Использование интерактивного макета кабины экипажа самолета ДА-42T в учебном процессе
https://doi.org/10.26467/2079-0619-2023-26-4-31-49
Аннотация
При проведении учебных занятий в авиационном вузе целесообразно демонстрировать образцы авиационной техники, отдельные элементы систем и агрегатов или использовать специализированные стенды и плакаты. Однако при изучении современных типов учебных воздушных судов, кабины которых содержат многофункциональные индикаторы, при таком подходе возникают трудности в усвоении учебного материала. При изучении кабин с многофункциональными индикаторами необходимо использовать интерактивные средства обучения, в которых индикаторы должны работать под питанием и иметь необходимый функционал. Обучение на реальной технике в одних случаях является невозможным, а в других нецелесообразным. Использование для обучения комплексного тренажера на учебных занятиях по различным дисциплинам ограничено в силу того, что тренажер предназначен в первую очередь для привития первичных навыков управления воздушным судном, а не для теоретического обучения. В статье рассматривается вопрос повышения качества обучения курсантов-летчиков при изучении порядка работы с арматурой кабины путем использования в учебном процессе вуза интерактивного макета кабины экипажа самолета ДА-42Т со всеми органами управления и индикации (за исключением РУС и педалей), включая два основных многофункциональных индикатора и один резервный. Работа многофункциональных индикаторов реализована в виде специальных устройств, имеющих дисплей и кнопочное обрамление, подключенных к специально разработанной программе на ПК, имитирующей работу информационной системы самолета. Для этого на основе информации из руководства по летной эксплуатации воспроизведены информационные кадры, отображаемые на многофункциональных индикаторах в самолете ДА-42Т. Содержание разработанных кадров полностью повторяет индикацию в самолете ДА-42Т, способствуя повышению качества обучения и выработке практических навыков по работе на комплексном тренажере и в реальном самолете. Физические органы управления в макете кабины также соответствуют по внешнему виду и расположению органам управления в кабине настоящего самолета ДА-42Т. Описан порядок разработки имитаторов многофункциональных индикаторов и макета кабины экипажа самолета ДА-42Т. Описаны возможности использования имитаторов многофункциональных индикаторов и макета кабина самолета ДА-42Т в учебном процессе для повышения качества обучения. Описаны результаты проведенных исследований, представлены преимущества использования интерактивного макета кабины в учебном процессе.
Об авторах
А. С. КнязевРоссия
Князев Алексей Сергеевич, кандидат технических наук, старший преподаватель
г. Краснодар
А. Ю. Попов
Россия
Попов Андрей Юрьевич, кандидат технических наук, доцент, начальник кафедры
г. Краснодар
Е. А. Романцов
Россия
Романцов Евгений Андреевич, курсант
г. Краснодар
Список литературы
1. Румянцев С.В. Интерактивный процедурный тренажер первоначальной подготовки авиационного персонала / С.В. Румянцев, В.И. Медведев, А.В. Шевченко, Н.В. Капитанов. Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2021614677 РФ. Дата гос. регистрации 16.03.2021.
2. Медведев В.И., Шишленин Д.А. Виртуальная реальность. С новыми разработками – к новым рубежам // Вестник военного образования. 2021. № 4 (31). C. 72–76.
3. Лагкуев М.С. Эффективность подготовки. Интерактивный процедурный тренажер первоначальной подготовки авиационного персонала с использованием виртуальной реальности / М.С. Лагкуев, И.Н. Котлов, М.А. Судаков, А.В. Шевченко // Вестник военного образования. 2021. № 1 (28). C. 59–62.
4. Князев А.С. Использование имитатора многофункционального индикатора самолета в учебном процессе вуза / А.С. Князев, А.С. Антоненко, Е.Д. Арбузов, А.Д. Чеботарев [Электронный ресурс] // Труды МАИ. 2022. № 123. 35 с. DOI: 10.34759/trd2022-123-20 (дата обращения: 24.12.2022).
5. Князев А.С. Использование программы имитации работы центральной информационной системы самолета ДА-42Т в учебном процессе вуза / А.С. Князев, А.С. Антоненко, М.А. Лоптев, Е.М. Жданов // Научный Вестник МГТУ ГА. 2022. Т. 25, № 3. С. 61–72. DOI: 10.26467/2079-0619-202225-3-61-72
6. Князев А.С., Попов А.Ю. Программа для обеспечения работы тренажерного имитатора интеллектуального цветного индикатора ИЦИ-140. Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2022664485 РФ. Дата гос. регистрации 01.08.2022.
7. Князев А.С. Программа для визуализации работы аэрометрических приборов / А.С. Князев, А.Ю. Попов, А.А. Фурсов, Я.М. Кашин, Р.Н. Бордиян. Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2022664559 РФ. Дата гос. регистрации 01.08.2022.
8. Петухов В.Н., Денисенко А.А., Ковязин И.О. SimInTech для человеко-машинного интерфейса // Моделирование авиационных систем: сборник тезисов докладов III Всероссийской научно-технической конференции. Москва, 21–22 ноября 2018 г. М.: ГосНИИАС, 2018. С. 267.
9. Медведев В.И. Задачи подготовки военных специалистов для ВКС России // IX Международная научно-практическая конференция молодых ученых, посвященная 58-й годовщине полета Ю.А. Гагарина в космос: сборник научных статей. Краснодар, 12–13 апреля 2019 г. Краснодар: Издательский Дом – Юг, 2019. С. 16–18.
