Формулировка задачи оптимизации в рамках реализации технологического суверенитета авиационной отрасли
https://doi.org/10.26467/2079-0619-2025-28-1-8-19
Аннотация
На современном этапе развития отечественного воздушного транспорта и экономики страны в целом перед авиационной отраслью стоит непростая задача поддержания и дальнейшего роста авиамобильности населения. Это зафиксировано в Комплексной программе развития авиационной отрасли Российской Федерации до 2030 года (в редакции распоряжения Правительства Российской Федерации от 4 мая 2024 года № 1102-р). В условиях прекращения взаимодействия российских авиационных предприятий с иностранными компаниями – поставщиками товаров и услуг существует острая необходимость разработки и внедрения в типовую конструкцию воздушных судов комплектующих изделий отечественного производства. Данные мероприятия позволяют обеспечить отраслевой технологический суверенитет и дальнейшую эксплуатацию авиационной техники с требуемыми уровнями надежности и безопасности. В публикации представлена разработанная авторами блок-схема данного процесса с учетом возможных типов импортозамещения комплектующих изделий. На основании доступных статистических данных эксплуатации ближнемагистральных воздушных судов авторами выполнен сравнительный анализ прогноза выбытия флота и ввода в эксплуатацию вновь разрабатываемой авиационной техники. По его результатам показана необходимость разработки отраслевых корректирующих мероприятий. Данный факт подтверждает актуальность области выбранного исследования. Процесс внедрения комплектующих изделий российского производства в типовую конструкцию эксплуатируемого воздушного судна рассматривается в публикации с точки зрения программного управления. Авторы приводят описание основных принципов и методик приоритизации проектов на примере 10 комплектующих изделий. При этом учитывается суммарный бюджет программы, а также ее ресурсоемкость. По результатам выполненных работ в публикации формулируется задача оптимизации. Данная публикация является основой для дальнейшей разработки алгоритма, который позволит решать приоритетные задачи поддержания летной годности как находящегося в эксплуатации флота, так и вновь разрабатываемой авиационной техники.
Ключевые слова
Об авторах
И. Е. БодроваРоссия
Бодрова Ирина Евгеньевна, аспирант кафедры технической эксплуатации летательных аппаратов и авиационных двигателей
г. Москва
А. В. Гостев
Россия
Гостев Александр Васильевич, кандидат технических наук, доцент кафедры проектирования и сертификации авиационной техники
г. Москва
Г. Д. Файнбург
Россия
Файнбург Григорий Давидович, кандидат технических наук, доцент кафедры технической эксплуатации летательных аппаратов и авиационных двигателей
г. Москва
Список литературы
1. Омаров З.Г. Проблемы эксплуатации авиационной техники на современном этапе // Военная мысль. 2022. № 4. С. 112–116.
2. Капогузов Е.А. Импортозависимость Российской гражданской авиационной промышленности // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2022. № 58. С. 58–76. DOI: 10.17223/19988648/58/4
3. Романов М.И. Анализ современного состояния экспортного потенциала Российской продукции гражданского авиастроения // Индустриальная экономика. 2021. № 3-2. С. 89–96. DOI: 10.47576/2712-7559_2021_3_2_89
4. Rampersad-Jagmohan M., Wang Y. Predictive Analytics in Aviation Management // Advanced Manufacturing and Automation XIII. 2024. Vol. 1154. Pp. 401–406. DOI: 10.1007/978-981-97-0665-5_52
5. Verhoeff M., Verhagen W.J.C. Component maintenance planning optimizationin defense aviation [Электронный ресурс] // Aerospace. 2023. Vol. 10, iss. 3. Р. 255. DOI: 10.3390/aerospace10030255/ (дата обращения: 16.08.2024).
6. Новикова Т.В., Блинов А.А. Применение методов сравнительного подхода в российской практике // Chronos Journal. 2022. Т. 6, № 11 (73). С. 173–176. DOI: 10.52013/2658-7556-73-11-51
7. Киселев Ю.В., Киселев Д.Ю. Текущие представления об организации взаимодействия в системе технической эксплуатации авиационной техники // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2014. Т. 16, № 1-5. С. 1407–1413.
