Аннотация
Важнейшим приоритетом деятельности любой авиакомпании и необходимым условием ее движения вперед является достижение максимально высокого уровня безопасности полетов. За последние несколько лет в данной области удалось добиться значительных положительных результатов, однако обнаружилась относительная стагнация показателей, отражающих безопасность полетов как состояние авиационной транспортной системы. Стало очевидным, что существующая идеология предотвращения авиационных событий себя исчерпала и на современном этапе развития гражданской авиации не позволяет совершить прорыв в решении всего объема задач, стоящих перед авиакомпаниями по данному направлению. С целью поиска новых подходов для решения имеющихся задач Совет Международной организации гражданской авиации в июне 2011 года принял международные стандарты по системам управления рисками, связанными с утомляемостью, в качестве альтернативы нормативным ограничениям полетного и рабочего времени с учетом утомления экипажей. Ведь не секрет, что среди функциональных состояний, профессионально значимых для деятельности авиационных специалистов, являющихся ключевым звеном в системе «человек - воздушное судно - среда», особое место занимает состояние утомления.В предложенной статье утомление рассматривается как фактор опасности, обуславливающий формирование и развитие нарушений и ошибок экипажа в процессе пилотирования воздушного судна. Проведены анализ признаков и причин возникновения и развития утомления в полете и оценка его влияния на работоспособностьэкипажа, рассмотрена их взаимосвязь. Представлены методы и методики определения утомления пилотов, обосно-вана необходимость разработки системы управления рисками, связанными с утомляемостью, в авиакомпаниях сцелью эффективного обеспечения безопасности полетов.