Механизмы государственной поддержки обеспечения комплексного развития авиатранспортной системы и региональных маршрутных сетей страны
https://doi.org/10.26467/2079-0619-2024-27-6-56-71
Аннотация
Одним из ключевых направлений развития транспортной системы Российской Федерации и ее регионов является совершенствование инфраструктуры и маршрутных сетей пассажирских авиаперевозок, в том числе в труднодоступных регионах Российской Федерации. Региональная авиация – важный сегмент сети авиационных перевозок пассажиров и всей транспортной системы страны. В совокупности с местными авиаперевозками региональная авиация в большинстве районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей обеспечивает их транспортную доступность, авиационную подвижность населения и во многих случаях является безальтернативным видом транспорта. Для обеспечения стабильного функционирования воздушного транспорта и развития транспортной доступности регионов Российской Федерации реализуются меры государственной поддержки авиаперевозчиков. В статье рассмотрены основные цели и меры государственного субсидирования авиаперевозок в транспортной системе страны и ее регионов, а также финансовые и нефинансовые меры их государственной поддержки, в том числе в условиях внешнего санкционного воздействия. Предложена схема субсидирования, которая консолидирует действующие механизмы для обеспечения сбалансированной минимизации рисков для государства и авиаперевозчиков при расширении маршрутной сети страны и регионов. Анализируются процессы развития механизмов субсидирования и соответствующей нормативно-методической базы, результативность их реализации, в том числе с учетом специфики северных и труднодоступных регионов.
Об авторе
В. А. ПенкинаРоссия
Пенкина Вероника Анатольевна, аспирант
г. Москва
Список литературы
1. Губенко А.В., Растова Ю.И., Панкратова А.Р. Современное состояние и перспективы развития рынка пассажирских перевозок // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия Экономика и экологический менеджмент. 2019. № 2. С. 82–90. DOI: 10.17586/2310-1172-2019-12-2-82-90
2. Егошин С.Ф., Клочков В.В. Обоснование требований к перспективным самолетам для российских межрегиональных авиалиний на среднесрочную и долгосрочную перспективы // Научный вестник ГосНИИ ГА. 2022. № 41. С. 90–102.
3. Беляев С.А. Состояние и проблемы развития пассажирских авиаперевозок в России // Региональный вестник. 2020. № 16 (55). С. 53–54.
4. Матюха С.В. Развитие модели рынка региональных авиаперевозок: регуляторное воздействие государства // Креативная экономика. 2023. Т. 17, № 1. С. 257–276. DOI: 10.18334/ce.17.1.117016
5. Зинченко А.С. Мониторинг развития отечественного рынка воздушного транспорта на современном этапе // Вестник университета. 2017. № 10. С. 22–25.
6. Скрылева Е.В. Развитие российского рынка пассажирских авиаперевозок и роль его регионального сегмента на современном этапе // Транспортное дело России. 2018. № 5. С. 188–190.
7. Волосов Е.Н. Государственная политика по развитию пассажирских авиаперевозок в Сибири и на Дальнем Востоке // Актуальные проблемы и перспективы развития гражданской авиации: сборник трудов X Международной научно-практической конференции. Иркутск, 14–15 октября 2021 г. Иркутск: Иркутский филиал МГТУ ГА, 2021. Т. 1. С. 239–249.
8. Скрылева Е.В. Исследование российского опыта поддержки региональных авиаперевозок // Транспортное дело России. 2019. № 5. С. 136–139.
9. Горбунов В.П. Основные аспекты создания единой дальневосточной авиакомпании через развитие единой маршрутной сети, флота и летно-эксплуатационной инфраструктуры дальневосточного региона // Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. 2023. № 2. С. 44–62. DOI: 10.51955/2312-1327_2023_2_44
10. Матюха С.В., Филиппов В.Л., Фридлянд А.А. Развитие региональных воздушных перевозок в России и совершенствование организации деятельности региональных авиапредприятий // Транспортное дело России. 2020. № 1. С. 66–68.
11. Grubesic T.H., Wei F. Evaluating the efficiency of the essential air service program in the United States // Transportation Research Part A: Policy and Practice. 2012. Vol. 46, iss. 10. Pp. 1562–1573. DOI: 10.1016/j.tra.2012.08.004
12. Бенько Е.В., Надарян Б.М. Государственные меры поддержки авиационной отрасли в условиях Российской экономики // Проблемы и перспективы экономических отношений предприятий авиационного кластера: сборник научных трудов VII Всероссийской научной конференции. Ульяновск, 24–26 октября 2022 г. Ульяновск: Ульяновский государственный технический университет, 2023. С. 45–50.
13. Базикова И.В. Развитие авиационного лизинга как инструмента повышения конкурентоспособности российской авиационной техники // Инновации и инвестиции. 2019. № 8. С. 100–104.
14. Рублев В.В. Перспективы развития российского рынка пассажирских авиалайнеров в условиях макроэкономической нестабильности // Вестник Самарского государственного экономического университета. 2020. № 8 (190). С. 78–89. DOI: 10.46554/1993-0453-2020-8-190-78-89
15. Матюха С.В. Экономические меры государственной поддержки пассажирских авиаперевозок в условиях кризиса // Транспортное дело России. 2022. № 2. С. 188–191. DOI: 10.52375/20728689_2022_2_18
Рецензия
Для цитирования:
Пенкина В.А. Механизмы государственной поддержки обеспечения комплексного развития авиатранспортной системы и региональных маршрутных сетей страны. Научный вестник МГТУ ГА. 2024;27(6):56-71. https://doi.org/10.26467/2079-0619-2024-27-6-56-71
For citation:
Penkina V.A. The mechanisms of state support for the integrated development of the country’s air transportation system and regional route networks. Civil Aviation High Technologies. 2024;27(6):56-71. (In Russ.) https://doi.org/10.26467/2079-0619-2024-27-6-56-71