Preview

Научный вестник МГТУ ГА

Расширенный поиск

Развитие международного мультимодального коридора «Север – Юг» и меры интеграции региональной транспортной инфраструктуры

https://doi.org/10.26467/2079-0619-2024-27-1-28-42

Аннотация

Проблемы развития транспортного коридора «Север – Юг» напрямую взаимосвязаны с интеграцией инфраструктуры регионов стран – участниц данного проекта. Значение коридора в настоящее время затрагивает не только экономическую сферу, но также и сферу геополитики всего мирового сообщества, поскольку затрагиваются вопросы балансировки сил в мировой экономике. По итогам исследования статистических данных из открытых источников, анализа обширной периодической литературы обоснованы сильные и слабые стороны мультимодального транспортного коридора (МТК) «Север – Юг» и определены перспективные пути реализации и повышения его эффективности. В качестве факторов, которые препятствуют активной реализации проекта, выделены политическое давление на ряд стран-участниц и асимметрия интересов (наиболее заинтересованными участниками являются Иран и Россия, другие стороны от участия в проекте могут иметь негативные геополитические и экономические последствия). Большие проблемы имеются в уровне развития инфраструктуры и недостаточной степени гармонизации институциональных условий, в рамках которых функционирует транспортный коридор. В то же время безусловными преимуществами транспортного коридора «Север – Юг» являются снижение зависимости от других транспортных путей, в том числе проходящих через конкурирующие страны, повышение национальной безопасности и суверенитета России, укрепление евразийской интеграции, углубление внешнеполитических связей со странами Азии и Африки. В целях максимально возможного использования потенциала МТК «Север – Юг» и повышения его конкурентоспособности в сравнении с другими транспортными узлами предложены следующие пути: 1) единовременное решение комплекса задач: модернизации инфраструктуры, в первую очередь портовой – в России, железнодорожной – в Иране; полноценная цифровизация транспортно-логистической сферы во всех странах-участницах; гармонизация институциональных условий реализации проекта в области законодательства, таможенных процедур, бизнес-процессов, управления; 2) более активное использование режимов свободных экономических зон и особых экономических зон; 3) формирование специальной наднациональной организационной структуры, которая будет заниматься непосредственно развитием МТК «Север – Юг».

Об авторах

М. И. Малышев
Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)
Россия

Малышев Максим Игорьевич - кандидат технических наук, доцент кафедры менеджмента МАДИ.

Москва



Е. Н. Кожанов
Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)
Россия

Кожанов Евгений Николаевич - магистрант МАДИ.

Москва



Список литературы

1. Андреюк В.Ю. Экономическое сотрудничество России и Ирана в рамках международного транспортного коридора «Север – Юг» на современном этапе // Развитие предпринимательства как фактор роста экономики: сборник научных трудов преподавателей и студентов кафедры экономики и предпринимательства. М.: Московский государственный областной педагогический университет, 2023. С. 47–53.

2. Лунев С., Юртаев В. Перспективы установления партнерских отношений между Индией и Ираном // Международные процессы. 2021. Т. 19, № 2 (65). С. 121–137. DOI: 10.17994/IT.2021.19.2.65.3

3. Кожокин Е.М. Транспортный коридор Север – Юг в условиях новой реальности // Геоэкономика энергетики. 2022. Т. 20, № 4. С. 36–55. DOI: 10.48137/26870703_2022_20_4_36

4. Минеев В.И., Почекаев Д.А. Перезагрузка международного транспортного коридора «Север – Юг» // Научные проблемы водного транспорта. 2023. № 74. С. 105–116. DOI: 10.37890/jwt.vi74.350

5. Малышев М.И. Обзор исследований в области повышения эффективности мультимодальных перевозок на основе технологических решений // Научный Вестник МГТУ ГА. 2020. Т. 23, № 4. С. 58–71. DOI: 10.26467/2079-0619-2020-23-4-58-71

6. Егоров В.Г. Геополитика транспортных коридоров // Геоэкономика энергетики. 2021. Т. 14, № 2. С. 6–31. DOI: 10.48137/2687-0703_2021_14_2_6

7. Сажин В.И. К вопросу о МТК «Север – Юг» – проблемы и перспективы [Электронный ресурс] // Международная жизнь. 2022. URL: https://interaffairs.ru/news/show/36291 (дата обращения: 05.05.2023).

