Preview

Научный вестник МГТУ ГА

Расширенный поиск

Исследование влияния бокового ветра на непреднамеренное вращение одновинтовых вертолетов по рысканию

https://doi.org/10.26467/2079-0619-2024-27-4-20-33

Аннотация

При эксплуатации одновинтовых вертолетов нередко возникают авиационные происшествия, заключающиеся в возникновении непреднамеренного разворота или даже вращения по рысканию, заканчивающегося, как правило, столкновением с землей. Многочисленные исследователи этой проблемы считают одной из ее возможных причин потерю эффективности рулевого винта вертолета вследствие ветровых воздействий. В иностранной литературе имеется даже специальный термин – Loss of Tail Rotor Effectiveness (LTE). В связи с этим в настоящей работе сделана попытка определения возможности возникновения непреднамеренного вращения одновинтовых вертолетов по рысканию из-за ветровых воздействий (влияние несущего винта на рулевой винт в данной работе не учитывалось). Для решения этой задачи использовались теоретические методы (аналитические расчеты и вычислительные эксперименты). Для проведения аналитических расчетов и вычислительных экспериментов была создана математическая модель динамики вращения вертолета Ми-8МТВ по рысканию, на основе которой был создан программный комплекс, состоящий из модуля LTE (для моделирования динамики вращательного движения вертолета по рысканию) и OGL (для визуализации движения вертолета). Аналитические расчеты показали, что величина углового ускорения рыскания, наблюдаемая в полете при непреднамеренном вращении, может быть достигнута вследствие падения тяги рулевого винта на режиме вихревого кольца. Но для развития непреднамеренного вращения до углов и угловых скоростей, зафиксированных в реальных полетах, необходимо, чтобы такое падение тяги рулевого винта имело место в течение всего разворота. При вычислительных экспериментах с помощью вышеупомянутого программного комплекса не удалось создать условия для такого падения тяги в течение всего разворота и, соответственно, не удалось достичь тех углов и угловых скоростей рыскания, которые возникали в полетах. Рулевой винт при обдувке ветром в исследуемом диапазоне скоростей ветра (от 1 до 20 м/с) не теряет своей эффективности до такой степени, что с его помощью нельзя остановить непреднамеренное вращение.

Об авторах

В. В. Ефимов
Московский государственный технический университет гражданской авиации
Россия

Ефимов Вадим Викторович, доктор технических наук, доцент, профессор кафедры аэродинамики, конструкции и прочности летательных аппаратов

г. Москва



В. А. Ивчин
АО «Хелибюро»
Россия

Ивчин Валерий Андреевич, кандидат технических наук, ведущий инженер

г. Москва



К. О. Чернигин
Московский государственный технический университет гражданской авиации
Россия

Чернигин Константин Олегович, старший преподаватель кафедры аэродинамики, конструкции и прочности летательных аппаратов

г. Москва



Список литературы

1. Captain Hewetson M.J.T. Tail Rotor Breakaway // US Army Aviation Digest. 1980. Vol. 26, no. 6. Pp. 40–41.

2. Captain Snellen D.M. Loss of tail rotor effectiveness. Why it occurs // US Army Aviation Digest. 1984. Vol. 30, no. 9. Pp. 31–35.

3. Анимица В.А., Леонтьев В.А. О «самопроизвольном» вращении одновинтовых вертолетов // Научный Вестник МГТУ ГА. 2011. № 172. С. 96–102.

4. Браверман А.С., Вайнтруб А.П. Динамика вертолета. Предельные режимы полета. М.: Машиностроение, 1988. 280 с.

5. Леонтьев В.А. Расчетно-экспериментальные исследования характеристик рулевого винта при вращении вертолета вокруг вертикальной оси / В.А. Леонтьев, В.С. Крымский, Ю.М. Игнаткин, П.В. Макеев [Электронный ресурс] // Труды МАИ. 2017. № 93. 23 c. URL: https://www.trudymai.ru/upload/iblock/75b/leontev_krymskiy_ignatkin_makeev_rus.pdf?lang=ru&issue=93 (дата обращения: 20.11.2023).

6. Володко А.М. Основы аэродинамики и динамики полета вертолетов. М.: Транспорт, 1988. 342 с.

