Preview

Научный вестник МГТУ ГА

Расширенный поиск

Механизмы государственной поддержки обеспечения комплексного развития авиатранспортной системы и региональных маршрутных сетей страны

https://doi.org/10.26467/2079-0619-2024-27-6-56-71

Аннотация

Одним из ключевых направлений развития транспортной системы Российской Федерации и ее регионов является совершенствование инфраструктуры и маршрутных сетей пассажирских авиаперевозок, в том числе в труднодоступных регионах Российской Федерации. Региональная авиация – важный сегмент сети авиационных перевозок пассажиров и всей транспортной системы страны. В совокупности с местными авиаперевозками региональная авиация в большинстве районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей обеспечивает их транспортную доступность, авиационную подвижность населения и во многих случаях является безальтернативным видом транспорта. Для обеспечения стабильного функционирования воздушного транспорта и развития транспортной доступности регионов Российской Федерации реализуются меры государственной поддержки авиаперевозчиков. В статье рассмотрены основные цели и меры государственного субсидирования авиаперевозок в транспортной системе страны и ее регионов, а также финансовые и нефинансовые меры их государственной поддержки, в том числе в условиях внешнего санкционного воздействия. Предложена схема субсидирования, которая консолидирует действующие механизмы для обеспечения сбалансированной минимизации рисков для государства и авиаперевозчиков при расширении маршрутной сети страны и регионов. Анализируются процессы развития механизмов субсидирования и соответствующей нормативно-методической базы, результативность их реализации, в том числе с учетом специфики северных и труднодоступных регионов.

Об авторе

В. А. Пенкина
Московский государственный технический университет гражданской авиации
Россия

Пенкина Вероника Анатольевна, аспирант 

г. Москва



Список литературы

1. Губенко А.В., Растова Ю.И., Панкратова А.Р. Современное состояние и перспективы развития рынка пассажирских перевозок // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия Экономика и экологический менеджмент. 2019. № 2. С. 82–90. DOI: 10.17586/2310-1172-2019-12-2-82-90

2. Егошин С.Ф., Клочков В.В. Обоснование требований к перспективным самолетам для российских межрегиональных авиалиний на среднесрочную и долгосрочную перспективы // Научный вестник ГосНИИ ГА. 2022. № 41. С. 90–102.

3. Беляев С.А. Состояние и проблемы развития пассажирских авиаперевозок в России // Региональный вестник. 2020. № 16 (55). С. 53–54.

4. Матюха С.В. Развитие модели рынка региональных авиаперевозок: регуляторное воздействие государства // Креативная экономика. 2023. Т. 17, № 1. С. 257–276. DOI: 10.18334/ce.17.1.117016

5. Зинченко А.С. Мониторинг развития отечественного рынка воздушного транспорта на современном этапе // Вестник университета. 2017. № 10. С. 22–25.

6. Скрылева Е.В. Развитие российского рынка пассажирских авиаперевозок и роль его регионального сегмента на современном этапе // Транспортное дело России. 2018. № 5. С. 188–190.

7. Волосов Е.Н. Государственная политика по развитию пассажирских авиаперевозок в Сибири и на Дальнем Востоке // Актуальные проблемы и перспективы развития гражданской авиации: сборник трудов X Международной научно-практической конференции. Иркутск, 14–15 октября 2021 г. Иркутск: Иркутский филиал МГТУ ГА, 2021. Т. 1. С. 239–249.

8. Скрылева Е.В. Исследование российского опыта поддержки региональных авиаперевозок // Транспортное дело России. 2019. № 5. С. 136–139.

9. Горбунов В.П. Основные аспекты создания единой дальневосточной авиакомпании через развитие единой маршрутной сети, флота и летно-эксплуатационной инфраструктуры дальневосточного региона // Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. 2023. № 2. С. 44–62. DOI: 10.51955/2312-1327_2023_2_44

10. Матюха С.В., Филиппов В.Л., Фридлянд А.А. Развитие региональных воздушных перевозок в России и совершенствование организации деятельности региональных авиапредприятий // Транспортное дело России. 2020. № 1. С. 66–68.

11. Grubesic T.H., Wei F. Evaluating the efficiency of the essential air service program in the United States // Transportation Research Part A: Policy and Practice. 2012. Vol. 46, iss. 10. Pp. 1562–1573. DOI: 10.1016/j.tra.2012.08.004

12. Бенько Е.В., Надарян Б.М. Государственные меры поддержки авиационной отрасли в условиях Российской экономики // Проблемы и перспективы экономических отношений предприятий авиационного кластера: сборник научных трудов VII Всероссийской научной конференции. Ульяновск, 24–26 октября 2022 г. Ульяновск: Ульяновский государственный технический университет, 2023. С. 45–50.

13. Базикова И.В. Развитие авиационного лизинга как инструмента повышения конкурентоспособности российской авиационной техники // Инновации и инвестиции. 2019. № 8. С. 100–104.

14. Рублев В.В. Перспективы развития российского рынка пассажирских авиалайнеров в условиях макроэкономической нестабильности // Вестник Самарского государственного экономического университета. 2020. № 8 (190). С. 78–89. DOI: 10.46554/1993-0453-2020-8-190-78-89

15. Матюха С.В. Экономические меры государственной поддержки пассажирских авиаперевозок в условиях кризиса // Транспортное дело России. 2022. № 2. С. 188–191. DOI: 10.52375/20728689_2022_2_18


Рецензия

Для цитирования:


Пенкина В.А. Механизмы государственной поддержки обеспечения комплексного развития авиатранспортной системы и региональных маршрутных сетей страны. Научный вестник МГТУ ГА. 2024;27(6):56-71. https://doi.org/10.26467/2079-0619-2024-27-6-56-71

For citation:


Penkina V.A. The mechanisms of state support for the integrated development of the country’s air transportation system and regional route networks. Civil Aviation High Technologies. 2024;27(6):56-71. (In Russ.) https://doi.org/10.26467/2079-0619-2024-27-6-56-71

Просмотров: 192


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-0619 (Print)
ISSN 2542-0119 (Online)