Preview

Научный вестник МГТУ ГА

Расширенный поиск

Методика аппроксимации трехмерных поверхностей в целях синтеза алгоритмов предотвращения столкновения летательных аппаратов с препятствиями

https://doi.org/10.26467/2079-0619-2024-27-3-23-34

Аннотация

В работе положено начало практическому применению алгоритмов увода летательных аппаратов от трехмерных поверхностей ограничения, представляющих собой комбинацию рельефа местности и искусственных препятствий. Проведен анализ событий, приводящих к авиационным происшествиям, и осуществлено сравнение бортовых систем предварительного уведомления экипажей воздушных судов о столкновении с естественными или искусственными препятствиями. Показано, что такие системы являются недостаточными вследствие своего пассивно-рекомендательного характера выдачи предупреждений. Поставлен вопрос о необходимости реализации активной автоматической системы предотвращения столкновений с пространственными препятствиями. В целях применения имеющихся алгоритмов увода летательных аппаратов от пространственных поверхностей ограничения разработана методика аппроксимации трехмерных поверхностей (препятствий), заданных на цифровой карте местности в виде дискретных отсчетов высоты с определенным шагом на координатной сетке. В качестве аппроксимирующей препятствие непрерывной поверхности второго порядка выбран параболоид вращения, и определены его характеристические параметры. Для определения характеристических параметров параболоида предложены к использованию алгоритм определения пересечения трехмерной поверхности и плоскости, основанный на принципе определения пересечения треугольников в пространстве, а также метод выбора точки перегиба рельефа местности, основанный на определении значения градиента высоты рельефа местности. Приведено построение аппроксимирующего параболоида на примере естественного препятствия в виде горного массива. При синтезе алгоритмов предотвращения столкновения летательных аппаратов с препятствиями отмечена необходимость учета не только параметров поверхностей ограничения и динамических характеристик летательных аппаратов, но и точностных характеристик источников данных об их положении. Показаны перспективные направления применения разработанной методики.

Об авторах

А. В. Воробьев
Государственный научно-исследовательский институт авиационных систем
Россия

Воробьев Алексей Витальевич, ведущий инженер

Москва



А. М. Леликов
Государственный научно-исследовательский институт авиационных систем
Россия

Леликов Алексей Максимович, техник

Москва



В. В. Стрый
Московский государственный технический университет гражданской авиации
Россия

Стрый Владимир Васильевич, аспирант кафедры аэродинамики, конструкции и прочности
летательных аппаратов

Москва



Список литературы

1. Воробьев В.В., Беляцкая А.П., Суполка A.A. Методика устранения отклонений воздушного судна при предпосадочном снижении для предотвращения происшествий категории CFIT // Научный Вестник МГТУ ГА. 2020. Т. 23, № 4. С. 33–44. DOI: 10.26467/2079-0619-2020-23-4-33-44

2. Буков В.Н. Адаптивные прогнозирующие системы управления полетом. М.: Наука, 1987. 232 с.

3. Sorokowski P. Small UAV automatic ground collision avoidance system design considerations and flight test results / P. Sorokowski, M. Skoog, S. Burrows, S. Thomas [Электронный ресурс] // NASA. 2015. URL: https://ntrs.nasa.gov/citations/20150014106 (дата обращения: 15.08.2023).

4. Suplisson A.W. Optimal recovery trajectories for automatic ground collision avoidance systems (Auto GCAS) [Электронный ресурс] // Theses and Dissertations. 2015. URL: https://scholar.afit.edu/etd/183 (дата обращения: 15.08.2023).

5. Акимов А.Н., Воробьев В.В. Методика и алгоритмы увода летательного аппарата от пространственной поверхности ограничения // Автоматика и телемеханика. 2001. № 7. С. 18–25.

6. Акимов А.Н. Особенности проектирования легких боевых и учебно-тренировочных самолетов / А.Н. Акимов, В.В. Воробьев, О.Ф. Демченко, Н.Н. Долженков, А.И. Матвеев, В.А. Подобедов. М.: Машиностроение – Полет, 2005. 368 с.

7. Виноградов И.М. Элементы высшей математики. Аналитическая геометрия. Дифференциальное исчисление, основы теории чисел: учебник для вузов. М.: Высшая школа, 1999. 511 с.

8. Möller T. A fast triangle-triangle intersection test // Journal of Graphics Tools. 1997. Vol. 2, iss. 2. Pp. 25–30. DOI: 10.1080/10867651.1997.10487472

9. Мурашкина Т.И., Королев Е.А., Егоров А.Ю. Особенности методики преподавания темы «Парабола и параболоид» в курсах математики и инженерной графики [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. № V11. С. 43–52. DOI: 10.24422/MCITO.2017. V11.8137 (дата обращения: 15.08.2023).

10. Möller T., Trumbore B. Fast, minimum storage ray-triangle intersection // Journal of Graphics Tools. 1997. Vol. 2, iss. 1. Pp. 21–28. DOI: 10.1080/10867651.1997.10487468

11. Бабич О.А. Обработка информации в навигационных комплексах. М.: Машиностроение, 1991. 512 c.

12. Inanc M. Compressing terrain elevation datasets [Электронный ресурс] // Rensselaer Theses and Dissertations Online Collection. 2008. URL: https://hdl.handle.net/20.500.13015/539 (дата обращения: 15.08.2023).

13. Акимов А.Н., Волошин В.А., Супряга А.А. Алгоритмическое обеспечение адаптивной системы предотвращения столкновения с рельефом (АСПСР) // Научный Вестник МГТУ ГА. 2022. Т. 25, № 6. С. 8–22. DOI: 10.26467/2079-0619-2022-25-6-8-22

14. Киселев М.А. Анализ существующих подходов к перестроению маршрута полета воздушного судна в процессе его выполнения / М.А. Киселев, Ю.С. Калюжный, А.В. Карпов, Ю.В. Петров // Научный Вестник МГТУ ГА. 2023. Т. 26, № 3. С. 53–65. DOI: 10.26467/2079-0619-2023-26-3-53-65

15. Vajda P., Maris J. A systematic approach to developing paths towards airborne vehicle autonomy [Электронный ресурс] // NASA. 2021. URL: https://ntrs.nasa.gov/citations/20210019878 (дата обращения: 15.08.2023).


Рецензия

Для цитирования:


Воробьев А.В., Леликов А.М., Стрый В.В. Методика аппроксимации трехмерных поверхностей в целях синтеза алгоритмов предотвращения столкновения летательных аппаратов с препятствиями. Научный вестник МГТУ ГА. 2024;27(3):23-34. https://doi.org/10.26467/2079-0619-2024-27-3-23-34

For citation:


Vorobyev A.V., Lelikov A.M., Stryy V.V. The technique for approximation of three-dimensional surfaces in order to synthesize algorithms for preventing aircraft collisions with obstacles. Civil Aviation High Technologies. 2024;27(3):23-34. (In Russ.) https://doi.org/10.26467/2079-0619-2024-27-3-23-34

Просмотров: 172


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-0619 (Print)
ISSN 2542-0119 (Online)