7. Володко А.М. Вертолет в особой ситуации. М.: Транспорт, 1992. 262 с.

8. Володко А.М. Вертолет в усложненных условиях эксплуатации. М.: КДУ, 2007. 232 с.

9. Беличенко И.А. Самопроизвольный разворот // Вертолет. 2000. № 1. С. 24–25.

10. Игнаткин Ю.М., Макеев П.В., Шомов А.И. Численное исследование аэродинамической интерференции несущего и рулевого винтов вертолета на особых режимах полета // Научный Вестник МГТУ ГА. 2014. № 200. С. 47–54.

11. Roh N., Park D., Oh S. Investigation on loss of tail-rotor effectiveness of helicopter with ducted fan tail rotor // 44th European Rotorcraft Forum. The Netherlands, Delft, 18–21 September 2018. No. 1. Pp. 94–104.

12. Dequin A.-M. The myth of losing tail rotor effectiveness // 45th European Rotorcraft Forum. Warsaw, Poland, 17–20 September 2019. Vol. 1. Pp. 1064–1078.

13. Saleh J.H., Xu Z., Guvir A.I. et al. Data-driven analysis and new findings on the loss of tail rotor effectiveness in helicopter accidents [Электронный ресурс] // Scientific Reports. 2022. Vol. 12. ID: 2575. DOI: 10.1038/s41598-022-06647-0 (дата обращения: 20.11.2023).

14. Saleh J.H. Maintenance and inspection as risk factors in helicopter accidents: Analysis and recommendations / J.H. Saleh, R.A. Tikayat, K.S. Zhang, J.S. Churchwell [Электронный ресурс] // PLoS One. 2019. 27 p. DOI: 10.1371/journal.pone.0211424 (дата обращения: 20.11.2023).

15. Bates N. The LTE myth [Электронный ресурс] // HeliSimmer.com. 2016. URL: https://www.helisimmer.com/articles/thelte-myth (дата обращения: 20.11.2023).

16. Head E. Unpacking the myth of loss of tail rotor effectiveness [Электронный ресурс] // Vertical. 2022. URL: https://verticalmag.com/features/unpacking-the-myth-of-loss-of-tail-rotoreffectiveness/ (дата обращения: 20.11.2023).

17. Игнаткин Ю.М., Макеев П.В., Шомов А.И. Интерференция несущего и рулевого винтов вертолета при полете со скольжением [Электронный ресурс] // Труды МАИ. 2015. № 82. 23 с. URL: https://trudymai.ru/published.php?ID=58605&referer=https%3A%2F%2Fya.ru%2F (дата обращения: 20.11.2023).

18. Игнаткин Ю.М., Макеев П.В., Шомов А.И. Численное моделирование интерференции несущего и рулевого винтов вертолета на базе нелинейной лопастной вихревой модели // Известия высших учебных заведений. Авиационная техника. 2016. № 1. С. 41–47.

19. Ивчин В.А., Черток О.Л. Новая математическая модель динамики вертолета для тренажеров и пилотажных стендов // Вертолеты. Труды опытно-конструкторского бюро Московского вертолетного завода имени М.Л. Миля. М.: Машиностроение, 2010. С. 280–297.

20. Efimov V.V., Chernigin K.O. Vortex ring state as a cause of a single-rotor helicopter unanticipated yaw // Aerospace Systems. 2022. Vol. 5. Pp. 413–418. DOI: 10.1007/s42401-021-00128-4


Рецензия

Для цитирования:


Ефимов В.В., Ивчин В.А., Чернигин К.О. Исследование влияния бокового ветра на непреднамеренное вращение одновинтовых вертолетов по рысканию. Научный вестник МГТУ ГА. 2024;27(4):20-33. https://doi.org/10.26467/2079-0619-2024-27-4-20-33

For citation:


Efimov V.V., Ivchin V.A., Chernigin K.O. Research of the crosswind effect on the single-rotor helicopter unintentional yaw rotation. Civil Aviation High Technologies. 2024;27(4):20-33. https://doi.org/10.26467/2079-0619-2024-27-4-20-33

Просмотров: 217


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-0619 (Print)
ISSN 2542-0119 (Online)