

14. Adler N., Hashai N. Effect of open skies in the Middle East region // Transportation Research Part A: Policy and Practice. 2005. Vol. 39, iss. 10. Pp. 878–894. DOI: 10.1016/j.tra.2005.04.001

15. Cline R.C. Air transportation demand forecasts in emerging market economies: a case study of the Kyrgyz Republic in the former Soviet Union / R.C. Cline, T.A. Ruhl, G.D. Gosling, D. Gillen // Journal of Air Transport Management. 1998. Vol. 4, iss. 1. Pp. 11–23. DOI: 10.1016/S0969-6997(97)00012-4

16. Тархов С.А. Эволюционная морфология транспортных сетей. Смоленск: Универсум, 2005. 386 с.

17. Кулье М., Тамбурини А. Атлас оползней на территории Кыргызской Республики. Азиатский банк развития, 2023. 76 с. DOI: 10.22617/TCS240020-3

18. Шимомура Н. Проекты реабилитации дороги Бишкек-Ош (I) (II): Отчет о полевом обследовании [Электронный ресурс] // Японское Агентство международного сотрудничества (JICA). Бишкек, 2008. URL: chrome-extension://efaidnbmnnnibpcajpcglclefindmkaj/https://openjicareport.jica.go.jp/pdf/12111498_02.pdf (дата обращения: 15.12.2024).

19. Peres D.J., Cancelliere А. Estimating return period of landslide triggering by Monte Carlo simulation // Journal of Hydrology. 2016. Vol. 541, iss. 9. Pp. 256–271. DOI: 10.1016/j.jhydrol.2016.03.036

20. Torgoev I., Aleshin Yu., Ashirov G. Environmental effects of possible landslide catastrophes in the areas of radioactive waste warehousing in Kyrgyzstan (Central Asia) [Электронный ресурс] // Semantic Scholar. 2009. URL: https://api.semanticscholar.org/CorpusID:197411983 (дата обращения: 15.12.2024).

21. Grosche T., Rothlauf F., Heinzl A. Gravity models for airline passenger volume estimation // Journal of Air Transport Management. 2007. Vol. 13, iss. 4. Pp. 175–183. DOI: 10.1016/j.jairtraman.2007.02.001

22. Colin C.H.L. Dynamic relationship between air transport, economic growth and inbound tourism in Cambodia, Laos, Myanmar and Vietnam / C.H.L. Colin, Ya. Zhang, J. Gow, Vu. Xuan-Binh [Электронный ресурс] // Journal of Air Transport Management. 2022. Vol. 98. ID: 102161. DOI: 10.1016/j.jairtraman.2021.102161 (дата обращения: 15.12.2024).

23. Hakim M.M., Merkert R. Econometric evidence on the determinants of air transport in South Asian countries // Transport Policy. 2019. Vol. 83. Pp. 120–126. DOI: 10.1016/j.tranpol.2017.12.003

24. Исмаилова Ж.К., Сатыбеков А.Н. Анализ системы управления безопасностью полетов на практике международных аэропортов // Известия национальной академии наук Кыргызской Республики. 2023. № 5. С. 227–231.

25. Гусева В.И., Айдарова К.Р. Конкуренция на рынке услуг пассажирских авиаперевозок в Кыргызской Республике на современном этапе // Вестник Кыргызско-Российского Славянского университета. 2020. Т. 20, № 7. С. 16–20.

26. Полешкина И.О. Прогнозирование пассажиропотоков социально значимых авиационных маршрутов внутри арктического региона // Экономика региона. 2024. Т. 20, № 2. С. 591–607. DOI: 10.17059/ekon.reg.2024-2-16

27. Назгуль Ж. Туристическая отрасль в Кыргызстане: тенденции и вызовы // Университет Центральной Азии. 2017. Доклад № 42. 54 с.


Рецензия

Для цитирования:


Курманов У.Э., Салморбекова Р.Б., Исмаилова Ж.К., Полешкина И.О. Транспортная связанность и авиационная подвижность населения в развивающихся странах с горным рельефом: опыт Кыргызской Республики. Научный вестник МГТУ ГА. 2025;28(2):51-70. https://doi.org/10.26467/2079-0619-2025-28-2-51-70

For citation:


Kurmanov U.E., Salmorbekova R.B., Ismailova Zh.K., Poleshkina I.O. Transport connectivity and aviation mobility of the population in developing countries with mountainous terrain: Experience of the Kyrgyz Republic. Civil Aviation High Technologies. 2025;28(2):51-70. (In Russ.) https://doi.org/10.26467/2079-0619-2025-28-2-51-70

Просмотров: 30


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-0619 (Print)
ISSN 2542-0119 (Online)