Preview

Научный вестник МГТУ ГА

Расширенный поиск

Перевозка скоропортящихся грузов воздушным транспортом: проблемы обработки в российских аэропортах

https://doi.org/10.26467/2079-0619-2020-23-6-65-83

Аннотация

В статье рассмотрены проблемы обработки скоропортящихся грузов в российских аэропортах при доставке в международных цепях поставок (МЦП). Исследование проведено на основе операционного анализа. На первом этапе с помощью статистического анализа было выявлено, что основной категорией скоропортящихся товаров, предъявляющих спрос на воздушные перевозки при поставке в Россию, являются свежие экзотические фрукты. Исследование проводилось на примере цепи поставок манго, так как он предъявляет нестандартные требования к температурному режиму хранения. На втором этапе был сформирован набор критериев для оценки качества обработки скоропортящихся грузов в аэропортах: число обязательных операций при обработке груза, время выполнения этих операций, количество оформляемых документов, количество мультитемпературных камер в аэропорту, их площадь, наличие системы температурного хранения ULD. Исследование показало, что около 90% скоропортящихся грузов, поставляемых в Россию, обрабатывается в аэропортах МАУ из-за отсутствия необходимой инфраструктуры температурных складов в остальных аэропортах страны. Данное ограничение существенно удорожает логистику скоропортящихся грузов по территории страны и снижает их качество. В рамках данного исследования были выбраны четыре международных аэропорта за пределами ЦФО, имеющие стратегическое значение и потенциал для формирования центральных хабов по обслуживанию скоропортящихся грузов и обработке транзитных и трансферных потоков. Среди них аэропорты Новосибирска, Владивостока, Екатеринбурга и Красноярска. Для аэропортов МАУ предложена специализация на обслуживании экспортно-импортных потоков скоропортящихся грузов. В качестве данных для проведения исследования были использованы материалы авиакомпаний, крупнейших грузовых терминалов российских аэропортов, транспортных компаний, специализированных международных организаций воздушного транспорта и логистических ассоциаций. Исследование показало, что сдерживающим фактором повышения скорости работы ЦП является время наземного обслуживания грузов в аэропортах России, которое значительно превосходит время обслуживания в стране-экспортере. Задержки связаны с неразвитостью инфраструктуры грузовых терминалов для обработки скоропортящихся грузов и сложностью процедур документального оформления из-за отсутствия систем электронного документооборота и автоматизированной проверки маркировки. Предложена модель формирования электронного документооборота в МЦП с применением предполетной и предпогрузочной предварительной информации о грузе и внедрение системы BlockChain для проверки правильности оформления документов на всех стадиях в цепи поставок, что позволит сократить общее время наземного обслуживания грузов.

Об авторе

И. О. Полешкина
Московский государственный технический университет гражданской авиации (МГТУ ГА)
Россия

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры организации перевозок на воздушном транспорте,

Москва



Список литературы

1. Shaw, S. (2016). Airline Marketing and Management. 7th ed. New York: Routledge, 364 p.

2. Kienzlen, M. Sales and shrink by department. Where is My Shrink. Available at: http://wheresmyshrink.com/shrinkbydepartment.html (accessed 10.10.2019).

3. Lemma, Y., Kitaw, D. and Gatew, G. (2014). Loss in perishable food supply chain: an optimization approach literature review. Scientific & Engineering Research, vol. 5, issue 5, pp. 302–311.

4. Poleshkina, I.O. and Vasileva, N.V. (2020). Use of blockchain technology as supply chain management system involving air transport. Civil Aviation High Technologies, vol. 23, issue 2, pp. 72–86. DOI: 10.26467/2079-0619-2020-23-2-72-86

5. Chaudhuri, A., Dukovska-Popovska, I., Subramanian, N., Chan, H. and Bai, R. (2018). Decision-making in cold chain logistics using data analytics: a literature review. International Journal of Logistics Management, vol. 29, no. 3, pp. 839–861. DOI: https://doi.org/10.1108/IJLM-03-2017-0059

6. Baxter, G. and Srisaeng, P. (2018). Cooperating to compete in the global air cargo industry: the case of the DHL Express and Lufthansa Cargo A.G. Joint Venture Airline ‘AeroLogic’. Infrastructures, vol. 3, issue 1, p.

7. DOI: https://doi.org/10.3390/infrastructures3010007 7. Sales, M. (2016). Aviation logistics. The dynamic partnerships of air freight and supply chain. Great Britain: Kogan Page Limited, 196 p.

8. Yakavenka, V., Mallidis, I., Siamas, I. and Vlachos, D. (2016). A decision support system for cold supply chain network design. Proceedings of 11th MIBES Conference, Heraklion, Crete, Greece, 22-24 June, pp. 545–555. Available at: http://mibes.teilar.gr/proceedings/2016/YakavenkaMallidis-Siamas-Vlachos-Iakovou.pdf (accessed 08.10.2019).

