Preview

Научный вестник МГТУ ГА

Расширенный поиск

О применении нечетких нейронных сетей в рамках рискориентированного подхода к контрольно-надзорной деятельности в гражданской авиации

https://doi.org/10.26467/2079-0619-2023-26-1-58-71

Полный текст:

Аннотация

Рискориентированный подход, реализуемый при проведении контрольно-надзорных мероприятий в организациях гражданской авиации, позволяет повысить эффективность таких мероприятий, объективность оценок, снизить расходы и дополнительную нагрузку на бизнес. Основные положения, регулирующие деятельность органов контроля и надзора, в том числе и в вопросах оценки рисков, в целом указаны в нормативных документах. Однако остается неопределенность в части использования так называемых индикаторов риска, которые предназначены для прогнозирования рисков для безопасности полетов. В настоящее время нет каких-либо указаний по количеству и составу таких индикаторов, отсутствуют методики их использования по назначению. В статье предлагается решение этого вопроса с использованием элементов искусственного интеллекта. На примере индикаторов риска, характерных для организаций обслуживания воздушного движения, показана возможность прогнозировать уровень риска посредством нечеткой (гибридной) нейронной сети. Как известно, такие гибридные структуры, объединяющие в себе нейронные сети и нечеткую логику, собирают наилучшие свойства обоих методов. Формирование набора индикаторов риска и исходных данных для обучения сети проводится с привлечением квалифицированных экспертов с большим опытом управления безопасностью полетов и контрольно-надзорной работы. Обученная сеть позволяет количественно оценить прогнозируемый уровень риска на авиапредприятии на основании выявленных индикаторов риска с учетом степени их проявления. Показаны все этапы построения и использования сети в редакторе ANFIS программного пакета Matlab. Предлагаемый метод может использоваться также и в системах управления безопасностью полетов различных поставщиков авиационных услуг.

Об авторах

Р. А. Образцов
Центральное межрегиональное территориальное управление воздушного транспорта Центральных районов Федерального агентства воздушного транспорта, Министерство транспорта Российской Федерации
Россия

Образцов Роман Александрович, начальник отдела организации использования воздушного пространства и радиотехнического обеспечения полетов

Москва



В. Д. Шаров
Московский государственный технический университет гражданской авиации
Россия

Шаров Валерий Дмитриевич, доктор технических наук, доцент, профессор кафедры безопасности полетов и жизнедеятельности

Москва



Список литературы

1. Соловьев А.И. Риск-ориентированный подход в системе государственного контроля и надзора в налоговой сфере // Экономика. Налоги. Право. 2017. Т. 10, № 6. С. 139–146.

2. Авдийский В.И., Безденежных В.М. Экономическая безопасность современной России: риск-ориентированный подход к ее обеспечению // Экономика. Налоги. Право. 2016. Т. 9, № 3. С. 6–13.

3. Агамагамедова С.А. Риск-ориентированный подход при осуществлении контрольно-надзорной деятельности: теоретическое обоснование и проблемы применения // Сибирское юридическое обозрение. 2021. Т. 18, № 4. С. 460–470. DOI: 10.19073/2658-7602-2021-18-4-460-470

4. Ayres I., Braithwaite J. Responsive regulation. Transcending the deregulation debate. Oxford: Oxford University Press, 1992. 216 p.

5. Braithwaite J. Responsive regulation and developing economies world development // World Development. 2006. Vol. 34, no. 5. Pp. 884–898. DOI: 10.1016/j.worlddev.2005.04.021

6. Ahmad N. Responsive regulation and resiliency: the renewable fuel standard and advanced biofuels [Электронный ресурс] // Virginia Environmental Law Journal. 2018. Vol. 36, iss. 2. P. 40. URL: https://ssrn.com/abstract=3106907 (дата обращения: 11.08.2022).

7. Куниен В.А., Уварова И.В. Риск-ориентированный подход в контрольнонадзорной деятельности: международный опыт и особенности применения в российских условиях // Экономика и управление. 2019. № 2 (160). С. 59–68.

8. Махутов Н.А., Пуликовский К.Б., Шойгу С.К. Безопасность России. Правовые социально-экономические и научно-технические аспекты. Анализ рисков и управление безопасностью: методические рекомендации. М.: МГФ «Знание», 2008. 672 с.

9. Черток В.Б. Риск-ориентированная модель контрольно-надзорной деятельности в сфере гражданской авиации // Транспорт Российской Федерации. 2017. № 6 (73). С. 27–30.

10. Hadjimichael M. A fuzzy expert system for aviation risk assessment // Expert Systems with Applications. 2009. Vol. 36, no. 3. Pp. 6512–6519. DOI: 10.1016/j.eswa.2008.07.081

11. Jenab K., Pineau J. Automation of air traffic management using fuzzy logic algorithm to integrate unmanned aerial systems into the national airspace // International Journal of Electrical and Computer Engineering (IJECE). 2018. Vol. 8, no. 5. Pp. 3169–3178. DOI: 10.11591/IJECE.V8I5.PP3169-3178

12. Sharov V.D., Vorobyov V.V. Fuzzy risk assessment of aviation events // Научный Вестник МГТУ ГА. 2017. Т. 20, № 3. С. 6–12.

13. Борисов В.В., Круглов В.В., Федулов А.С. Нечеткие модели и сети. 2-е изд., стер. М.: Горячая линия – Телеком, 2007. 284 с.

14. Осовский С. Нейронные сети для обработки информации / Пер. с пол. И.Д. Рудинского. М.: Финансы и статистика, 2002. 344 с.

15. Рутковская Д., Пилиньский М., Рутковский Л. Нейронные сети, генетические алгоритмы и нечеткие системы / Пер. с пол. И.Д. Рудинского. М.: Горячая линия – Телеком, 2006. 452 c.

16. Jang J-S.R. ANFIS: Adaptive-networkbased fuzzy inference system // IEEE Transactions on System, Man, and Cybernetics. 1993. Vol. 23, no. 3. Pp. 665–685. DOI: 10.1109/21.256541

17. Горбаченко В.И., Ахметов Б.С., Кузнецова О.Ю. Интеллектуальные системы: нечеткие системы и сети: учеб. пособие для вузов. 2-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2019. 105 с.

18. Богатиков В.Н., Дранишников Л.В., Пророков А.Е. Построение систем управления на основе нейронных сетей: учеб.-методическое пособие. Апатиты: Изд-во КФ ПетрГУ, 2011. 41 с.


Рецензия

Для цитирования:


Образцов Р.А., Шаров В.Д. О применении нечетких нейронных сетей в рамках рискориентированного подхода к контрольно-надзорной деятельности в гражданской авиации. Научный вестник МГТУ ГА. 2023;26(1):58-71. https://doi.org/10.26467/2079-0619-2023-26-1-58-71

For citation:


Obraztsov R.А., Sharov V.D. On the use of fuzzy neural networks in the framework of a risk-based approach in control and supervisory activities in civil aviation. Civil Aviation High Technologies. 2023;26(1):58-71. https://doi.org/10.26467/2079-0619-2023-26-1-58-71

Просмотров: 127


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-0619 (Print)
ISSN 2542-0119 (Online)