Методология количественного оценивания риска для безопасности полетов в самолетном сегменте коммерческой авиации
https://doi.org/10.26467/2079-0619-2019-22-4-33-42
Аннотация
Согласно требованиям международных и государственных нормативных документов, все эксплуатанты воздушных судов (ВС) должны иметь внедренные и постоянно развивающиеся системы управления безопасностью полетов (СУБП). Функции СУБП можно распределить по двум контурам управления: обеспечение безопасности полетов (БП) и управление риском (УР). Если процедуры контура обеспечения БП можно считать изученными и реализуемыми в условиях эксплуатации, то контур УР нуждается, во-первых, в определенности и однозначности используемых терминов, во-вторых, в научно-методологическом обеспечении обязательных процедур, единых для всех эксплуатантов ВС. Во избежание неоднозначности представления и реализации процесса УР в статье приведены основные стандартные определения, используемые в рассматриваемой методологии количественного оценивания риска. Методология предусматривает оценивание вероятности авиационного события некоторого типа (тяжести) двумя способами: либо через статистическую вероятность (частоту) этого типа событий по факту (если события имели место в оцениваемом периоде); либо через вычисленную статистическую вероятность события менее тяжкого типа и условную вероятность развития более тяжкого события. В формулах, приведенных для вычисления вероятностей, использован ранее разработанный метод косвенного оценивания вероятности авиационных происшествий и актуализированные по новой статистике соотношения количества событий разного типа тяжести по каждой группе причинных факторов: «человеческому фактору», «ВС» и «среде». Для количественного оценивания уровня риска предложена обновленная и апробированная в СУБП авиакомпании «ЮТэйр» матрица оценки рисков, построенная на базе матрицы ИКАО, адаптированной к процессу управления уровнем риска для БП. Методология обеспечивает выполнение требований Постановления Правительства РФ от 18.11.2014 № 1215 всеми эксплуатантами ВС, область ее применения может быть расширена до СУБП всех поставщиков авиационных услуг при учете соответствующей специфики предоставляемых услуг.
Об авторах
А. Г. ГузийРоссия
Гузий Анатолий Григорьевич - доктор технических наук, профессор, заместитель директора по управлению безопасностью полетов.
Тюмень
А. Г. Капустин
Беларусь
Капустин Александр Григорьевич - кандидат технических наук, профессор.
Минск
А. М. Лушкин
Россия
Лушкин Александр Михайлович - кандидат технических наук, доцент кафедры безопасности полетов и жизнедеятельности
А. В. Фокин
Россия
Фокин Андрей Владимирович - специалист 1-го разряда Департамента транспортной безопасности и специальных программ.
Москва
Список литературы
1. Гузий А.Г., Лушкин А.М. Теория и практика управления риском для безопасности полетов // Труды Общества независимых расследователей авиационных происшествий. 2014. Вып. 26. С. 139-143.
2. Дерябин Ю.Д. Основы метрологии, стандартизации и измерительная техника. М.: Воениздат, 1977. 271 с.
3. Шаров В.Д. Методология управления риском безопасности полетов на уровне авиапредприятия: дис. ... доктора технических наук. М.: МГТУ ГА, 2016. 285 с.
4. Nisula J. Operational risk assessment next generation methodology [Электронный ресурс] // EASA - European Union Aviation Safety Agency. 2009. Режим доступа: http://www.easa.europa.eu/essi/documents/ (дата обращения:01.12.2016).
5. Зубков Б.В., Прозоров С.Е. Методический подход к систематизации данных при оценке риска в управлении безопасностью полетов авиакомпании // Материалы открытой научно-практической конференции авиакомпании «ТРАНСАЭРО» 23 октября 2008 г. «Разработка и внедрение корпоративной системы управления безопасностью полетов». 2009. С. 42.
6. Зубков Б.В., Прозоров С.Е. Безопасность полетов: учебник. М.: МГТУ ГА, 2011. 456 с.
7. Майорова Ю.А. Аппарат экспертного анализа в процедурах управления состоянием сложных динамических систем // Фундаментальные и прикладные исследования современной психологии: результаты и перспективы развития. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2017. С. 2344-2351.
8. Тартаковский Д.Ф., Ястребов А.С. Метрология, стандартизация и технические средства измерений: учебник. М.: Высшая школа, 2001. 205 с.
9. Осташкевич В.А. Общий подход к количественной оценке безопасности полетов // Проблемы безопасности полетов. 2006. № 9.
10. Вентцель Е.С. Теория вероятностей: учебник. 8-е изд., стер. М.: Высшая школа, 2002. 575 с.
11. Гузий А.Г., Лушкин А.М., Фокин А.В. Методология синтеза и коррекции «пирамиды риска» в самолетном сегменте коммерческой авиации России // Научный Вестник МГТУ ГА. 2018. Т. 21, № 4. С. 8-16. DOI:10.26467/2079-0619-2018-21-4
12. Майорова Ю.А. Соотношение человеческого и организационного фактора аварийности в коммерческой авиации России // Актуальные вопросы исследований в авионике: теория, обслуживание, разработки: сб. тезисов докладов V Международной научно-практической конференции «АВИАТОР», Воронеж, 15-16 февраля 2018 г. 2018. С. 106-108.
Рецензия
Для цитирования:
Гузий А.Г., Капустин А.Г., Лушкин А.М., Фокин А.В. Методология количественного оценивания риска для безопасности полетов в самолетном сегменте коммерческой авиации. Научный вестник МГТУ ГА. 2019;22(4):33-42. https://doi.org/10.26467/2079-0619-2019-22-4-33-42
For citation:
Guziу A.G., Kapustin A.G., Lushkin A.M., Fokin A.V. Quantitative risk estimation methodology for flight safety in airline segment of commercial aviation. Civil Aviation High Technologies. 2019;22(4):33-42. (In Russ.) https://doi.org/10.26467/2079-0619-2019-22-4-33-42