Анализ современных требований к разработке системы кондиционирования воздуха воздушных судов
https://doi.org/10.26467/2079-0619-2025-28-4-50-66
Аннотация
Проведено исследование современных требований к разработке системы кондиционирования воздуха (СКВ) гражданских воздушных судов (ВС) транспортной категории в контексте их актуализации и гармонизации с международным передовым опытом в области проектирования и сертификации авиационной техники (АТ). Установлено, что конкурентоспособность ВС непосредственно коррелирует с полнотой и детализированностью норм летной годности (НЛГ), что в свою очередь оказывает значительное влияние на безопасность полетов и эффективность эксплуатации ВС. Рассмотрены рекомендации Международной организации гражданской авиации (ИКАО) к разработке национальных НЛГ и обеспечению их единообразия у государств – разработчиков АТ, рекомендации ИКАО к разработке СКВ ВС. Рассмотрены и обобщены передовые практики Федеральной авиационной администрации (FAA), Европейского агентства по безопасности полетов (EASA) в области непрерывной системной актуализации и гармонизации НЛГ. Сформулированы и описаны основные факторы: процедуры сертификации АТ, взаимодействие авиационных властей с предприятиями-разработчиками, международные двусторонние соглашения о безопасности полетов (BASA), – в совокупности определяющие единообразие зарубежных сертификационных систем в рамках обеспечения высокого уровня безопасности полетов и эффективной эксплуатации ВС. Выполнен сравнительный анализ национальных НЛГ Российской Федерации, Европейского союза, США АП 25 и НЛГ 25, CS 25, Part 25 соответственно к СКВ. Выявлены сходства и различия требований Российской Федерации, Европейского союза и США; представлена оценка степени единообразия отечественных и зарубежных НЛГ к СКВ ВС. Сформулированы концептуальные предложения по актуализации и дополнению отечественных НЛГ с целью повышения эксплуатационно-технических характеристик данной функциональной системы ВС.
Об авторах
Д. Ю. ПарубинРоссия
Парубин Денис Юрьевич, инженер-конструктор 1 категории
Москва
И. Г. Кирпичев
Россия
Кирпичев Игорь Геннадьевич, доктор технических наук, профессор
Москва
Список литературы
1. Чинючин Ю.М., Босых Н.Н., Трифонов Ю.М. Основы поддержания летной годности воздушных судов. Современные проблемы поддержания летной годности воздушных судов: учеб. пособие. М.: ИД Академии Жуковского, 2020. 96 с.
2. Кирпичев И.Г., Кулешов А.А., Шапкин В.С. Основы стратегии формирования конкурентных преимуществ Российской авиационной техники на современном этапе. 2-е изд. М.: Воздушный транспорт, 2007. 334 с.
3. Дутов А.В. О мерах по повышению конкурентоспособности авиационной техники российского производства / А.В. Дутов, В.С. Шапкин, С.Б. Гальперин, В.В. Клочков, А.А. Фридлянд // Научный вестник ГосНИИ ГА. 2017. № 16 (327). С. 7–15.
4. Тешева П.Д. Тенденции обновления парка воздушных судов в авиакомпаниях РФ на современном этапе // Наукосфера. 2023. № 5-2. С. 330–334.
5. Ахметшин Т.Ф. Сертификация авиационной техники // Вестник УГАТУ. 2014. Т. 18, № 2 (63). С. 10–18.
6. Базикова И.В. Проблемы экспорта российских гражданских самолетов на мировом рынке // Современная экономика: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей XXVIII Международной научно-практической конференции. Пенза, 25 мая 2019 г. Пенза: Наука и просвещение, 2019. С. 192–195.
7. Лесничий И.В., Самойлов И.А., Страдомский О.Ю. Мировые системы сертификации авиационной техники // Научный вестник ГОСНИИ ГА. 2017. № 1 (327). C. 16–26.
8. Сухова Т.С., Алексашина О.В., Ларцева Т.А. Процедура сертификации авиационной техники в Российской Федерации // Контроль качества продукции. 2020. № 8. С. 13–19.
9. Книвель А.Я. О сертификации типа, разработчиков и изготовителей гражданской авиационной техники // Международный авиационно-космический журнал. 2017. № 5 (67). С. 4–8.
10. Баталов А.А. Правовое регулирование вопросов обеспечения безопасности полетов в рамках Европейского Союза // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2022. Т. 18, № 1. С. 80–92. DOI: 10.12737/jflcl.2022.013
11. Иглин А.В. Актуальные вопросы работы европейских авиационных организаций // Научный вестник УВАУ ГА (И). 2015. № 7. С. 93–98.
12. Явкин А.В. Анализ различий сертификационных систем Европейского союза (ЕС), США и Российской Федерации [Электронный ресурс] // НИЦ Институт им. Жуковского, 2019. 20 c. URL: https://aviatp.ru/files/legalcom/21.02.2019/Report%20(project). pdf (дата обращения: 01.09.2024).
13. Бочарова О.Ю. Сравнение сертификационных систем гражданской авиации США, ЕС и РФ // Наука настоящего и будущего. 2022. Т. 1. С. 163–165.
14. Явкин А.В. Действительно ли мы стремимся к технологическому суверенитету в авиации или только делаем вид? [Электронный ресурс] // AviaSafety. 2023. URL: https://aviasafety.ru/43348/ (дата обращения: 01.09.2024).
Рецензия
Для цитирования:
Парубин Д.Ю., Кирпичев И.Г. Анализ современных требований к разработке системы кондиционирования воздуха воздушных судов. Научный вестник МГТУ ГА. 2025;28(4):50-66. https://doi.org/10.26467/2079-0619-2025-28-4-50-66
For citation:
Parubin D.Yu., Kirpichev I.G. Analysis of modern requirements for the development of aircraft air conditioning system. Civil Aviation High Technologies. 2025;28(4):50-66. (In Russ.) https://doi.org/10.26467/2079-0619-2025-28-4-50-66