Preview

Научный вестник МГТУ ГА

Расширенный поиск

К вопросу об упражнении на диспетчерском тренажере при подготовке диспетчеров управления воздушным движением в образовательных организациях гражданской авиации

https://doi.org/10.26467/2079-0619-2025-28-1-67-77

Аннотация

Задача совершенствования профессиональной подготовки диспетчеров управления воздушным движением (УВД) является одной из важнейших в гражданской авиации (ГА). Это обуславливается тем, что уровень профессиональной подготовки во многом определяет уровень безопасности полетов и эффективности использования воздушного пространства. Обновление и техническая модернизация систем и средств УВД требует разработки новых программ и методик подготовки диспетчеров УВД. Методика тренажерной практики на диспетчерском тренажере, являющаяся главным элементом практической подготовки диспетчеров УВД в образовательных учреждениях ГА, также требует постоянного совершенствования. В настоящей работе на основе анализа и обобщения опыта организации и проведения учебной тренажерной практики на диспетчерском тренажере в вузе исследовалось такое явление, как упражнение на диспетчерском тренажере. Были рассмотрены существенные признаки упражнения: цель, задача, аэронавигационный фон, связность с учебным процессом, тип, а также свойства: трудность, сложность упражнения. При исследовании сложности упражнения были введены понятия относительной и абсолютной сложности. Относительная сложность упражнения отражает его внешнюю сторону во взаимосвязи с его местом в структуре учебной дисциплины и в системе всех формируемых навыков. Абсолютная сложность упражнения отражает его внутреннюю структуру как взаимосвязанную совокупность требуемых для выполнения только данного упражнения навыков. Предложены аналитические зависимости для расчета относительной и абсолютной сложности с учетом соблюдения принципа одной сложности. Введены понятия практической, среднестатистической и индивидуальной трудности упражнения на диспетчерском тренажере. Предложена аналитическая зависимость для их расчета. Предложена классификация упражнения на диспетчерском тренажере по основаниям: цели выполнения упражнения, формы упражнения, решаемой в упражнении задачи, времени выполнения, степени участия инструктора-преподавателя, форме организации подыгрыша. Предложены определения понятия «тип упражнения» и, собственно, самого понятия «упражнение на диспетчерском тренажере». Полученные в работе результаты направлены на дальнейшее развитие теоретических положений подготовки диспетчеров УВД и могут быть использованы в ходе организации и проведения тренажерной практики на диспетчерском тренажере в образовательных учреждениях ГА.

Об авторе

Р. А. Субботин
Московский государственный технический университет гражданской авиации
Россия

Субботин Роман Александрович, кандидат военных наук, доцент, доцент кафедры управления воздушным движением

г. Москва



Список литературы

1. Гладенков М.А. Тренажерная практика на диспетчерском тренажере: пособие по проведению учебной практики / М.А. Гладенков, С.В. Губенко, А.Е. Коновалов, В.Б. Малыгин. М.: МГТУ ГА, 2015. 25 с.

2. Крыжановский Г.А., Цепляев Ю.Ф. К задаче управления процессами профессиональной подготовки авиадиспетчеров для автоматизированных систем управления воздушным движением // Автоматика и телемеханика. 1994. № 6. С. 140–153.

3. Борисов В.Е. Моделирование алгоритмов управления обучением в диспетчерских тренажерах // Автоматизация: проблемы, идеи, решения: сборник статей Международной научно-практической конференции. Уфа, 8 декабря 2017 г. Уфа: ОМЕГА САЙНС, 2017. С. 19–21.

4. Кривоборский И.Ю. Метод совершенствования системы подготовки диспетчеров управления воздушным движением к действиям в особых ситуациях // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации. 2023. № 4 (41). С. 62–73.

