Preview

Научный вестник МГТУ ГА

Расширенный поиск

Об эквивалентном уровне обеспечения безопасности полетов

https://doi.org/10.26467/2079-0619-2020-23-5-8-18

Полный текст:

Аннотация

В статье проводится анализ смыслового наполнения термина «Эквивалентный уровень безопасности полетов». Необходимость выполнения такого анализа обусловлена тем обстоятельством, что в руководящих документах по инженерно-аэродромному обеспечению полетов отсутствует определение данного термина. Это создает предпосылки для двоякого толкования смысла, выражаемого этим термином, и возможности несоблюдения необходимых мер обеспечения безопасности полетов на аэродроме. В результате проведенного анализа обоснована целесообразность применения при определении годности аэродрома к эксплуатации термина «Эквивалентный уровень обеспечения безопасности полетов». Рассмотрено управление состоянием авиационной системы с точки зрения теории информации. В результате установлено, что возможность оценки влияния каждого элемента авиационной системы на ее защищенность от воздействия опасных факторов позволяет повысить эффективность управления состоянием этой защищенности. Показана зависимость уровня обеспечения аэродромом безопасности полетов от законности эксплуатации аэродрома. Обоснована целесообразность при достижении эквивалентного уровня обеспечения безопасности полетов применения нового показателя – коэффициента эквивалентности. Выведена формула, позволяющая вычислить этот показатель. Численное значение коэффициента эквивалентности зависит от величин коэффициентов соответствия нормам годности к эксплуатации аэродромов. Показан минимальный набор оцениваемых элементов, определяющих величину каждого коэффициента соответствия нормам годности к эксплуатации аэродромов. Построена математическая модель, отражающая зависимость размера коэффициента соответствия нормам годности к эксплуатации аэродромов от оцениваемых показателей. Рассмотренные в статье коэффициенты и показатели в своей совокупности представляют собой новый подход к оценке уровня обеспечения аэродромом безопасности полетов. Данный подход может быть успешно применен при оценке уровня обеспечения безопасности полетов любым элементом авиационной системы.

Об авторах

Б. И. Бачкало
Военный учебно-научный центр ВВС «Военно-воздушная академия им. профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина»
Россия

Бачкало Борис Иванович, доктор технических наук, профессор, профессор кафедры боевой подготовки (авиации)

г. Воронеж



В. И. Золотых
Военный учебно-научный центр ВВС «Военно-воздушная академия им. профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина»
Россия

Золотых Валерий Иванович, кандидат военных наук, доцент кафедры безопасности полетов

г. Воронеж



Список литературы

1. Байнетов С.Д., Шамшин С.С. Методика оценки эффективности мероприятий по предотвращению авиационных происшествий // Военная мысль. 2007. № 10. С. 39–48.

2. Гипич Г.Н. Риски и безопасность авиационных систем: монография / Г.Н. Гипич, В.Г. Евдокимов, Е.А. Куклев, В.С. Шапкин. М.: ГосНИИ ГА, 2013. 232 с.

3. Жмеренецкий В.Ф., Полулях К.Д., Акбашев О.Ф. Активное обеспечение безопасности полета летательного аппарата: методология, модели, алгоритмы. М.: ЛЕНАНД, 2014. 320 с.

4. Жмеренецкий В.Ф. Научно-методические основы построения и функционирования бортовых КСБП // Проблемы безопасности полетов. 1998. № 6. С. 25–32.

5. Жмеренецкий В.Ф., Полулях К.Д., Акбашев О.Ф. Основные направления снижения опасности полета ЛА // Проблемы безопасности полетов. 1999. № 10. С. 3–6.

6. Жулев В.А., Иванов В.С. Безопасность полетов летательных аппаратов: теория и анализ. М.: Транспорт, 1986. 224 с.

7. Ирмалиев Р.Э. Информационная модель безопасного полета воздушного судна // Вестник Поволжского государственного технологического университета. Серия «Радиотехнические и инфокоммуникационные системы». Йошкар-Ола: ПГТУ. 2015. № 2 (26). С. 41–49.

8. Ирмалиев Р.Э. Перспективы развития системы безопасности полетов авиации Вооруженных Сил Российской Федерации // Военная мысль. 2015. № 8. С. 15–24.

9. Лушкин А.М. Методика оценивания уровня безопасности полетов по совокупности авиационных событий // Научный Вестник МГТУ ГА. 2010. № 162. С. 125–130.

10. Ноздрин В.И. Расширение понятия «человеческий фактор» // Проблемы безопасности полетов. 2001. № 4. С. 25–27.

11. Shaw R.R. Airline safety 1950-2000 // Aircraft. January 1985. Рp. 32–34.

12. Shappell S.A., Wiegmann D.A. The human factors analysis and classification system (HFACS) // FSF Flight Safety Digest. 2001. Vol. 20, no. 2. Pp. 15–28.

13. Плехов А.М., Шапкин С.Г. Словарь военных терминов. М.: Воениздат, 1988. 335 с.

14. Золотых В.И. О состоянии безопасности полетов // Воздушно-космические силы. Теория и практика. 2017. № 3. С. 59–67.

15. Бачкало Б.И., Золотых В.И. Методический аппарат оценки состояния защищенности авиационной системы от опасных факторов // Научный Вестник МГТУ ГА. 2019. Т. 22, № 6. С. 17–28. DOI: 10.26467/2079-0619-2019-22-6-17-28

16. Обеспечение безопасности полетов: учебник / Под ред. Р.Э. Ирмалиева. Монино: ВВА, 2010. 423 с.

17. Бриллюэн Л. Наука и теория информации. М.: Физматгиз, 1960. 392 с.

18. Бриллюэн Л. Научная неопределённость и информация. М.: КомКнига, 2006. 272 с.

19. Габидулин Э.М., Пилипчук Н.И. Лекции по теории информации: учеб. пособие. М.: МФТИ, 2007. 213 с.

20. Москвин А.Ю. Большой словарь иностранных слов. М.: Центрполиграф, 2005. 815 с.


Для цитирования:


Бачкало Б.И., Золотых В.И. Об эквивалентном уровне обеспечения безопасности полетов. Научный вестник МГТУ ГА. 2020;23(5):8-18. https://doi.org/10.26467/2079-0619-2020-23-5-8-18

For citation:


Bachkalo B.I., Zolotykh V.I. About the equivalent level of flight safety. Civil Aviation High Technologies. 2020;23(5):8-18. (In Russ.) https://doi.org/10.26467/2079-0619-2020-23-5-8-18

Просмотров: 114


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-0619 (Print)
ISSN 2542-0119 (Online)