Технологии расширенной реальности в высшем образовании
https://doi.org/10.26467/2079-0619-2025-28-3-25-35
Аннотация
В последние несколько лет тематика расширенной (то есть виртуальной или дополненной) реальности в образовании приобрела такую популярность среди исследователей, что создает проблемы при подготовке обзоров работ по направлению: поиск только по базам Scopus и Web of Science дает несколько тысяч результатов, и это очевидно свидетельствует об актуальности и очень высокой востребованности данного инструментария. Однако большинство публикаций посвящено пилотным экспериментам по применению технологий расширенной реальности в образовании, они не затрагивают регулярную учебную практику (исключение – курсы для студентов IT-специальностей) и не используют проверенные методы для количественной оценки результатов исследований. Настоящая статья призвана заполнить указанные пробелы. Описывается использование в течение четырех лет (2021–2024) специально разработанного приложения дополненной реальности на практических занятиях при обучении студентов авиационного университета со специализацией на управлении воздушным движением. Это первый подобный опыт в вузах России. Для объективной количественной оценки этой работы применялся тест NASA-TLX, ставший де-факто стандартом авиакосмической индустрии при оценивании использования новых технологий и получивший широкое распространение в иных отраслях. Многолетнее применение и проверенный инструмент оценки позволяют предполагать, что полученные результаты и основанные на них рекомендации могут служить надежной основой для планирования дальнейших исследований и практического внедрения настоящих технологий в высшем образовании.
Об авторе
А. Л. ГорбуновРоссия
Горбунов Андрей Леонидович, кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры управления воздушным движением,
Москва.
Список литературы
1. Marques, B., Santos, B.S., Dias, P. (2024). Ten years of immersive education: Overview of a virtual and augmented reality course at postgraduate level. Computers & Graphics, vol. 124, ID: 104088. DOI: 10.1016/j.cag.2024.104088 (accessed: 12.01.2025).
2. Zhang, Y., Feijoo-Garcia, M.A., Gu, Y., Popescu, V., Benes, B., Magana, A.J. (2024). Virtual and augmented reality in science, technology, engineering, and mathematics (STEM) education: An umbrella review. Information, vol. 15, issue 9, ID: 515. DOI: 10.3390/info15090515 (accessed: 12.01.2025).
3. Wang, Q., Li, Y. (2024). How virtual reality, augmented reality and mixed reality facilitate teacher education: A systematic review. Journal of Computer Assisted Learning, vol. 40, issue 3, pp. 1276–1294. DOI: 10.1111/jcal.12949
4. Sakr, A., Abdullah, T. (2024). Virtual, augmented reality and learning analytics impact on learners, and educators: A systematic review. Education and Information Technologies, vol. 29, pp. 19913–19962. DOI: 10.1007/s10639-024-12602-5
5. Jagatheesaperumal, S., Ahmad, K., Al-Fuqaha, A., Qadir, J. (2024). Advancing education through extended reality and internet of everything enabled metaverses: applications, challenges, and open issues. In: IEEE Transactions on Learning Technologies, vol. 17, pp. 1120–1139. DOI: 10.1109/TLT.2024.3358859
6. Pregowska, A., Osial, M., Gajda, A. (2024). What will the education of the future look like? How have Metaverse and Extended Reality affected the higher education systems? Metaverse Basic and Applied Research, vol. 3. ID: 57. DOI: 10.56294/mr202457 (accessed: 12.01.2025).
7. Al-Ansi, A.M., Jaboob, M., Garad, A., Al-Ansi, A. (2023). Analyzing augmented reality (AR) and virtual reality (VR) recent development in education. Social Sciences & Humanities Open, vol. 8, issue 1. ID: 100532. DOI: 10.1016/j.ssaho.2023.100532 (accessed: 12.01.2025).
8. Banjar, A., Xu, X., Iqbal, M.Z., Campbell, A. (2023). A systematic review of the experimental studies on the effectiveness of mixed reality in higher education between 2017 and 2021. Computers & Education: X Reality, vol. 3. ID: 100034. DOI: 10.1016/j.cexr.2023.100034 (accessed: 12.01.2025).
9. Marín-Rodriguez, W.J., Andrade-Girón, D.C., Zúñiga-Rojas, M. et al. (2023). Artificial Intelligence and Augmented Reality in Higher Education: a systematic review. Data and Metadata, vol. 2. ID: 121. DOI: 10.56294/dm2023121 (accessed: 12.01.2025).
10. Buchner, J., Kerres, M. (2023). Media comparison studies dominate comparative re-search on augmented reality in education. Computers & Education, vol. 195. ID: 104711. DOI: 10.1016/j.compedu.2022.104711 (accessed: 12.01.2025).
11. Koumpouros, Y. (2024). Revealing the true potential and prospects of augmented reality in education. Smart Learning Environments, vol. 11. ID: 2. DOI: 10.1186/s40561-023-00288-0 (accessed: 12.01.2025).
12. Xi, N., Chen, J., Gama, F., Riar, M., Hamari, J. (2023). The challenges of entering the metaverse: An experiment on the effect of extended reality on workload. Information Systems Frontiers, vol. 25, pp. 659–680. DOI: 10.1007/s10796-022-10244-x
13. O'Connor, Y., Mahony, C. (2023). Exploring the impact of augmented reality on student academic self-efficacy in higher education. Computers in Human Behavior, vol. 149. ID: 107963. DOI: 10.1016/j.chb.2023.107963 (accessed: 12.01.2025).
14. Ríos, L.V., Acosta-Diaz, R., Santana-Mancilla, P.C. (2023). Enhancing self-learning in higher education with virtual and augmented reality role games: students’ perceptions. Virtual Worlds, vol. 2, issue 4, pp. 343–358. DOI: 10.3390/virtualworlds2040020
15. Gauthama, W., Hendra, O., Aswia, P.R., Amalia, D. (2025). Updating aircraft maintenance education for the modern era: a new approach to vocational higher education. Higher Education, Skills and Work-Based Lear-ning, vol. 15, no. 1, pp. 46–61. DOI: 10.1108/HESWBL-11-2023-0314
16. Shahzad, K., Khan, S.A.K.A., Javed, Y., Ahmad, S. (2025). Factors influencing the adoption of extended reality (XR) applications in li-braries for sustainable innovative services: a systematic literature review (SLR). The Elec-tronic Library, vol. 43, issue 1, pp. 22–40. DOI: 10.1108/EL-06-2024-0188
17. Christou, E., Parmaxi, A., Christoforou, M. (2025). Implementation and application of extended reality in foreign language education for specific purposes: a systematic literature review. Universal Access in the Information Society. 2025. DOI: 10.1007/s10209-025-01191-w (accessed: 12.01.2025).
18. Hart, S.G. (2006). NASA-task load index (NASA-TLX); 20 years later. In: Proceedings of the human factors and ergonomics society annual meeting, vol. 50, no. 9, pp. 904–908. DOI: 10.1177/154193120605000909
Рецензия
Для цитирования:
Горбунов А.Л. Технологии расширенной реальности в высшем образовании. Научный вестник МГТУ ГА. 2025;28(3):25-35. https://doi.org/10.26467/2079-0619-2025-28-3-25-35
For citation:
Gorbunov A.L. Extended reality technologies in higher education. Civil Aviation High Technologies. 2025;28(3):25-35. https://doi.org/10.26467/2079-0619-2025-28-3-25-35