Preview

Научный вестник МГТУ ГА

Расширенный поиск

Обоснование требований к противоперегрузочному оборудованию учебно-тренировочного самолета

https://doi.org/10.26467/2079-0619-2021-24-5-49-59

Полный текст:

Аннотация

Создание нового воздушного судна (ВС) всегда сопряжено с проблемой выбора его основных технических параметров или, другими словами, формированием его внешнего облика. В случае гражданского ВС выбор указанных параметров определяется требованиями безопасности эксплуатации, конъюнктуры рынка, нормами, определяющими допустимое вредное воздействие самолета на окружающую среду и т. п. В случае военного ВС его облик во многом определяется представлениями о характере будущих военных угроз, способах применения ВС в военных конфликтах. Часть указанных требований формулируется в нормативных документах – авиационных правилах для гражданских ВС и общих тактикотехнических требованиях ВВС для ВС военного назначения. Так, например, часть 25 авиационных правил определяет нормы летной годности ВС транспортной категории. Следует отметить, что зачастую указанные требования являются инструментом конкурентной борьбы, когда ужесточение, например, требований по шуму ВС обеспечивает преимущества для конкретных производителей, не допуская на рынок иных производителей, ВС которых не удовлетворяют новым нормам. Таким образом, реализация требований почти всегда связана с дополнительными затратами как при разработке ВС, так и при его эксплуатации. Кроме того, реализация указанных требований может приводить к ухудшению летнотехнических характеристик ВС, а значит, к снижению его коммерческой привлекательности, боевой эффективности. Поэтому каждое требование нормативных документов должно иметь под собой глубокое научное обоснование. В данной статье анализируется одно из требований нормативных документов, касающееся необходимости наличия на ВС противоперегрузочной системы. Авторы предлагают подход, обеспечивающий уточнение существующего критерия наличия противоперегрузочной системы на ВС за счет оценки фактического уровня физического нагружения летчика при маневрировании. Особую важность исследуемая проблема имеет для учебно-тренировочного самолета Як-152, фактический уровень нагрузок при пилотировании которого не требует использования противоперегрузочной системы, но по формальному признаку, а именно по величине максимальной эксплуатационной перегрузки, такая система на самолете должна быть.

Об авторах

М. А. Киселев
Московский государственный технический университет гражданской авиации
Россия

Киселев Михаил Анатольевич, доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой аэродинамики, конструкции и прочности летательных аппаратов

г. Москва



С. В. Левицкий
Публичное акционерное общество «Научно-производственная корпорация "Иркут"»
Россия

Левицкий Сергей Владимирович, доктор технических наук, профессор, ведущий инженер-конструктор

г. Москва



Д. В. Морошкин
Публичное акционерное общество «Научно-производственная корпорация "Иркут"»
Россия

Морошкин Дмитрий Владимирович, ведущий инженер-конструктор

г. Москва



Список литературы

1. Лавников А.А. Основы авиационной медицины. М.: Воениздат, 1971. 271 с.

2. Ercan E., Gunduz S.H. The effects of acceleration forces on cognitive functions // Microgravity Science and Technology. 2020. Vol. 32, iss. 5. P. 681–686. DOI: 10.1007/s12217-020-09793-0

3. Frett T. Hypergravity facilities in the ESA ground-based facility program – current research activities and future tasks / T. Frett, G. Petrat, J. Van Loon, R. Hemmersbach, R. Anken // Microgravity Science and Technology. 2016. Vol. 28, no. 3. P. 205–214. DOI: 10.1007/s12217-015-9462-9

4. Гандер Д.В. Профессиональная психопедагогика. М.: Воентехиниздат, 2007. 336 с.

5. Исаков П.К., Иванов Д.И., Попов И.Г. и др. Теория и практика авиационной медицины. М.: Медицина, 1975. 359 с.

6. Левицкий С.В., Свиридов Н.А. Динамика полета. М.: ВВИА им. проф. Н.Е. Жуковского, 2008. 321 с.

7. Левицкий С.В., Икрянников Е.Д. и др. Самолет Як-130УБС. Аэродинамика и летные характеристики: коллективная монография / Под ред. В.А. Подобедова, К.Ф. Поповича. М.: Машиностроение, 2015. 347 с.

8. Киселев М.А. Особенности летно-технических характеристик нового учебно-тренировочного самолета Як-152 / М.А. Киселев, С.В. Левицкий, Д.В. Морошкин, В.А. Подобедов // Научный Вестник МГТУ ГА. 2021. Т. 24, № 2. С. 105–118. DOI: 10.26467/2079-0619-2021-24-2-105-118

9. Симонов М.П. За границами возможного // Авиапанорама. 1997. № 1 (2). С. 14–16.

10. Newman D.G., Callister R. Cardiovascular training effects in fighter pilots induced by occupational high G exposure // Aviation, Space and Environmental Medicine. 2008. Vol. 79, no. 8. P. 774–778. DOI: 10.3357/asem.1575.2008

11. Newman D.G., Callister R. Flying experience and cardiovascular response to rapid head-up tilt in fighter pilots // Aviation, Space and Environmental Medicine. 2009. Vol. 80, no. 8. P. 723–726. DOI: 10.3357/asem.2533.2009

12. Slungaard E. Incidence of G-induced loss of consciousness and almost loss of consciousness in the royal air force / E. Slungaard, J. McLeod, N.D.C. Green, A. Kiran, D.J. Newham, S.D.R. Harridge // Aerospace Medicine and Human Performance. 2017. Vol. 88, no. 6. P. 550–555. DOI: 10.3357/AMHP.4752.2017

13. Green N.D., Ford S.A. G-induced loss of consciousness: Retrospective survey results from 2259 military aircrew // Aviation, Space and Environmental Medicine. 2006. Vol. 77, no. 6. P. 619–623.

14. Засядько К.И., Невзорова Е.В., Вонаршенко А.П. Формирование психофизиологической устойчивости к воздействию перегрузок маневрирования у пилотов методами физической подготовки // Вестник Тамбовского университета. Серия: естественные и технические науки. 2017. Т. 22, № 2. С. 375–381. DOI: 10.20310/1810-0198-2017-22-2-375-381


Для цитирования:


Киселев М.А., Левицкий С.В., Морошкин Д.В. Обоснование требований к противоперегрузочному оборудованию учебно-тренировочного самолета. Научный вестник МГТУ ГА. 2021;24(5):49-59. https://doi.org/10.26467/2079-0619-2021-24-5-49-59

For citation:


Kiselev M.A., Levitsky S.V., Moroshkin D.V. Scientific basis for the trainer aircraft anti-g equipment requirements. Civil Aviation High Technologies. 2021;24(5):49-59. https://doi.org/10.26467/2079-0619-2021-24-5-49-59

Просмотров: 95


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-0619 (Print)
ISSN 2542-0119 (Online)