9. Apte, A. (2010). Supply chain networks for perishable and essential commodities: design and vulnerabilities. Operations and Supply Chain Management, vol. 3, no. 2, pp. 26–43. DOI: http://dx.doi.org/10.12660/joscmv3n2p26-43

10. Terry, L. (2014). Perishable logistics: cold chain on a plane. Inbound Logistics. 20.01.2014. Available at: https://www.inboundlogistics.com/cms/article/perishable-logistics-coldchain-on-a-plane/ (accessed 13.09.2019).

11. Poleshkina, I.O. (2018). Problems of food security in the regions of the far north of Russia. Economy of Region, vol. 14, issue 3, pp. 820–835. DOI: 10.17059/2018-3-10. (in Russian)

12. Pelletier, W., Chau, K.V. and Bucklin, R.A. (2018). Analysis of air cargo temperature during transportation operations. Transactions of the ASABE, no. 61 (2), pp. 723–732. DOI: 10.13031/trans.12524

13. Sergeeva, А. (2019). World mango market: consumption continues to grow steadily, exceeding $ 65 billion in 2018. Index Box. Available at: http://www.indexbox.ru/news/mirovoj-rynokmango/ (accessed 11.11.2019). (in Russian)

14. Brecht, J.K. (2017). Mango postharvest best management practices manual. IFAS Extension University of Florida, 73 p.

15. Vega, H. (2008). The transportation costs of fresh flowers: a comparison between Ecuador and major exporting countries. Working Paper 06. Center for Transportation Policy, Operations, and Logistics. School of Public Policy, George Mason University, 41 p.

16. Taiti, C. and Marone, E. (2016). Sometimes a little mango goes a long way: a rapid approach to assess how different shipping systems affect fruit commercial quality. Food Analytical Methods, no. 9 (3), pp. 691–698. DOI: 10.1007/s12161-015-0240-5

17. Sirisaranlak, P. (2017). The cool supply chain management for cut flowers. 8th International Science, Social Science, Engineering and Energy Conference, pp. 446–453.

18. Reid, M.S. (2009). Handling of cut flowers for export. Proflora bulletin. Available at: https://ucanr.edu/sites/Postharvest_Technology_Center_/files/231308.pdf (accessed 10.10.2019).

19. Tozi, L.A. and Muller, C. (2006). The viability of air transportation for perishable agricultural produce. Journal of the Brazilian Air Transportation Research Society, vol. 2, issue 2, pp. 83–96.

20. Panyukova, V.V. (2018). International experience of using blockchain technology in supply chain management. Economica. Nalogi. Pravo, vol. 11, no. 4, pp. 60–67. DOI: 10.26794/1999-849X 2018-11-4-60-67. (in Russian)

21. Dobrovnik, M., Herold, D.M., Furst, E. and Kummer, S. (2018). Blockchain for and in logistics: what to adopt and where to start. Logistics, vol. 2, issue 3, p. 18. DOI: 10.3390/logistics2030018

22. Hackius, N. and Petersen, M. (2017). Blockchain in logistics and supply chain : trick or treat?. Proceedings of the Hamburg International Conference of Logistics (HICL), 18 p. Available at: https://doi.org/10.15480/882.1444 (accessed 12.10.2019).

23. Wang, S. and Qu, X. (2019). Blockchain applications in shipping, transportation, logistics, and supply chain, in Qu X., Zhen L., Howlett R., Jain L. (eds.). Smart Transportation Systems 2019. Smart Innovation, Systems and Technologies, vol. 149, pp. 225–231. DOI: https://doi.org/10.1007/978-981-13-8683-1_23

24. Woods, R. (2017). New kids on the blockchain: effect on perishables market. Air Cargo World: The Source for Air Freight and Logistics. Available at: https://aircargoworld.com/allposts/newkids-on-the-blockchain-effect-on-perishables-market/ (accessed 23.09.2019).

25. Kshetri, N. (2018). Blockchain’s roles in meeting key supply chain management objectives. International Journal of Information Management, vol. 39, pp. 80–89. DOI: 10.1016/j.ijinfomgt.2017.12.005


Рецензия

Для цитирования:


Полешкина И.О. Перевозка скоропортящихся грузов воздушным транспортом: проблемы обработки в российских аэропортах. Научный вестник МГТУ ГА. 2020;23(6):65-83. https://doi.org/10.26467/2079-0619-2020-23-6-65-83

For citation:


Poleshkina I.O. Transportation of perishable goods by air: handling problems at Russian airports. Civil Aviation High Technologies. 2020;23(6):65-83. https://doi.org/10.26467/2079-0619-2020-23-6-65-83

Просмотров: 802


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-0619 (Print)
ISSN 2542-0119 (Online)