Preview

Научный вестник МГТУ ГА

Расширенный поиск

МЕТОДИКА И РЕЗУЛЬТАТЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ ПРЕСЛЕДОВАНИЯ ПОДВИЖНОГО ОБЪЕКТА ДВУХСТУПЕНЧАТОЙ ДИНАМИЧЕСКОЙ СИСТЕМОЙ

https://doi.org/10.26467/2079-0619-2017-20-2-57-64

Полный текст:

Аннотация

Опыт создания ударных беспилотных самолетов свидетельствует о том, что основные проблемы разработ- ки беспилотных летательных аппаратов заключаются в создании систем, заменяющих летчика как датчика и как оператора управления. Частично эта проблема решается за счет дистанционного управления. Однако существуют этапы полета, где в силу различных причин (дефицит времени, быстротечность, отсутствие устойчивой связи и т. п.) полет возможен только при полностью автономном управлении и информационном обеспечении. К ним от- носится и ближний маневренный воздушный бой (БМВБ) - ключевой с точки зрения предназначения истребителя и предъявляющий максимальные требования к его облику этап полета. До последнего момента создание беспилот- ного самолета-истребителя было в принципе невозможно в силу отсутствия датчиков, способных обеспечить необ- ходимый для автоматического управления самолетом в БМВБ уровень информации. Однако перспективы развития бортового оборудования (конформные антенны пассивного типа, оптиколокационные станции кругового обзора) указывают на возможность решения этой проблемы в ближайшей перспективе. А потому, на сегодняшний день, по сути, единственной принципиальной проблемой на пути создания беспилотного истребителя остается проблема создания алгоритмов автоматического траекторного управления для БМВБ. В работе представлена методика син- теза автоматического траекторного управления двухступенчатой динамической системой с целью выхода в задан- ные относительно преследуемого объекта условия. Приводятся некоторые результаты оценки влияния параметров алгоритмов управления на эффективность решения задачи преследования. На основании полученных результатов делается вывод о работоспособности предлагаемой методики и возможности ее использования для автоматизации управления беспилотным самолетом и организации группового взаимодействия в БМВБ.

Об авторе

Михаил Анатольевич Киселев
Государственный научно-исследовательский институт авиационных систем
Россия


Список литературы

1. Левицкий C.В. Системный анализ ближнего воздушного боя для разработки базы знаний бортовой оперативно-советующей экспертной системы // Известия РАН. Теория и си- стемы управления. 2002. № 6. С. 73-85

2. Левицкий C.В. Системный анализ ближнего воздушного боя и алгоритмическое обеспечение бортовой системы информационной поддержки тактических решений летчика // Информационно-измерительные и управляющие системы. 2006. Т. 4, № 8. С. 36-55

3. Левицкий C.В., Матвеев А.И., Cандлер Г.А. Оптимизация стратегии функциониро- вания самолетов-истребителей в воздушном бою // Известия Российской академии наук. Теория и системы управления. 2003. № 3. С. 103-113

4. Федунов Б.Е. Бортовые интеллектуальные системы системообразующего ядра совре- менных самолетов // Мехатроника, автоматизация, управление. 2006. № 1. С. 24-29

5. Федунов Б.Е. Бортовые оперативно-советующие экспертные системы для антропоцен- трических объектов // Изв. РАН. Теория и системы управления. 2003. № 6. С. 145-152

6. Федунов Б.Е. Интеллектуальные системы «тактического» уровня в системообразую- щем ядре сложных технических объектов // Информационно-измерительные и управляющие системы. 2013. Т. 11, № 6. С. 46-54

7. Федосов Е.А. Авиация ПВО России и научно-технический прогресс: Боевые комплек- сы и системы вчера, сегодня, завтра: монография / под ред. Е.А. Федосова. 2-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2004. 816 с

8. Хрипунов C.П. Распознавание тактических ситуаций в воздушном бою с использова- нием методов искусственного интеллекта // Информационно-измерительные и управляющие системы. 2006. Т. 4, № 8. С. 26-35

9. Киселев М.А. Алгоритм автоматизации разворота самолета, выполняемого с максималь- ной угловой скоростью. Изв. РАН. ТиСУ. 2007. № 5. С. 150-160

10. Киселев М.А., Костин А.М., Тюменев В.Р. О влиянии начальных и конечных усло- вий на оптимальные параметры разворота, выполняемого с максимальной угловой скоростью // Научный Вестник МГТУ ГА. 2008. № 125. С. 130-137


Для цитирования:


Киселев М.А. МЕТОДИКА И РЕЗУЛЬТАТЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ ПРЕСЛЕДОВАНИЯ ПОДВИЖНОГО ОБЪЕКТА ДВУХСТУПЕНЧАТОЙ ДИНАМИЧЕСКОЙ СИСТЕМОЙ. Научный вестник МГТУ ГА. 2017;20(2):57-64. https://doi.org/10.26467/2079-0619-2017-20-2-57-64

For citation:


Mikhail A.K. METHODOLOGY AND RESULTS OF MOBILE OBJECT PURSUIT PROBLEM SOLUTION WITH TWO-STAGE DYNAMIC SYSTEM. Civil Aviation High TECHNOLOGIES. 2017;20(2):57-64. (In Russ.) https://doi.org/10.26467/2079-0619-2017-20-2-57-64

Просмотров: 142


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-0619 (Print)
ISSN 2542-0119 (Online)