8. Крюкова Е.В. Концепция развития международного транспортного коридора «Север – Юг» // Вестник Волгоградского государственного университета. Экономика. 2020. Т. 22, № 2. С. 141–147. DOI: 10.15688/ek.jvolsu.2020.2.13

9. Бережнов Г.В. Макроэкономические предпосылки развития транспортного коридора «Север – Юг» // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2019. № 3 (60). С. 197–201.

10. Широких С.В. Цифровизация международного транспортного коридора «Север – Юг» // Академический вестник Ростовского филиала Российской таможенной академии. 2019. № 2 (35). С. 78–83.

11. Магомедов А.К. Международный транспортный коридор «Север – Юг»: геополитическое, национальное и региональное измерения // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2019. № 3 (60). С. 222–224.

12. Тихомиров А.А., Мартышкин Р.В., Бочко П.К. Роль МТК «Север – Юг» в новой географии внешнеторговых торговых потоков Российской Федерации // Национальная Ассоциация Ученых. 2022. № 85-1. С. 13–16. DOI: 10.31618/NAS.2413-5291.2022.1.85.660

13. Гулый И.М. Перспективы развития перевозок грузов по маршрутам мультимодального международного транспортного коридора «Север–Юг» // Экономика Центральной Азии. 2022. Т. 6, № 4. С. 341–354. DOI: 10.18334/asia.6.4.117073

14. Волынский И.А. Роль Астраханской области как ключевого транспортно-логистического узла в международном транспортном коридоре «Север – Юг» // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2019. № 3 (60). С. 207–212.

15. Маркелов К.А. История и современность в развитии Международного транспортного коридора «Север – Юг» // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2022. № 1 (70). С. 98–109. DOI: 10.54398/1818-510X_2022_1_98

16. Петров М.Б., Хазин М.Л., Кричкер Д.Р. Альтернативные направления экспорта-импорта по МТК «Север – Юг» в условиях экономических санкций // Вестник Уральского государственного университета путей сообщения. 2022. № 3 (55). С. 83–94. DOI: 10.20291/2079-0392-2022-3-83-94

17. Pynnöniemi K. Pan-european/international transport corridors at the conjunction of geography and politics in Russia // Russia's European Choice / Под ред. T. Hopf [Электронный ресурс] // NewYork: Palgrave Macmillan, 2008. Pp. 123–146. DOI: 10.1057/9780230612587_6 (дата обращения: 05.05.2023).

18. Вардомский Л.Б., Тураева М.О. Развитие транспортных коридоров постсоветского пространства в условиях современных геополитических и экономических вызовов (научный доклад). М.: Институт экономики РАН, 2018. 66 с.

19. Вахшитех А.Н., Лапенко М.В. Развитие иранской экономической зоны «Энзели» в рамках международного транспортного коридора «Север – Юг» // Современные евразийские исследования. 2018. № 2. С. 74–86.

20. Малышев М.И. Использование возможностей искусственного интеллекта для выявления поврежденных грузов по внешнему виду упаковки при выполнении логистических операций // Мир транспорта. 2022. Т. 20, № 4 (101). С. 61–72. DOI: 10.30932/1992-3252-2022-20-4-5

21. Большедворская Л.Г. Анализ факторов, влияющих на проектирование схемы доставки грузов // Научный Вестник МГТУ ГА. 2013. № 190. С. 28–33.


Рецензия

Для цитирования:


Малышев М.И., Кожанов Е.Н. Развитие международного мультимодального коридора «Север – Юг» и меры интеграции региональной транспортной инфраструктуры. Научный вестник МГТУ ГА. 2024;27(1):28-42. https://doi.org/10.26467/2079-0619-2024-27-1-28-42

For citation:


Malyshev M.I., Kozhanov E.N. The development of the North–South International Multimodal Transport Corridor and the measures to integrate the regional transport infrastructure. Civil Aviation High Technologies. 2024;27(1):28-42. (In Russ.) https://doi.org/10.26467/2079-0619-2024-27-1-28-42

Просмотров: 383


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-0619 (Print)
ISSN 2542-0119 (Online)