Preview

Научный вестник МГТУ ГА

Расширенный поиск

Оценка эффективности методики первоначальной профессиональной подготовки пилотов для эксплуатации самолетов с электронными системами отображения информации

https://doi.org/10.26467/2079-0619-2018-21-5-8-22

Полный текст:

Аннотация

В настоящее время образовательные организации гражданской авиации России, осуществляющие подготовку пилотов, полностью перешли на учебные воздушные суда нового поколения, особенностями которых являются высокая степень автоматизации управления и электронные системы отображения информации (EFIS – Electronic Flight Instrument System). При этом применяемые методы летного обучения основываются на исследованиях, проведенных для самолетов с аналоговыми системами отображения информации, что не позволяет в полной мере использовать широкие возможности нового поколения воздушных судов и тренажеров. Поэтому задача совершенствования методики первоначальной профессиональной подготовки пилотов, включающая обучение рациональным методам распределения и переключения зрительного внимания, является актуальной. Для решения этой задачи в 2017 году по заказу Федерального агентства воздушного транспорта Российской Федерации в Ульяновском институте гражданской авиации проведен комплекс научных исследований, позволивших разработать методику первоначальной летной подготовки пилотов с использованием воздушных судов с EFIS. При проведении исследований использовались окулометрические методы исследования распределения и переключения внимания курсантов (технология eye-tracking), что позволило более глубоко изучить формирование навыков пилотирования и влияние на них работы пилота с EFIS. Для оценки эффективности разработанной методики проведено две серии экспериментов, в которых участвовали курсанты Сасовского летного училища и Ульяновского института гражданской авиации, что позволило провести эксперименты на двух типах тренажеров самолетов: L-410 и DA40 NG. В статье предлагается использовать коэффициент корреляции и манхеттенское расстояние для оценки точности выдерживания параметров полета самолета в ходе тренажерной подготовки. По результатам первой серии экспериментов сделан вывод, что курсанты, отобранные в экспериментальную группу, имели более низкий исходный уровень летной подготовки по двум рассматриваемым критериям по сравнению с курсантами контрольной группы. Однако после проведенного обучения экспериментальной группы по разработанной методике уровень летной подготовки в обеих группах стал одинаковым. Для курсантов экспериментальной группы наблюдаются статистически значимые различия исходного и конечного уровней летной подготовки, в то время как курсанты контрольной группы завершили серию экспериментов без заметных изменений. Вторая серия экспериментов показала, что отсутствие летной практики у курсантов экспериментальной группы не помешало им продемонстрировать качественный уровень профессиональной подготовки при выполнении упражнений на летном тренажере. Такого результата помогла добиться проведенная с курсантами наземная подготовка по разработанной методике, что, несомненно, свидетельствует о ее эффективности.

Об авторах

С. Г. Косачевский
Ульяновский институт гражданской авиации имени Главного маршала авиации Б.П. Бугаева
Россия

Косачевский Сергей Григорьевич - кандидат технических наук, доцент, помощник по науке проректора по УНР



Д. В. Айдаркин
Ульяновский институт гражданской авиации имени Главного маршала авиации Б.П. Бугаева
Россия

Айдаркин Дмитрий Викторович - кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры летной эксплуатации и безопасности полетов



Д. В. Качан
Ульяновский институт гражданской авиации имени Главного маршала авиации Б.П. Бугаева
Россия

Качан Дмитрий Владимирович - начальник летно-методического центра



Список литературы

1. Столяров Н.А., Столяров Н.Н. Безопасность, контроль параметров полета и управление воздушным судном: монография. Ульяновск: УИ ГА, 2016. 138 с.

2. Столяров Н.А. Экспериментальные исследования распределения и переключения зрительного внимания пилотов самолетов с EFIS / С.Г. Косачевский, Д.А. Локайчук, С.Д. Королев, В.В. Максимова, С.А. Калинина, А.Г. Меркулова // Научный вестник УВАУ ГА. 2016. Т. 8. С. 50–56.

3. Mumaw R.J. A Simulator Study of Pilots’ Monitoring Strategies and Performance on Modern Glass Cockpit Aircraft / M.I. Nicolic, N.B. Sarter, C.D. Wickens // Human Factors and Ergonomics Society Annual Meeting Proceedings. 2001. 45(2). Pp. 73–77. DOI: 10.1177/154193120104500216.

4. Кочаровский И.Б. Распределение и переключение внимания при полете по приборам. М.: Воениздат, 1972. 104 с.

5. Кузнецов И.Б. Экспериментальные исследования зрительной деятельности пилота при пилотировании ВС с электронной системой отображения информации // Научный Вестник МГТУ ГА. 2011. № 172. С. 122–128.

6. Кузнецов И.Б. Методология распределения внимания пилота. СПб.: Политехника, 2012. 167 с.

7. Айдаркин Д.В., Качан Д.В., Косачевский С.Г. Разработка критериев для оценки процесса формирования навыков пилотирования в ходе первоначального летного обучения пилотов // Научный вестник УИ ГА. 2017. № 9. С. 91–97.

8. Sullivan M. III. Fundamentals of Statistics. 3rd ed. New York: Prentice Hall, 2011. 720 p.

9. Гмурман В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика. М.: Юрайт, 2014. 479 с.

10. Brandt S. Data Analysis. Statistical and Computational Methods for Scientists and Engineers. 4th ed. Springer, 2014. 523 p.


Для цитирования:


Косачевский С.Г., Айдаркин Д.В., Качан Д.В. Оценка эффективности методики первоначальной профессиональной подготовки пилотов для эксплуатации самолетов с электронными системами отображения информации. Научный вестник МГТУ ГА. 2018;21(5):8-22. https://doi.org/10.26467/2079-0619-2018-21-5-8-22

For citation:


Kosachevskiy S.G., Aidarkin D.V., Kachan D.V. Evaluation of the effectiveness methods of initial pilots’ proffessional training to operate the aircraft equipped with electronic flight instrument systems. Civil Aviation High TECHNOLOGIES. 2018;21(5):8-22. (In Russ.) https://doi.org/10.26467/2079-0619-2018-21-5-8-22

Просмотров: 143


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-0619 (Print)
ISSN 2542-0119 (Online)