Preview

Научный вестник МГТУ ГА

Расширенный поиск

К анализу методов и механизмов прогностического моделирования надежности бортового оборудования при решении задач планирования объемов работ по техническому обслуживанию воздушных судов

https://doi.org/10.26467/2079-0619-2025-28-2-35-50

Аннотация

В статье рассматривается метод планирования технического обслуживания воздушных судов на основе усовершенствованных методов математического моделирования. В ходе исследования разработана и апробирована математическая модель прогнозирования частоты отказов бортового оборудования, предназначенная для решения задач оптимизации процессов принятия решений по техническому обслуживанию на основе оценки надежности авиационной техники. Применение регрессии распределения Пуассона в сочетании с полиномиальными признаками позволяет выявить закономерности отказов оборудования, которые зависят от условий эксплуатации и предыстории технического обслуживания. Для исследования был создан синтезированный набор данных, моделирующий различные сценарии эксплуатации и процесс деградации оборудования. На первом этапе данные были освобождены от выбросов и ошибок, затем нормализованы для унификации масштабов различных переменных. Далее они были разделены на категории в зависимости от условий эксплуатации, после чего применена регрессия распределения Пуассона для прогнозирования отказов. Наконец, с помощью алгоритма оптимизации был разработан эффективный план технического обслуживания, учитывающий прогнозируемые отказы. Валидация прогностических возможностей модели и оптимизация стратегии технического обслуживания осуществляются путем сопоставления с архивными данными о ранее проведенных работах. Анализ результатов выявил особенности функционирования модели, а именно: применение регрессии методом наименьших квадратов с однократным кодированием демонстрирует идеальные прогнозы, что может свидетельствовать о необходимости преобразования модели и требует дополнительной верификации. В то же время альтернативные варианты методологии позволили выявить более реалистичные пределы погрешности и корреляции, что также подтверждает надежность прогностических моделей. Результаты исследования показывают, что комбинированный подход, использующий регрессию распределения Пуассона и полиномиальные признаки, позволяет значительно повысить точность прогнозов. Этот метод, в частности, продемонстрировал свою эффективность при моделировании отказов бортового оборудования, что позволяет оптимизировать процессы технического обслуживания с целью снижения затрат на ремонт. Полученные выводы подтверждают возможность внедрения более точных упреждающих методов планирования ТО, что дает возможность повысить надежность воздушных судов и снизить неэффективность их простоев на земле.

Об авторах

Б. И. Огунвоул
Московский государственный технический университет гражданской авиации
Россия

Огунвоул Блессинг Израилевич, кандидат технических наук, доцент кафедры безопасности полетов и жизнедеятельности 

Москва



В. Д. Будаев
Московский государственный технический университет гражданской авиации
Россия

Будаев Владислав Дмитриевич, старший преподаватель кафедры двигателей летательных аппаратов 

Москва



Д. О. Сизиков
Московский государственный технический университет гражданской авиации
Россия

Сизиков Даниил Олегович, старший преподаватель кафедры технической эксплуатации авиационных электросистем и пилотажно-навигационных комплексов 

Москва



Н. В. Горбаконь
Московский государственный технический университет гражданской авиации
Россия

Горбаконь Никита Вадимович, старший преподаватель кафедры двигателей летательных аппаратов

Москва



А. В. Власова
Московский государственный технический университет гражданской авиации
Россия

Власова Аруся Витальевна, кандидат технических наук, доцент кафедры организации перевозок на воздушном транспорте 

Москва



Список литературы

1. Алексанян А.Р., Ицкович А.А., Файнбург И.А. Интегрированная логистическая поддержка формирования процедур поддержания летной годности воздушных судов // Научный вестник МГТУ ГА. 2014. № 205. С. 22–27.

2. Сизиков Д.О. Метод анализа временных рядов и его математическая модель в программном обеспечении [Электронный ресурс] // Международный научно-исследовательский журнал. 2024. № 3 (141). DOI: 10.23670/IRJ.2024.141.5 (дата обращения: 02.04.2025).

3. Ицкович А.А., Файнбург И.А., Алексанян А.Р. Методологические аспекты программного управления процессами поддержания летной годности воздушных судов // Научный вестник МГТУ ГА. 2015. № 219. С. 12–19.

4. Кузнецов С.В. Математические модели процессов и систем технической эксплуатации авионики как марковские и полумарковские процессы // Научный вестник МГТУ ГА. 2015. № 213 (3). C. 28–33.

