Preview

Научный вестник МГТУ ГА

Расширенный поиск

Методология количественного оценивания риска для безопасности полетов в самолетном сегменте коммерческой авиации

https://doi.org/10.26467/2079-0619-2019-22-4-33-42

Аннотация

Согласно требованиям международных и государственных нормативных документов, все эксплуатанты воздушных судов (ВС) должны иметь внедренные и постоянно развивающиеся системы управления безопасностью полетов (СУБП). Функции СУБП можно распределить по двум контурам управления: обеспечение безопасности полетов (БП) и управление риском (УР). Если процедуры контура обеспечения БП можно считать изученными и реализуемыми в условиях эксплуатации, то контур УР нуждается, во-первых, в определенности и однозначности используемых терминов, во-вторых, в научно-методологическом обеспечении обязательных процедур, единых для всех эксплуатантов ВС. Во избежание неоднозначности представления и реализации процесса УР в статье приведены основные стандартные определения, используемые в рассматриваемой методологии количественного оценивания риска. Методология предусматривает оценивание вероятности авиационного события некоторого типа (тяжести) двумя способами: либо через статистическую вероятность (частоту) этого типа событий по факту (если события имели место в оцениваемом периоде); либо через вычисленную статистическую вероятность события менее тяжкого типа и условную вероятность развития более тяжкого события. В формулах, приведенных для вычисления вероятностей, использован ранее разработанный метод косвенного оценивания вероятности авиационных происшествий и актуализированные по новой статистике соотношения количества событий разного типа тяжести по каждой группе причинных факторов: «человеческому фактору», «ВС» и «среде». Для количественного оценивания уровня риска предложена обновленная и апробированная в СУБП авиакомпании «ЮТэйр» матрица оценки рисков, построенная на базе матрицы ИКАО, адаптированной к процессу управления уровнем риска для БП. Методология обеспечивает выполнение требований Постановления Правительства РФ от 18.11.2014 № 1215 всеми эксплуатантами ВС, область ее применения может быть расширена до СУБП всех поставщиков авиационных услуг при учете соответствующей специфики предоставляемых услуг.

Об авторах

А. Г. Гузий
Публичное акционерное общество «Авиакомпания «ЮТэйр»
Россия

Гузий Анатолий Григорьевич - доктор технических наук, профессор, заместитель директора по управлению безопасностью полетов.

Тюмень



А. Г. Капустин
Белорусская государственная академия авиации
Беларусь

Капустин Александр Григорьевич - кандидат технических наук, профессор.

Минск



А. М. Лушкин
Московский государственный технический университет гражданской авиации
Россия

Лушкин Александр Михайлович - кандидат технических наук, доцент кафедры безопасности полетов и жизнедеятельности



А. В. Фокин
Министерство транспорта Российской Федерации
Россия

Фокин Андрей Владимирович - специалист 1-го разряда Департамента транспортной безопасности и специальных программ.

Москва



Список литературы

1. Гузий А.Г., Лушкин А.М. Теория и практика управления риском для безопасности полетов // Труды Общества независимых расследователей авиационных происшествий. 2014. Вып. 26. С. 139-143.

2. Дерябин Ю.Д. Основы метрологии, стандартизации и измерительная техника. М.: Воениздат, 1977. 271 с.

3. Шаров В.Д. Методология управления риском безопасности полетов на уровне авиапредприятия: дис. ... доктора технических наук. М.: МГТУ ГА, 2016. 285 с.

4. Nisula J. Operational risk assessment next generation methodology [Электронный ресурс] // EASA - European Union Aviation Safety Agency. 2009. Режим доступа: http://www.easa.europa.eu/essi/documents/ (дата обращения:01.12.2016).

5. Зубков Б.В., Прозоров С.Е. Методический подход к систематизации данных при оценке риска в управлении безопасностью полетов авиакомпании // Материалы открытой научно-практической конференции авиакомпании «ТРАНСАЭРО» 23 октября 2008 г. «Разработка и внедрение корпоративной системы управления безопасностью полетов». 2009. С. 42.

6. Зубков Б.В., Прозоров С.Е. Безопасность полетов: учебник. М.: МГТУ ГА, 2011. 456 с.

7. Майорова Ю.А. Аппарат экспертного анализа в процедурах управления состоянием сложных динамических систем // Фундаментальные и прикладные исследования современной психологии: результаты и перспективы развития. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2017. С. 2344-2351.

8. Тартаковский Д.Ф., Ястребов А.С. Метрология, стандартизация и технические средства измерений: учебник. М.: Высшая школа, 2001. 205 с.

9. Осташкевич В.А. Общий подход к количественной оценке безопасности полетов // Проблемы безопасности полетов. 2006. № 9.

10. Вентцель Е.С. Теория вероятностей: учебник. 8-е изд., стер. М.: Высшая школа, 2002. 575 с.

11. Гузий А.Г., Лушкин А.М., Фокин А.В. Методология синтеза и коррекции «пирамиды риска» в самолетном сегменте коммерческой авиации России // Научный Вестник МГТУ ГА. 2018. Т. 21, № 4. С. 8-16. DOI:10.26467/2079-0619-2018-21-4

12. Майорова Ю.А. Соотношение человеческого и организационного фактора аварийности в коммерческой авиации России // Актуальные вопросы исследований в авионике: теория, обслуживание, разработки: сб. тезисов докладов V Международной научно-практической конференции «АВИАТОР», Воронеж, 15-16 февраля 2018 г. 2018. С. 106-108.


Рецензия

Для цитирования:


Гузий А.Г., Капустин А.Г., Лушкин А.М., Фокин А.В. Методология количественного оценивания риска для безопасности полетов в самолетном сегменте коммерческой авиации. Научный вестник МГТУ ГА. 2019;22(4):33-42. https://doi.org/10.26467/2079-0619-2019-22-4-33-42

For citation:


Guziу A.G., Kapustin A.G., Lushkin A.M., Fokin A.V. Quantitative risk estimation methodology for flight safety in airline segment of commercial aviation. Civil Aviation High Technologies. 2019;22(4):33-42. (In Russ.) https://doi.org/10.26467/2079-0619-2019-22-4-33-42

Просмотров: 765


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-0619 (Print)
ISSN 2542-0119 (Online)