Preview

Научный вестник МГТУ ГА

Расширенный поиск

Становление отечественной гражданской авиации: юридические аспекты

https://doi.org/10.26467/2079-0619-2023-26-1-8-21

Полный текст:

Аннотация

В 2023 году отмечается вековой юбилей отечественной гражданской авиации. На каждом этапе развития отрасли правовое обеспечение ее деятельности дополнялось и трансформировалось, что было обусловлено конкретными историческими реалиями. Публикаций, посвященных истокам и ранним периодам становления воздушного права как самостоятельной отрасли законодательства, немного. В статье в исторической ретроспективе показано развитие системы нормативного регулирования деятельности авиационной отрасли в первые десятилетия ее существования. Отмечается, что впервые нормативный акт, касающийся отечественного воздухоплавания, был издан в Российской империи в конце XVIII века императрицей Екатериной II, обеспокоенной ненадежностью аэростатов. Позднее издавались указы при императорах Александре I и Николае II, который особо покровительствовал развитию воздухоплавания. Начиная с первых лет советской власти были приняты юридически значимые для развития отечественной авиации решения. Среди них судьбоносным стало Постановление Совета Труда и Обороны СССР от 9 февраля 1923 года о создании Совета по гражданской авиации при Главном управлении Рабоче-Крестьянского Красного воздушного флота, поскольку этот день принято считать официальной датой рождения гражданской авиации страны как самостоятельной отрасли народного хозяйства. В юридических документах 1920–40-х годов затрагивались вопросы организации регулярных авиаперевозок; становления первой отечественной авиакомпании «Добролет»; координации работы диспетчерской службы; обеспечения условий и оплаты труда авиаработников и др. Нормативные акты предвоенных лет отличает логика, лаконизм и исчерпывающая ясность юридических формулировок. Уходит из оборота архаичный стиль, характерный для дореволюционных юридических документов. Источники права подчинены принципам иерархии и субординации. Их содержание направлено на повышение эффективности использования авиационной техники, эффективности использования воздушного пространства и безопасности полетов. В годы Великой Отечественной войны на основании «Положения о Главном управлении гражданского воздушного флота на военное время» от 23 июня 1941 года, утвержденного Совнаркомом СССР, введены в действие мобилизационные планы, личный состав гражданского воздушного флота был привлечен к выполнению боевых заданий, основные усилия сосредоточены на оказании всемерной помощи фронту.

Об авторе

Б. П. Елисеев
Московский государственный технический университет гражданской авиации
Россия

Елисеев Борис Петрович, доктор юридических наук, профессор, ректор

Москва



Список литературы

1. Франк М. История воздухоплавания. Ч. 2. История авиации. СПб.: Воздухоплавание, 1911. 198 с.

2. Пиджаков А.Ю., Хороших В.А. Зарождение авиационных обществ и авиационного образования в дореволюционной России // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2011. Т. 4, № 2. С. 60–70.

3. Карпова Л.И. История авиации и космонавтики. Часть I. История воздухоплавания и авиации. М.: МГТУ ГА, 2013. 108 с.

4. Соболев Д.А. Отечественное самолетостроение в первое послереволюционное десятилетие // Вопросы истории естествознания и техники. 2011. Т. 32, № 4. С. 116–146.

5. Штипельман А.А. Основы советского воздушного законодательства: учеб. пособие. М.: Редакционно-издательский отдел Аэрофлота, 1940. 48 с.

6. Ярошенко А.А. Нормативная база деятельности советской гражданской авиации и система управления отраслью (1921–1941 гг.) // Казанская наука. 2010. № 9. С. 128–135.

7. Бакланова И.С. Российская гражданская авиация в годы Великой Отечественной войны (1941–1945) // Наука. Техника. Человек: исторические, мировоззренческие и методологические проблемы: межвузовский сборник научных работ. Москва, 18 ноября 2021 г. М.: МГТУ ГА, 2021. Т. 11. С. 10–12.

8. Романов Н.Н. Правовые основы управления воздушным движением в СССР (1920-е годы) // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. 2016. Т. 10, № S2. С. 80–82.

9. Лебедева М.Ю., Пиджаков А.Ю. Воздушный транспорт СССР в довоенные годы // Научный Вестник МГТУ ГА. 2011. № 170. С. 55–59.

10. Соболев Д.А. Хазанов Д.Б. Немецкий след в истории отечественной авиации. М.: Русское авиационное акционерное общество, 2000. 336 с.


Рецензия

Для цитирования:


Елисеев Б.П. Становление отечественной гражданской авиации: юридические аспекты. Научный вестник МГТУ ГА. 2023;26(1):8-21. https://doi.org/10.26467/2079-0619-2023-26-1-8-21

For citation:


Eliseev B.P. The establishment of domestic civil aviation: legal aspects. Civil Aviation High Technologies. 2023;26(1):8-21. (In Russ.) https://doi.org/10.26467/2079-0619-2023-26-1-8-21

Просмотров: 160


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-0619 (Print)
ISSN 2542-0119 (Online)