Preview

Научный вестник МГТУ ГА

Расширенный поиск

ОБЗОР ОСНОВНЫХ ПУТЕЙ ПОВЫШЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ СИСТЕМЫ АЗН-В

https://doi.org/10.26467/2079-0619-2019-22-1-39-50

Аннотация

Автоматическое зависимое наблюдение радиовещательного типа (АЗН-В) является важным средством обеспечения безопасности и эффективности воздушного движения. В перспективе роль АЗН-В будет увеличиваться. В то же время киберзащищенность АЗН-В является явно недостаточной. В статье анализируется проблема низкой защищенности АЗН-В. Основными причинами уязвимости АЗН-В являются открытость системы и современные достижения в развитии компьютерных технологий и программируемого радио. Приводится классификация вероятных атак на систему АЗН-В с определением целей, сложности реализации и ущерба от проведения атаки. Сделан вывод, что аналогичными уязвимостями обладают и другие авиационные радиотехнические системы и требуется комплексное решение проблемы повышения уровня безопасности. Основными причинами недостаточной безопасности авиационных систем связи, навигации и наблюдения являются: долговременность циклов разработки и сертификации, требования унаследованности и совместимости, ценовое давление, перегрузка частот и предпочтение открытых систем. В работе сделан обзор основных путей повышения безопасности системы АЗН-В. Показано, что все методы повышения безопасности можно разделить на две группы: методы, основанные на идентификации и аутентификации абонентов вещательных радиосетей, и методы, основанные на верификации данных, передаваемых по вещательным радиосетям неаутентифицированными абонентами. Методы первой группы реализуют алгоритмы типа «идентификация-аутентификация» и могут быть разделены на некриптографические и криптографические, последние могут использовать симметричное либо асимметричное шифрование. Методы второй группы основаны на различных алгоритмах верификации данных от системы АЗН-В с некоторыми дополнительными данными, полученными по другим каналам или от иных источников. Рассмотрены методы второй группы: мультилатерация, ограничение расстояния, калмановская фильтрация, статистическая проверка гипотез, групповая верификация, проверка на правдоподобие и использование дополнительных данных. В статье приводятся примеры использования некоторых методов повышения безопасности системы АЗН-В, их достоинства и недостатки.

Об авторах

В. В. Косьянчук
Федеральное государственное унитарное предприятие Государственный научно-исследовательский институт авиационных систем
Россия

Косьянчук Владислав Викторович - доктор технических наук, профессор, первый заместитель генерального директора.

Москва



Н. И. Сельвесюк
Федеральное государственное унитарное предприятие Государственный научно-исследовательский институт авиационных систем
Россия

Сельвесюк Николай Иванович - доктор технических наук, профессор РАН, заместитель генерального директора.

Москва



Р. Р. Хамматов
Федеральное государственное унитарное предприятие Государственный научно-исследовательский институт авиационных систем
Россия

Хамматов Рашит Рифович - кандидат технических наук, доцент, ведущий инженер.

Москва



Список литературы

1. Костин А. Спуфинг в воздухе // Хакер. 2013. № 1(168). С. 18-24.

2. Costin A., Francillon A. Ghost is in the Air (Traffic): On insecurity of ADS-B protocol and practical attacks on ADS-B devices. Black Hat, USA. 2012. Pp. 1-12.

3. McCallie D., Butts J., Mills R. Security analysis of the ADS-B implementation in the next generation air transportation system // International Journal of Critical Infrastructure Protection. 2011. Vol. 4, Aug., № 2. Pp. 78-87.

4. Strohmeier M. Assessing the impact of aviation security on cyber power / M. Smith, M. Schafer, V. Lenders, I. Martinovic // 8th International Conference on Cyber Conflict (CyCon). NATO CCD COE. 2016. Pp. 223-241.

5. Strohmeier M. On perception and reality in wireless air traffic communication security / M. Schafer, R. Pinheiro, V. Lenders, I. Martinovic // IEEE Transactions on Intelligent Transportation Systems. 2017. Vol. 18, Iss. 6. Pp. 1338-1357.

6. Фальков Э.Я. Мировой и отечественный курьезы вокруг АЗН-В // Крылья Родины. 2017. № 6-7. С. 34-40.

7. Фальков Э.Я. Интеграция беспилотных авиационных систем в общее воздушное пространство: ключевые проблемы и возможные пути решения // Крылья Родины. 2016. № 6. С. 26-32.

8. Фальков Э.Я., Шаврин С.С. Кибербезопасность авиационных информационносвязных систем // Радиоэлектронные технологии. 2017. № 5. С. 56-59.

9. Григорьев И.Д., Орлов В.Г. Анализ уязвимостей АЗН-В на базе 1090 Extended Squitter // Материалы Международной научно-технической конференции Intermatic-2016. Ч. 5 / МИРЭА. 2016. С. 171-174.

10. Григорьев И.Д., Орлов В.Г. Исследование вопросов безопасности системы АЗН-В // Телекоммуникации и информационные технологии. 2016. Т. 3, № 2. С. 53-55.

11. Фадеев А.Н., Орлов В.Г. Особенности обеспечения безопасности в системе АЗН-В ОВЧ ЛПД режима 4 // Материалы Международной научно-технической конференции Intermatic-2015. Ч. 5 / МИРЭА. 2015. С. 297-299.

12. Дуплищева Я.В., Шаврин С.С. Исследование возможности реализации автономной защищенной сети на базе режима VDL-4 // Телекоммуникации и информационные технологии. 2016. Т. 3, № 2. С. 56-58.

13. Strohmeier M., Lenders V., Martinovic I. On the security of the automatic dependent surveillance-broadcast protocol // IEEE Communications Surveys & Tutorials. 2015. Vol. 17, Iss. 2. Pp. 1066-1087.

14. Strohmeier M. Realities and challenges of NextGen air traffic management: the case of ADS-B / M. Schafer, V. Lenders, I. Martinovic // IEEE Communications Magazine. 2014. Vol. 52, Iss. 6. Pp. 111-118.


Рецензия

Для цитирования:


Косьянчук В.В., Сельвесюк Н.И., Хамматов Р.Р. ОБЗОР ОСНОВНЫХ ПУТЕЙ ПОВЫШЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ СИСТЕМЫ АЗН-В. Научный вестник МГТУ ГА. 2019;22(1):39-50. https://doi.org/10.26467/2079-0619-2019-22-1-39-50

For citation:


Kosianchuk V.V., Selvesiuk N.I., Khammatov R.R. AN OVERVIEW OF THE MAIN WAYS TO IMPROVE THE ADS-B SYSTEM SECURITY. Civil Aviation High Technologies. 2019;22(1):39-50. (In Russ.) https://doi.org/10.26467/2079-0619-2019-22-1-39-50

Просмотров: 974


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-0619 (Print)
ISSN 2542-0119 (Online)