10. Куприянов Н.А. Проблематика изучения руководства по летной эксплуатации при формировании знаний и навыков курсантов истребительной авиации по действиям в особых случаях в полете / Н.А. Куприянов, С.А. Прошкин, С.В. Стадник, П.Д. Солодовник // Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. 2022. № 1. С. 37–51. DOI: 10.51955/23121327_2022_1_37
11. Попов В.М., Здрачук С.В. Учебный тренажер кабины вертолета Ми-8Т на базе авиационного симулятора // Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. 2018. № 4. С. 42–66.
12. Туринцев С.В., Федоров А.В., Федоров А.А. Разработка процедурного тренажера на базе авиационного симулятора X-Plane // Проблемы летной эксплуатации и безопасность полетов. 2019. № 13. С. 98–101.
13. Смагин Д.И. Применение программного комплекса SimInTech для математического моделирования различных бортовых систем летательных аппаратов / Д.И. Смагин, К.И. Старостин, Р.С. Савельев, Т.А. Кобринец, А.А. Сатин // Computational nanotechnology. 2018. № 3. С. 9–15.
14. Куракин С.З., Куприянов Н.А., Степенко А.С. Особенности интеграции учебнотренировочных средств / радиотехнических систем в образовательный процесс вузов // Интеграция науки и образования в системе подготовки военных специалистов: сборник научных трудов по материалам III Всероссийской научно-практической конференции. Воронеж, 21 октября 2022 г. Воронеж: Научная книга, 2022. С. 84–94.
15. Афонин И.Е. Компьютерная интерактивная модель пульта управления и индикации учебно-боевого самолета / И.Е. Афонин, Д.А. Ермаков, Э.В. Коновальцев, М.А. Черных // Современные проблемы создания и эксплуатации вооружения, военной и специальной техники: сборник трудов V Всероссийской научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 9–10 декабря 2021 г. СПб.: Военно-космическая академия имени А.Ф. Можайского, 2022. С. 32–38.
16. Коновальцев Э.В., Ермаков Д.А. Программная реализация математической модели пульта управления и индикации учебнобоевого самолета // Межвузовский сборник научных трудов. Краснодар: КВВАУЛ им. Героя Советского Союза А.К. Серова, 2022. С. 71–77.
17. Верещиков Д.В. Применение нечеткой логики для создания имитационной модели управляющих действий летчика / Д.В. Верещиков, В.А. Волошин, С.С. Ивашков, Д.В. Васильев [Электронный ресурс] // Труды МАИ. 2018. № 99. 25 с. URL: https://trudymai.ru/published.php?ID=91926 (дата обращения: 01.11.2022).
18. Shin H.-G. Implementation of an integrated test bed for avionics system development / H.-G. Shin, M.-C. Park, J.-S. Jun, Y.-H. Moon, S.-W. Ha // Software Engineering, Business Continuity, and Education. ASEA 2011: Communications in Computer and Information Science. Berlin: Springer, 2011. Vol. 257. Pp. 416–423. DOI: 10.1007/978-3642-27207-3_46
19. Cameron B. Development and implementation of cost-effective flight simulator technologies / B. Cameron, H. Rajaee, B. Jung, R.G. Langlois // Proceedings of the 3rd International Conference on Control, Dynamic Systems, and Robotics (CDSR’16). Canada: Ottawa, 9–10 May 2016. No. 126. Pp. 1–8. DOI: 10.11159/cdsr16.126
20. Nowakowski H., Makarewicz J. Flight simulation devices in pilot air training // Scientific Journal of Silesian University of Technology. Series Transport. 2018. No. 98. Pp. 111–118. DOI: 10.20858/sjsutst.2018.98.11
21. Staack I. Towards a complete cosimulation model integration including HMI aspects / I. Staack, J. Schminder, O. Shahid, R. Braun // Proceedings of the 10th Aerospace Technology Congress. Stockholm, Sweden, 8–9 October 2019. Pp. 112–119. DOI: 10.3384/ecp19162012
22. Науменко А.А., Князев А.С. Использование авиасимуляторов в учебном процессе авиационного вуза // Вестник армавирского государственного педагогического университета. 2021. № 4. С. 64–72.
23. Долгушев В.Г. Тенденции развития современных авиационных бортовых гидросистем / В.Г. Долгушев, В.А. Ионов, Н.В. Кун, А.М. Матвеенко [Электронный ресурс] // Труды МАИ. 2017. № 95. 17 c. URL: http://trudymai.ru/published.php?ID=84461 (дата обращения: 01.11.2022).
Рецензия
Для цитирования:
Князев А.С., Попов А.Ю., Романцов Е.А. Использование интерактивного макета кабины экипажа самолета ДА-42T в учебном процессе. Научный вестник МГТУ ГА. 2023;26(4):31-49. https://doi.org/10.26467/2079-0619-2023-26-4-31-49
For citation:
Knyazev A.S., Popov A.J., Romantsov E.A. The use of the interactive DA-42T aircraft cockpit mockup in the process-oriented training. Civil Aviation High Technologies. 2023;26(4):31-49. (In Russ.) https://doi.org/10.26467/2079-0619-2023-26-4-31-49