Орнитологическое обеспечение безопасности полетов как задача принятия решений в условиях неопределенности
https://doi.org/10.26467/2079-0619-2024-27-2-25-42
Аннотация
Проблема столкновения воздушных судов с птицами (bird strike) актуализируется с тенденциями роста числа авиационных перевозок. По данным Международной организации гражданской авиации (ИКАО), за семь лет в 105 государствах мира зарегистрирована информация о 97 751 столкновении воздушного судна с животными. Примерно в половине случаев (56 093 инцидента) сообщается о наличии повреждений воздушного судна различного характера. По некоторым оценкам, ежегодный ущерб от столкновений воздушных судов с птицами составляет около 610 млн долларов США. В статье проводится анализ влияния угрозы столкновения воздушного судна с птицами (орнитологической опасности) на безопасность полетов. Рассмотрена статистика авиационных происшествий с птицами за период 2010–2022 гг. по данным ИКАО и Росавиации. Анализируется проблематика оценки риска и обеспечения орнитологической безопасности полетов, существующие работы в данном научном направлении. Выделяются и рассматриваются основные проблемы и недостатки существующих подходов. Автором предложена новая концепция обеспечения орнитологической безопасности полетов с помощью разделения угроз на угрозы в поле частичной неопределенности и угрозы в поле глубокой неопределенности. Принятие решений в том или ином поле требует применения специфических инструментов. Для решения задачи обеспечения орнитологической безопасности полетов при угрозах в поле глубокой неопределенности предложено применение инструмента динамического адаптивного планирования (Dynamic Adaptive Planning), который позволяет разрабатывать и поддерживать работу планов с постоянным отслеживанием качества их выполнения. Приводится пример функционирования алгоритма принятия решений и назначения критических точек (триггеров) для отслеживания эффективности работы плана авиапредприятия с основной целью достижения заданных показателей орнитологической безопасности полетов. Анализ результатов работы показал, что решение задач в поле глубокой неопределенности является сложной научной задачей, однако применение новых инструментов сценарного моделирования позволит повысить качество работы авиапредприятия в направлении обеспечения орнитологической безопасности полетов, что в конечном итоге положительно скажется на снижении риска возникновения авиационных происшествий.
Ключевые слова
Об авторе
П. П. ХачикянРоссия
Хачикян Павел Павлович, кандидат технических наук, научный сотрудник Международного центра анализа и выбора решений
г. Москва
Список литературы
1. Meer Ahmad A.M. Bird-strike aircraft accidents and their prevention [Электронный ресурс] // Asian Journal of Science and Technology. 2019. Vol. 10, iss. 01. Pp. 9251–9257. URL: https://www.journalajst.com/bird-strikeaircraft-accidents-and-their-prevention (дата обращения: 29.06.2023).
2. van Es G.W.H., Smit H.H. A Method for predicting fatal bird strike rates at airports // NLR-CR-99322, 1999. 30 p.
3. Ильичев В.Д., Силаева О.Л., Золотарев С.С. и др. Защита самолетов и других объектов от птиц. М.: Товарищество научных изданий КМК, 2007. 320 с.
4. Якоби В.Э. Биологические основы предотвращения столкновений самолетов с птицами. М.: Наука, 1974. 166 с.
5. Юдкин В.А., Грабовский М.А. Количественный метод оценки орнитологической обстановки на аэродроме // Научный Вестник МГТУ ГА. 2018. Т. 21, № 4. С. 48–59. DOI: 10.26467/2079-0619-2018-21-4-48-59
6. Елисов Л.Н. Системный подход и человеческий фактор в орнитологической безопасности аэропорта / Л.Н. Елисов, Н.И. Овченков, В.Л. Филиппов, Е.А. Коняев, А.А. Лаптев // Научный вестник ГосНИИ ГА. 2019. № 29. С. 99–106.
7. Шаров В.Д., Воробьев В.В. Ограничения по использованию матрицы ИКАО при оценке рисков для безопасности полетов // Научный Вестник МГТУ ГА. 2016. № 225 (3). С. 179–187.
