Preview

Научный вестник МГТУ ГА

Расширенный поиск

Методика устранения отклонений воздушного судна при предпосадочном снижении для предотвращения происшествий категории CFIT

https://doi.org/10.26467/2079-0619-2020-23-4-33-44

Аннотация

Авиационные происшествия – категории столкновения исправных воздушных судов с землей (CFIT) в мировой гражданской авиации входят в состав трех так называемых «убийц» авиации наряду с такими происшествиями, как потеря управляемости в полете (LOC-I) и происшествиями на ВПП (RE). В результате многолетних исследований данной проблемы были разработаны и внедрены в практику методики снижения уровня риска CFIT, программы обучения и переподготовки пилотов. Также были созданы несколько поколений бортовых систем предупреждения о столкновении с землей или препятствиями (GPWS, EGPWS, TAWS), недостатком которых является пассивно-рекомендательный характер выдачи предупреждений. Выводы комиссий по результатам расследований авиационных происшествий свидетельствуют о случаях игнорирования экипажем специальной сигнализации систем предупреждения о близости земли и возможности ухода на второй круг для повторной безопасной посадки. Несмотря на предпринятые авиационным сообществом меры, происшествия данной категории продолжают происходить. В связи с этим, необходим поиск новых методик и решений проблемы столкновения ВС с землей. Одним из возможных путей решения данной проблемы является перевод систем предупреждения о близости земли в разряд активных, работающих в двух режимах. Первый предупреждение экипажа о приближении к границам области безопасного маневрирования в районе захода на посадку с выдачей рекомендаций по устранению траекторного отклонения. Второй – если экипаж не предпринимает никаких действий при выдаче предупреждения или если его действия недостаточно эффективны, то следует произвести возврат на посадочную траекторию с временным выводом пилота из контура управления.

Об авторах

В. В. Воробьев
Московский государственный технический университет гражданской авиации
Россия

Воробьев Вадим Вадимович, доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой безопасности полетов и жизнедеятельности

г. Москва



А. П. Беляцкая
Московский государственный технический университет гражданской авиации
Россия

Беляцкая Анна Павловна, аспирантка

г. Москва



А. А. Суполка
ПАО «Аэрофлот – Российские авиалинии»
Россия

Суполка Александр Александрович, кандидат технических наук, пилот авиакомпании

г. Москва



Список литературы

1. Куминова А.П. Современные программы подготовки летного персонала и трехмерный показатель величины риска авиационного происшествия / А.П. Куминова, В.М. Рухлинский, Е.А. Коняев, И.Г. Кирпичев // Научный Вестник ГосНИИ ГА. 2019. № 29. С. 135–145.

2. Благинин А.А., Синельников С.Н., Ляшедько С.П. Современное состояние и проблемы тренировки пространственной ориентировки летчиков // Авиакосмическая и экологическая медицина. 2017. Т. 51, № 1. С. 65–69. DOI: 10.21687/0233-528X-2017-51-1-65-69

3. Kelly D., Efthymiou M. An analysis of human factors in fifty controlled flight into terrain aviation accidents from 2007 to 2017 // Journal of Safety Research. June 2019. Vol. 69. Pp 155–165. DOI: 10.1016/j.jsr.2019.03.009

4. Лушников А.С. Бортовые радиоэлектронные системы обеспечения безопасности полетов воздушных судов: учеб. пособие. Ульяновск: УВАУ ГА, 2009. 143 с.

5. Blajev Tz., Curtis W. Go-around decision-making and execution project // Flight safety foundation. March 2017. 54 p.

6. Акимов А.Н., Воробьев В.В. Методика и алгоритмы увода летательного аппарата от пространственной поверхности ограничения // Автоматика и телемеханика. 2001. № 7. С. 18–25.

7. Акимов А.Н. Особенности проектирования легких боевых и учебно-тренировочных самолетов / А.Н. Акимов, В.В. Воробьев, О.Ф. Демченко, Н.Н. Долженков, А.И. Матвеев, В.А. Подобедов. М.: Машиностроение-Полет, 2005. 368 с.

8. Гребенникова И.В. Методы оптимизации: учеб. пособие. Екатеринбург: УрФУ, 2017. 148 с.

9. Натальин В.М. Моделирование управляющих действий пилота при развитии неблагоприятного фактора в условиях особых ситуаций // Научный Вестник МГТУ ГА. 2012. № 175. С. 118–122.

10. Бочаров И.В., Стрелец В.В., Тукайнов Н.А. Влияние стресса на психологические характеристики деятельности летчика // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2020. № 3-1 (42). С.168–172. DOI: 10.24411/2500-1000-2020-10229

11. Жулев В.И., Иванов В.С. Безопасность полетов летательных аппаратов. М.: Транспорт, 1986. 224 с.

12. Попереченко И.В., Рачко А.А., Филин Ю.Г. Метод прогнозирования действий оператора эргастической системы при наличии отказа. Кн.: Авиационная экономика. Вып. 1. Киев: КИИГА, 1975. С. 112–114.

13. Пятакович В.А., Василенко А.М., Хотинский О.В. Аналитическая конструкция и исходные структуры искусственной нейронной сети, техническая реализация модели математического нейрона [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Науковедение». 2017. Т. 9, № 3. С. 1–15. URL: http://naukovedenie.ru/PDF/99TVN317.pdf (дата обращения 08.05.2020).

14. Якименко В.А. Разработка функционально-программного прототипа индивидуально-адаптированной системы поддержки управляющих действий пилота на этапе посадки с использованием нейросетевого подхода: автореф. дисс. … канд. техн. наук. М.: МАИ, 2016. 22 с.

15. Солдатова О.П. Нейроинформатика: учеб. пособие [Электронный ресурс] // РуконтНациональный цифровой ресурс. Самара: СГАУ, 2013. 132 с. URL: https://rucont.ru/efd/176442 (дата обращения 14.05.2020).

16. Головко В.А. Нейрокомпьютеры и их применение. Кн. 4: Нейронные сети: обучение, организация и применение: учеб. пособие для ВУЗ. М.: ИПРЖР, 2001. 256 с.

17. Евдокименков В.Н., Ким Р.В., Якименко В.А. Согласование технического и биологического сегментов эргатической системы «самолет-летчик» с использованием нейросетевого подхода // Труды МАИ. 2016. № 89. С. 1–21.


Рецензия

Для цитирования:


Воробьев В.В., Беляцкая А.П., Суполка А.А. Методика устранения отклонений воздушного судна при предпосадочном снижении для предотвращения происшествий категории CFIT. Научный вестник МГТУ ГА. 2020;23(4):33-44. https://doi.org/10.26467/2079-0619-2020-23-4-33-44

For citation:


Vorobуev V.V., Beliatskaya A.P., Supolka A.A. Methodic aspects of aircraft glide slope correction for prevention of CFIT category accidents during pre-landing descent. Civil Aviation High Technologies. 2020;23(4):33-44. (In Russ.) https://doi.org/10.26467/2079-0619-2020-23-4-33-44

Просмотров: 664


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-0619 (Print)
ISSN 2542-0119 (Online)