5. Сало Н.А., Сєдаш С.П., Кільменінов О.А. Структура та методи інформаційно-аналітичної системи тестування та оцінювання знань диспетчерів управління повітряним рухом // Телекомунікаційні Та Інформаційні Технології. 2020. № 2 (67). С. 153–162. DOI: 10.31673/2412-4338.2020.026253

6. Çinar E., Tuncal A. A comprehensive analysis of competency and training perspectives among air traffic controllers // Aviation. 2024. Vol. 28, no. 2. Pp. 54–63. DOI: 10.3846/aviation.2024.21501

7. Крыжановский Г.А. К проблеме формирования профессионально-мыслительной способности операторов аэронавигационных систем / Г.А. Крыжановский, В.В. Купин, В.А. Самойлов, И.Н. Шестаков // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации. 2018. № 3 (20). С. 5–20.

8. Крыжановский Г.А. Единство процессов формирования профессионально-мыслительных способностей операторов аэронавигационных систем / Г.А. Крыжановский, В.В. Купин, В.А. Самойлов, И.Н. Шестаков // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации. 2018. № 2 (19). С. 44–56.

9. Крыжановский Г.А. Когнитивный подход к первоначальной профессиональной подготовке операторов аэронавигационных систем / Г.А. Крыжановский, В.В. Купин, В.А. Самойлов, И.Н. Шестаков // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации. 2021. № 4 (33). С. 69–83.

10. Борисов В.Е., Борсоев В.А., Бондаренко А.А. Разработка перспективных тренажеров, имеющих голосовую поддержку, с функцией автоматизации оценки навыков диспетчеров по управлению воздушным движением // Научный вестник МГТУ ГА. 2020. Т. 23, № 6. С. 8–19. DOI: 10.26467/2079-0619-2020-23-6-8-19

11. Бестугин А.Р. Новое поколение тренажеров для практической подготовки диспетчеров управления воздушным движением / А.Р. Бестугин, И.А. Киршина, А.Д. Филин, А.Ю. Иванов // Успехи современной науки и образования. 2017. Т. 4, № 4. С. 78–83.

12. Мацкевич А.М. Модели и алгоритмы поддержки принятия решений и их использование в тренажерной подготовке специалистов управления воздушным движением // Научный вестник МГТУ ГА. 2022. Т. 25, № 5. С. 25–36. DOI: 10.26467/2079-0619-2022-25-5-25-36

13. Spencer D.A. Applying artificial intelligence techniques to air traffic control automation // The Lincoln Laboratory Journal. 1989. Vol. 2, no. 3. Pp. 537–554.

14. Лазырин М.Б. Исследование и разработка методов планирования поведения интеллектуальных агентов в обучающих системах: дисс. … канд. техн. наук. Тверь, 2006. 170 с.

15. Сало Н.А., Яценко К.Г., Гогонянц С.Ю. Модель підготовки диспетчерів управління повітряним рухом із застосуванням мультиагентного підходу // Телекомунікаційні Та Інформаційні Технології. 2020. № 1 (66). С. 68–78. DOI: 10.31673/2412-4338.2020.016878

16. Ефремова Т.Ф. Современный толковый словарь русского языка. М.: Астрель, 2006. 976 с.

17. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. 528 с.

18. Калинина М.С., Цыбанева В.А. Ретроспективный анализ становления методического понятия «Упражнение» // Artium Magister. 2018. Т. 18, № 1. С. 12–19.

19. Цейтлина Е.Ю. Многокритериальная оценка результатов учебной деятельности учащихся в условиях перехода к личностно ориентированному обучению // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. № 60. С. 501–506.


Рецензия

Для цитирования:


Субботин Р.А. К вопросу об упражнении на диспетчерском тренажере при подготовке диспетчеров управления воздушным движением в образовательных организациях гражданской авиации. Научный вестник МГТУ ГА. 2025;28(1):67-77. https://doi.org/10.26467/2079-0619-2025-28-1-67-77

For citation:


Subbotin R.A. On the subject of an ATC simulator exercise in the training of air traffic controllers at Civil Aviation Educational Institutions. Civil Aviation High Technologies. 2025;28(1):67-77. (In Russ.) https://doi.org/10.26467/2079-0619-2025-28-1-67-77

Просмотров: 117


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-0619 (Print)
ISSN 2542-0119 (Online)