Preview

Научный вестник МГТУ ГА

Расширенный поиск

Некоторые аспекты допуска выпускников авиационных вузов к эксплуатации гражданских воздушных судов

https://doi.org/10.26467/2079-0619-2025-28-5-50-62

Аннотация

Обзорная статья затрагивает вопросы получения квалификационной отметки на право допуска к эксплуатации воздушных судов для выпускников авиационных инженеров вузов. Это связано с необходимостью проходить переподготовку на тип воздушных судов в авиакомпаниях. Данная необходимость вызвана теми процессами, которые произошли в Российской Федерации в период после распада системы функционирования авиационной отрасли в СССР. Основными из них стали переход от системы технической эксплуатации воздушных судов по ресурсу к системе технической эксплуатации воздушных судов по техническому состоянию, внедрение западных стандартов эксплуатации в связи с насыщением рынка западной авиатехникой, а также общая тенденция гармонизации авиационных стандартов, регламентирующих техническое обслуживание и ремонт авиационной техники. Почему это происходит и как влияет на подготовку будущих специалистов по техническому обслуживанию в авиакомпаниях, проанализировано в статье. Подчеркнуто, что использование вычислительных возможностей современных компактных бортовых цифровых вычислительных машин с огромными базами данных, высокой производительностью, а также применение искусственного интеллекта позволило не только анализировать множество эксплуатационных и технических параметров функционирования систем воздушных судов, оценивать исправность воздушных судов в целом, но и достаточно точно прогнозировать техническое состояние воздушных судов в ближайшей перспективе, оптимизировать деятельность обслуживающего персонала, сокращая эксплуатационные затраты, время простоя по неисправностям. Появление западных воздушных судов в нашей стране сопровождалось внедрением наработок, связанных с их эксплуатацией и техническим обслуживанием, которые практиковались на западе. Это коснулось и системы подготовки специалистов по техническому обслуживанию. Использование зарубежной авиатехники и западной документации, регламентирующей ее летную и техническую эксплуатацию в рамках Российской юрисдикции, неизбежно потребовало в Российской Федерации пересмотра той эксплуатационной документации, которую законодательно утверждали российские авиационные власти. Такие основные документы, касающиеся эксплуатации воздушных судов, в Российской Федерации были гармонизированы с западными стандартами.

Об авторах

А. Д. Артемов
Московский государственный технический университет гражданской авиации
Россия

Артемов Александр Дмитриевич, кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры аэродинамики конструкции и прочности летательных аппаратов МГТУ ГА

Москва



С. В. Пигин
Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)
Россия

Пигин Сергей Васильевич, кандидат педагогических наук, доцент кафедры летательных аппаратов МАИ (НИУ)

Москва



Список литературы

1. Артемов А.Д. Специфика подготовки авиационного персонала на тип ВС, оснащенного БСТО / А.Д. Артемов, Е.В. Максимова, В.В. Щербак, М.Н. Машкин, О.Т. Романов, А.С. Засухин // Оборонный комплекс – научно-техническому прогрессу России. 2017. № 2 (134). С. 73–76.

2. Гандер Д.В., Лысаков Н.Д. Современное состояние профессионального обучения в авиации и космонавтике // Человеческий капитал. 2020. № S4 (136). С. 137–143.

3. Лысакова Е.Н. Инженерно-психологические задачи на современном этапе развития авиационной техники // Человеческий капитал. 2020. № S4 (136). С. 201–206.

4. Кузнецов С.В. Международная квалификационная (компетентностная) система подготовки и оценки персонала по техническому обслуживанию воздушных судов // Научный вестник МГТУ ГА. 2015. № 213 (3). C. 91–96.

5. Кузнецов С.В. Подготовка инженерно-технического персонала по технической эксплуатации авионики и авиационных электросистем воздушных судов с учетом гармонизации отечественных требований к персоналу с международными требованиями // Научный вестник МГТУ ГА. 2014. № 201. С. 91–95.

6. Стрельникова Е.О. Особенности профессиональной подготовки персонала авиакомпаний [Электронный ресурс] // Студенческий вестник: электронный научный журнал. 2020. № 42 (140). URL: https://studvestnik.ru/journal/stud/herald/140 (дата обращения: 10.01.2025).

