В статье рассматривается проблема задержек рейсов самолетов гражданской авиации, обусловленная недостаточной эффективностью системы планирования воздушного движения. Как результат аэропорты и авиакомпании несут финансовые потери. В статье представлены результаты анализа задержек на аэродромах московского авиаузла и на аэродромах Тёгель и Мюнхен (ФРГ). Описаны принципы организации системы планирования воздушного движения в Российской Федерации, а также приведены рекомендации, применение которых позволит повысить эффективность системы планирования воздушного движения в Российской Федерации.
В статье сформулирован закон управления системой ЦЗС и представлен метод построения математических моделей систем ЦЗС в линейно-узловой форме. Установившееся распределение потоков жидкости в трубопроводной сети моделируется системой уравнений, описывающей первый и второй законы Кирхгофа в узловой форме.
Рассмотрены состояние и перспективы развития методов управления программой разработки изделия в авиастроении. Предложена современная W-модель процесса проектирования жизненного цикла. Описаны современные технологии проектирования изделия в авиастроении.
Представлены результаты экспериментов, показывающие влияние метода отбора проб масла из узла трения на результаты гранулометрического анализа пробы.
Представлены результаты экспериментов, показывающие зависимости роста содержания металлов в масле МС-20 от действующей на металлические шарики нагрузки, а также влияние метода отбора проб на результаты диагностирования узла трения.
В статье приводятся результаты сравнительной оценки противоизносных свойств отечественных реактивных топлив различного компонентного состава. Показано, что необходимо проведение исследований с целью установления браковочных норм на показатели смазывающей способности топлив по методу BOCLE (ГОСТ Р 53715).
Рассмотрены задачи аэроупругости современных летательных аппаратов. Описываются математические модели аэроупругости, объединенные вихревыми методами численной аэродинамики.
В статье рассматривается влияние качества подготовки поверхности детали на адгезионную прочность и долговечность теплозащитного покрытия. В результате установлено, что шероховатость поверхности металлического слоя влияет на адгезию керамического покрытия и зависит от толщины керамических столбов при его формировании электронно-лучевым способом.
В статье рассматривается способ прогнозирования долговечности жаростойких покрытий по результатам проведенных лабораторных испытаний с учетом наносимой толщины покрытия и материала сплава. Установлены зависимости эффективности покрытий, получаемых различными способами на сплавах различного химического состава, от их толщины.
В статье рассматривается сравнительная оценка долговечности жаростойких диффузионных покрытий при их дальнейшей эксплуатации в составе двигателя по результатам проведенных лабораторных испытаний. С целью сравнительной оценки эксплуатационной долговечности вводится критерий долговечности, позволяющий оценить свойства различных защитных покрытий без испытаний в составе двигателя.
Внедрение инновационных технологий в процесс обработки багажа обеспечит повышение их надежности, даст возможность начать переход к новому организационно-технологическому плану при освоении новых систем обработки багажа, обеспечивающих решение неотложных проблем развития аэропортов и улучшение пропускной способности с реальным экономическим эффектом. Необходимость соизмерения затрат с полученным эффектом от внедрения новых методов обработки багажа определяет актуальность разработки новых методических подходов к обоснованию эффективности внедрения инновационной технологии при обработке багажа.
В статье описывается роль авиатоплива в жизни воздушного транспорта. Топливозаправочная индустрия во всем мире решает две главные задачи - обеспечение безопасности и экономики воздушных перевозок. Для России же характерна еще одна - снабжение топливом авиакомпаний. В статье рассмотрен вопрос ценообразования авиатоплива с учетом реалий сегодняшнего дня.
Статья посвящена выбору и обоснованию закона управления, формированию облика системы автоматического управления регулируемой высокотемпературной основной камерой сгорания многорежимного газотурбинного двигателя маневренного летательного аппарата с целью обеспечения устойчивой и эффективной работы основной камеры сгорания в широком эксплуатационном диапазоне.
В статье приведены предложения по синтезу толерантных цифровых систем управления полетом, основанные на методах алгоритмического обеспечения отказоустойчивости. Реализация толерантных цифровых систем управления полетом позволит предупредить негативные последствия отказов различных бортовых систем и агрегатов самолета.
Разработка методологических принципов оценки соответствия функциональных систем (ФС) воздушных судов (ВС) требованиям Норм летной годности (НЛГ), включающих оценку особых ситуаций при отказах и неисправностях отдельных функциональных систем и методику ранжирования функциональных систем по требованиям безопасности.
В статье рассмотрен пример внедрения математического моделирования в практику капитального ремонта агрегатов гидравлической системы вертолёта. В частности изложена методика построения диагностической, математической модели гидравлического демпфера втулки несущего винта. Предложена процедура анализа гидравлической характеристики клапана демпфера с целью определения дефектов проточных каналов клапана.
В статье рассматриваются вопросы совершенствования методической базы и результаты исследований воспламеняющей способности разрядов статического электричества в среде паров авиатоплива.
Рассмотрена возможность использования лазерной генерации поверхностной акустической волны в лопатках авиационных газотурбинных двигателей, регистрации, обработки и анализа параметров акустической волны с целью оценки возможности определения остаточных напряжений.
Для оценки минимального остаточного ресурса металлоконструкций предложен новый подход при использовании результатов испытаний металлоконструкций с применением метода акустической эмиссии и результатов испытаний материалов при определении критериев трещиностойкости в лабораторных условиях.
С температурный диапазон рабочих температур, исключить влияние материала рукава на качество горючего, повысить прочностные характеристики и сроки эксплуатации.
В статье изложены теоретические подходы к оценке технологических потерь нефтепродуктов при хранении в эластичных резервуарах с учётом стационарного и нестационарного режимов диффузии топлив через конструкционный материал эластичного резервуара. Предложенный алгоритм и математические модели определения технологических потерь, с учётом нестационарного режима изменения топливопроницаемости конструкционного материала эластичных резервуаров, позволяют существенно (до 40%) повысить точность нормирования естественной убыли углеводородных топлив на полевых складах горючего.
Разработана эффективная технология проведения экспериментальных исследований по определению потерь нефтепродуктов в эластичных резервуарах. Определены нормы технологических потерь нефтепродуктов от проницаемости, набухания и смачивания оболочки эластичных резервуаров.
Исследованы вопросы совершенствования эксплуатационных характеристик полевых складов горючего. Использование термопластичных полиуретанов в конструкции эластичных резервуаров позволит повысить экологическую безопасность в 2,0 - 2,5 раза, расширить температурный диапазон эксплуатации до 30%, снизить трудозатраты на развертывание склада в 2,5 - 3,0 раза. Обоснована критичность технологии производства конструкционных материалов на основе термопластичного полиуретана из отечественного сырья.
Рассматриваются вопросы выбора критериев модельной частицы загрязнения для математического описания процесса отстаивания авиатоплива и масел.
В статье анализируются методы оценки степени загрязнения проточной части авиационных ГТД.
ISSN 2542-0119 (Online)