8. Гузий А.Г., Костина А.П. Методоло гический подход к количественному оцениванию риска, обусловленного столкновением воздушных судов с птицами // Научный Вестник МГТУ ГА. 2022. Т. 25, № 5. С. 12–24. DOI: 10.26467/2079-0619-2022-25-5-12-24
9. Гузий А.Г. Методология количественного оценивания риска для безопасности полетов в самолетном сегменте коммерческой авиации / А.Г. Гузий, А.Г. Капустин, А.М. Лушкин, А.В. Фокин // Научный Вестник МГТУ ГА. 2019. Т. 22, № 4. С. 33–42. DOI: 10.26467/2079-0619-2019-22-4-33-42
10. Аткинсон Э.А. Управленческий учет / А.А. Аткинсон, Р.Д. Банкер, Р.С. Каплан, С.М. Юнг. 3-е изд. СПб.: Вильямс, 2019. 880 с.
11. Виханский О.С. Стратегическое планирование: учебник для вузов. М.: Гардарика, 1995. 296 с.
12. Kahneman D., Tversky A. Prospect theory: An analysis of decision under risk // Econometrica. 1979. Vol. 47, no. 2. Pp. 263–292. DOI: 10.2307/1914185
13. Marchau V.A.W.J. Decision making under deep uncertainty: From theory to practice / V.A.W.J. Marchau, W.E. Walker, P.J.T.M. Bloemen, S.W. Popper. Publisher: Springer Cham, 2019. 405 р. DOI: 10.1007/978-3-030-05252-2
14. Rahman S.A., Walker W.E., Marchau V.A.W.J. Coping with uncertainties about climate change in infrastructure planning: An adaptive policymaking approach. Final report. Netherlands: Ecorys, 2008. 57 p.
15. Agusdinata D.B., Marchau V.A.W.J., Walker W.E. Adaptive policy approach to implementing intelligent speed adaptation // IET Intelligent Transport Systems. 2007. Vol. 1, iss. 3. Pp. 186–198. DOI: 10.1049/iet-its:20060037
16. Marchau V.A.W.J., Walker W.E., van Duin R. An adaptive roach to implementing innovative urban transport solutions // Transport Policy. 2008. Vol. 15, iss. 6. Pp. 405–412. DOI: 10.1016/j.tranpol.2008.12.002
17. Marchau V.A.W.J., Walker W.E., van Wee G.P. Dynamic adaptive transport policies for handling deep uncertainty // Technological Forecasting and Social Change. 2010. Vol. 77, iss. 6. Pp. 940–950. DOI: 10.1016/j.techfore.2010.04.006
18. Aleskerov F., Sergeeva Z., Shvydun S. Assessment of exporting economies influence on the global food network // Optimization methods and applications / Под ред. S. Butenko, P.M. Pardalos, V. Shylo. Publisher: Springer, 2017. Pp. 1–10. DOI: 10.1007/978-3-319-68640-0_1
19. Aleskerov F., Demin S. DEA for the assessment of regions’ ability to cope with disasters // Dynamics of disasters, springer optimization and its applications / Под ред. I.S. Kotsireas, A. Nagurney, P.M. Pardalos, A. Tsokas. Publisher: Springer Cham, 2021. Vol. 169. Pp. 31–37. DOI: 10.1007/978-3-030-64973-9_2
20. Aleskerov F., Demin S. Modelling possible oil spills in the barents sea and their consequences // Springer optimization and its applications / Под ред. I. Kotsireas, A. Nagurney, P. Pardalos. Publisher: Springer Cham, 2018. Vol. 140. Pp. 47–56. DOI: 10.1007/978-3-319-97442-2_2
Рецензия
Для цитирования:
Хачикян П.П. Орнитологическое обеспечение безопасности полетов как задача принятия решений в условиях неопределенности. Научный вестник МГТУ ГА. 2024;27(2):25-42. https://doi.org/10.26467/2079-0619-2024-27-2-25-42
For citation:
Hachikyan P.P. Ornithological flight safety as a task of decision making in conditions of uncertainty. Civil Aviation High Technologies. 2024;27(2):25-42. (In Russ.) https://doi.org/10.26467/2079-0619-2024-27-2-25-42