5. Кузнецов С.В. Система технической эксплуатации авионики и научные основы ее формирования // Научный вестник МГТУ ГА. 2017. Т. 20, № 6. С. 15–24. DOI: 10.26467/2079-0619-2017-20-6-15-24

6. Букирев А.С. Система диагностики технического состояния комплекса бортового оборудования воздушного судна на основе интеллектуальных информационных технологий / А.С. Букирев, А.Ю. Савченко, М.И. Яцечко, В.А. Малышев [Электронный ресурс] // Моделирование, оптимизация и информационные технологии. 2020. Т. 8, № 1 (28). DOI: 10.26102/2310-6018/2020.28.1.010 (дата обращения: 02.04.2025).

7. Bühlmann P., Van De Geer S. Statistics for high-dimensional data: methods, theory and applications. Springer Science & Business Media, 2011. 558 p.

8. Засухин А.С. Исследование алгоритма оценки погрешности отклонения двух навигационных систем / А.С. Засухин, В.Д. Будаев, Д.О. Сизиков, С.Х. Садегзаде // Вестник Российского нового университета. Серия: Сложные системы: модели, анализ и управление. 2021. № 4/1. С. 3–13. DOI: 10.18137/RNU.V9187.21.04/1.P.003

9. Кузнецов С.В. Характеристики достоверности эксплуатационного контроля функциональных систем и комплексов бортового оборудования воздушных судов // Научный вестник МГТУ ГА. 2023. Т. 26, № 6. С. 58–74. DOI: 10.26467/2079-0619-2023-26-6-58-74

10. Ying X. An overview of overfitting and its solutions [Электронный ресурс] // Journal of physics: Conference series. 2019. Vol. 1168, iss. 2. ID: 022022. DOI: 10.1088/1742-6596/1168/2/022022 (дата обращения: 02.04.2025).

11. Montesinos López O.A., Montesinos López A., Crossa J. Overfitting, model tuning, and evaluation of prediction performance // Multivariate Statistical Machine Learning Methods for Genomic. Cham: Springer International Publishing, 2022. Pp. 109–139. DOI: 10.1007/978-3-030-89010-0_4

12. Muñoz-Pichardo J.M. A multivariate Poisson regression model for count data / J.M. Muñoz-Pichardo, R. Pino-Mejías, J. García-Heras, F. Ruiz-Muñoz , M.L. González-Regalado // Journal of Applied Statistics. 2021. Vol. 48, no. 13–15. Pp. 2525–2541. DOI: 10.1080/02664763.2021.1877637

13. Heaton J. An empirical analysis of feature engineering for predictive modeling [Электронный ресурс] // SoutheastCon 2016. Norfolk, VA, USA, 2016. 6 p. DOI: 10.1109/SECON.2016.7506650 (дата обращения: 02.04.2025).

14. Фурар Х.Э. Оценка рисков при обеспечении безопасности бортовых систем воздушного судна / Х.Э. Фурар, Б.Д. Огунвоул, В.Д. Будаев, Ф. Лаши // Научный вестник МГТУ ГА. 2020. Т. 23, № 4. С. 84–95. DOI: 10.26467/2079-0619-2020-23-4-84-95

15. Будаев В.Д. Методы оптимизации планирования технического обслуживания авиационного парка [Электронный ресурс] // Международный научно-исследовательский журнал. 2024. № 7 (145). DOI: 10.60797/IRJ.2024.145.6 (дата обращения: 02.04.2025).


Рецензия

Для цитирования:


Огунвоул Б.И., Будаев В.Д., Сизиков Д.О., Горбаконь Н.В., Власова А.В. К анализу методов и механизмов прогностического моделирования надежности бортового оборудования при решении задач планирования объемов работ по техническому обслуживанию воздушных судов. Научный вестник МГТУ ГА. 2025;28(2):35-50. https://doi.org/10.26467/2079-0619-2025-28-2-35-50

For citation:


Ogunvoul B.I., Budaev V.D., Sizikov D.O., Gorbakon N.V., Vlasova A.V. To the analysis of methods and mechanisms of predictive modeling of onboard equipment reliability when solving problems of aircraft maintenance workload planning. Civil Aviation High Technologies. 2025;28(2):35-50. https://doi.org/10.26467/2079-0619-2025-28-2-35-50

Просмотров: 130


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-0619 (Print)
ISSN 2542-0119 (Online)