7. Колокольников Ф.А. Анализ международных требований при построении системы подготовки авиационных специалистов / Ф.А. Колокольников, С.Н. Яблонский, Д. Лю, С.С. Теренин // Научный вестник МГТУ ГА. 2015. № 219 (9). С. 85–89.

8. Дудкин С.О., Неретин Е.С., Брусникин П.М. Архитектура бортовой системы технического обслуживания на базе концепции интегрированной модульной авионики // Авиация и космонавтика-2018: тезисы 17-ой Международной конференции. Москва, 19-23 ноября 2018 г. М.: МАИ, 2018. С. 381–382.

9. Полякова Е.А., Щербак В.В. Проблемные аспекты разработки авиатренажеров // Академические Жуковские чтения. Безопасность полетов. Актуальные вопросы подготовки и ведения операций (боевых действий) в войнах и вооруженных конфликтах: сборник научных статей по материалам Всероссийской НПК. Воронеж, 20-21 ноября 2013 г. Воронеж: ВУНЦ ВВС «ВВА», 2014. С. 30–32.

10. Мухин И.Е. Анализ функциональных требований к бортовой системе технического обслуживания самолета SSJ 100 / И.Е. Мухин, Д.С. Коптев, А.А. Князев, С.М. Юрчиков // Вестник Уфимского государственного авиационного технического университета. 2022. Т. 26, № 1 (95). С. 92–101. DOI: 10.54708/19926502_2022_2619592

11. Брусникин П.М., Дудкин С.О., Зуб В.П. Разработка бортовой системы технического обслуживания с функцией прогнозирования отказов // Гагаринские чтения: сборник тезисов докладов. Москва, 27 декабря 2019 г.-17 апреля 2020 г. М.: МАИ, 2020. С. 817–818.

12. Моисеев Р.Г. Повышение качества ТОиР авиатехники за счет периодического повышения квалификации технического персонала, обслуживающего ВС // Инновационные процессы в современном мире (Иннофорум-2016): материалы международной научно-практической конференции. Сочи – Ростов-на-Дону, 21–25 сентября 2016 г. Ростов-на-Дону: Фонд науки и образования, 2016. С. 159–162.

13. Артемов А.Д., Лысаков Н.Д., Лысакова Е.Н. Человеческий фактор в эксплуатации авиационной техники. М.: МАИ, 2018. 156 с.

14. Карпова Л.И., Никитин Д.А. Подготовка специалистов гражданской авиации – гарантия безопасности воздушных перевозок // Научный вестник МГТУ ГА. 2011. № 166. С. 102–106.

15. Биндус В.А., Чукарин М.И. Повышение качества ТО и Р авиатехники за счет периодического повышения квалификации технического персонала, обслуживающего ВС // Актуальные аспекты развития воздушного транспорта (Авиатранс-2018): материалы международной научно-практической конференции. Ростов-на-Дону, 27-30 сентября 2018 г. Ростов-на-Дону: Фонд науки и образования, 2018. С. 747–752.

16. Большедворская Л.Г. Обоснование и разработка новой системы подготовки авиационных специалистов в гражданской авиации // Научный вестник МГТУ ГА. 2016. № 225 (3). С. 86–91.

17. Никитюк Б.Р. Эффективность наземных технических средств обучения авиационного персонала // Вестник Академии военных наук. 2023. № 1 (82). C. 85–90.

18. Барсуков А.Г. К вопросу о подготовке авиационного персонала в области человеческого фактора // Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. 2017. № 2. С. 83–92.


Рецензия

Для цитирования:


Артемов А.Д., Пигин С.В. Некоторые аспекты допуска выпускников авиационных вузов к эксплуатации гражданских воздушных судов. Научный вестник МГТУ ГА. 2025;28(5):50-62. https://doi.org/10.26467/2079-0619-2025-28-5-50-62

For citation:


Artemov A.D., Pigin S.V. Some aspects of aviation university graduates’ work permit to maintain civil aircraft. Civil Aviation High Technologies. 2025;28(5):50-62. (In Russ.) https://doi.org/10.26467/2079-0619-2025-28-5-50-62

Просмотров: 15


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-0619 (Print)
ISSN 2542-0119 (Online)