8. Костин В.Н., Калинин А.Н. Методы оптимизации в примерах и задачах: учеб. пособие. Оренбург: ОГУ, 2008. 153 с.
9. Фадеева Н.В. Процессный подход к управлению: дефиниции и интерпретации // Экономика строительства. 2022. № 11. С. 30–37.
10. Бакланова Ю.О. Эволюция подхода к проектному управлению инновациями: инициатива, проект, программа, портфель // Современные технологии управления. 2012. № 3. С. 1–8.
11. Ицкович А.А. Повышение эффективности процессов поддержания летной годности воздушных судов на основе методологии управления проектами / А.А. Ицкович, А.О. Чернов, Г.Д. Файнбург, И.А. Файнбург // Научный вестник МГТУ ГА. 2017. Т. 20, № 1. С. 26–35.
12. Kul R.H., Ates M. A Comprehensive review on the global aviation industry and aircraft maintenance management processes [Электронный ресурс] // Izlek Akademik Dergi. 2024. Vol. 6, iss. 1. Pp. 20–36. DOI: 10.53804/izlek.1460088/ (дата обращения: 16.08.2024).
13. Кандыбко Н.В. Проектный подход к управлению инновационно-инвестиционной деятельностью предприятий обороннопромышленного комплекса // Вестник московского университета им. С.Ю. Витте. Серия 1: экономика и управление. 2013. № 2 (4). С. 52–58.
14. Borhan N.H. Requirements prioritization in agile projects: from experts’ perspectives / N.H. Borhan, H. Zulzalil, S. Hassan, N.M. Ali // Journal of Theoretical and Applied Information Technology. 2022. Vol. 100, no. 19. Pp. 5710–5723.
15. Сапегина О.А., Сумина Е.В. Приоритизация проектов как основа стратегического развития компании в условиях кризиса // Экономика и социум. 2016. № 10 (29). С. 875–877.
16. Руденко М.Н., Субботина Ю.Д. Оценка зрелости проектного управления организации // Управленческое консультирование. 2019. № 7 (127). С. 50–55. DOI: 10.22394/1726-1139-2019-7-50-55
17. Wagner D.N. Learning from aviation project resource management to avoid project failure [Электронный ресурс] // PM World Journal. 2017. Vol. 6, iss. 2. 11 p. URL: https://www.researchgate.net/publication/320839951_Learning_from_Aviation_Project_Resource_Management_to_avoid_Project_Failure (дата обращения: 20.08.2024).
18. Ciric D. Exploring the link between project management approach and project success dimensions: A structural model approach / D. Ciric, M. Delic, B. Lalic, D. Gracanin, T. Lolic [Электронный ресурс] // Advances in Production Engineering & Management. 2021. Vol. 16, iss. 1. Pp. 99–111. DOI: 10.14743/apem2021.1.387/ (дата обращения: 16.08.2024).
19. Петров Т.В. Сетевое планирование как инструмент управления проектами // Форум молодых ученых. 2017. № 6 (10). С. 1391–1397.
20. Богомолов Д.В., Харченко М.Э. Планирование деятельности авиационных подразделений при помощи средств управления проектами // Научный вестник МГТУ ГА. 2017. Т. 20, № 1. С. 88–96.
21. Ильдарханова А.К. Разработка модели финансовой эффективности портфеля проектов конструкторско-технологической подготовки производства на основе оптимизации загрузки участников проектной команды // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2018. Т. 11, № 3 (345). С. 256–268. DOI: 10.24891/fa.11.3.256
Рецензия
Для цитирования:
Бодрова И.Е., Гостев А.В., Файнбург Г.Д. Формулировка задачи оптимизации в рамках реализации технологического суверенитета авиационной отрасли. Научный вестник МГТУ ГА. 2025;28(1):8-19. https://doi.org/10.26467/2079-0619-2025-28-1-8-19
For citation:
Bodrova I.Y., Gostev A.V., Fainburg G.D. Aviation industry technological sovereignty optimization problem formulation. Civil Aviation High Technologies. 2025;28(1):8-19. https://doi.org/10.26467/2079-0619-2025-28-1-8-19