Оптимизация балансировочного угла поворота в интомоторной группы электроконвертоплана
https://doi.org/10.26467/2079-0619-2021-24-4-50-60
Аннотация
В работе исследовалась возможность улучшения энергоэкономических характеристик электроконвертоплана с подъемно-движительной винтомоторной группой для установившегося самолетного режима полета путем уменьшения расхода энергии винтомоторной группы в единицу времени или на единицу пройденного электроконвертопланом пути. Это достигается за счет выбора оптимальных углов поворота вектора суммарной тяги электроконвертоплана. В предлагаемом подходе балансировочный угол поворота винтомоторной группы является переменным в зависимости от аэродинамических характеристик электроконвертоплана, его винтомоторной группы. Поскольку винтомоторная группа оснащена приводами для ее поворота, то такой подход легко реализуется штатными средствами электроконвертоплана. Поворот вектора суммарной тяги, с одной стороны, приводит к увеличению эффективного значения аэродинамического коэффициента подъемной силой, а с другой стороны, сопровождается уменьшением проекции вектора суммарной тяги на вектор скорости полета, изменением лобового сопротивления, мощности, необходимой для создания тяги винтомоторной группы. Это обстоятельство и обуславливает необходимость решения задачи оптимизации с целью увеличения продолжительности или дальности полета на крейсерском режиме полета электроконвертоплана. В работе приводится методика расчета оптимальных углов поворота вектора суммарной тяги на основании уравнений установившегося движения электроконвертоплана на режиме крейсерского полета; выражения для суммарной мощности, необходимой для вращения винтов винтомоторной группы. Получены аналитические зависимости для оптимальных углов поворота вектора суммарной тяги в зависимости от соотношения площади крыла к суммарной ометаемой площади винтов винтомоторной группы и аэродинамического качества электроконвертоплана.
Об авторах
В. И. БусуринРоссия
Бусурин Владимир Игоревич, доктор технических наук, профессор, профессор кафедры систем автоматического и интеллектуального управления Московского авиационного института (национального исследовательского университета)
г. Москва
П. В. Мулин
Россия
Мулин Павел Викторович, кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры систем автоматического и интеллектуального управления Московского авиационного института (национального исследовательского университета)
г. Москва
Список литературы
1. Kim H.D., Perry A.T., Ansell Ph.J. A review of distributed electric propulsion concepts for air vehicle technology // 2018 AIAA/IEEE Electric Aircraft Technologies Symposium. Cincin-nati. Ohio, 9–11 July 2018. Pp. 77–98. DOI: 10.2514/6.2018-4998
2. Ciopcia M., Szczepanski C. Quad-Tiltrotor – modelling and control // Journal of Marine Engineering & Technology. 2017. Vol. 16. Pp. 331–336. DOI: 10.1080/20464177.2017.1388068
3. Cawez A., Collette A., Cotteleer L. и др. Autonomous electric vertical takeoff and land-ing aircraft [Электронный ресурс] // AIAA Graduate Team Aircraft Competition 2018-2019. AIAA. 2019. 89 p. URL: https://www.aiaa.org/docs/default-source/uploadedfiles/education-and-careers/university-students/design-competitions/2nd-place-grad-team-aircraft.pdf?sfvrsn=2733cf6b_0 (дата обращения: 21.04.2021).
4. Vuruskan A. Dynamic modeling of a fixed-wing VTOL UAV / A. Vuruskan, B. Yuksek, U. Ozdemir, A. Yukselen, G. Inalhan // Proceedings of the 2014 International Conference on Un-manned Aircraft Systems (ICUAS). IEEE. Orlando, Florida, USA, May 2014. Pp. 483–491. DOI: 10.1109/ICUAS.2014.6842289
5. Zaibin Ch., Hongguang J. Design of flight control system for a novel tilt-rotor UAV // Journal of Complexity. 2020. Vol. 2020. Pp. 1–14. DOI: 10.1155/2020/4757381
6. Yuksek B. Transition flight modeling of a fixed-wing VTOL UAV / B. Yuksek, A. Vurus-kan, U. Ozdemir, M.A. Yukselen, G. Inalhan // Journal of Intelligent & Robotic Systems. 2016. Vol. 84, no. 1–4. Pp. 83–105. DOI: 10.1007/s10846-015-0325-9
7. Flores G., Lozano R. Transition flight control of the quad-tilting rotor convertible MAV // International Conference on Unmanned Aircraft Systems. IEEE, Atlanta, 28–31 May 2013. Pp. 789–794. DOI: 10.1109/icuas.2013.6564761
8. Finger D.F., Braun C., Bil C. The impact of electric propulsion on the performance of VTOL UAVs // CEAS Aeronautical Journal. 2019. Vol. 10. Pp. 827–843. DOI: 10.1007/S13272-018-0352-X
9. Oner K.T. Dynamic model and control of a new quadrotor unmanned aerial vehicle with tilt-wing mechanism / K.T. Oner, E. Cetinsoy, M. Unel, M. Aksit, I. Kandemir, K. Gulez // International Journal of Aerospace and Mechanical Engineering. 2008. Vol. 2, no. 9. Pp. 1008–1013.
10. Остославский И.В., Стражева И.В. Динамика полета. Траектории летательных аппаратов. М.: Машиностроение, 1969. 500 с.
11. Johnson W. Helicopter theory. Courier Corporation, 2012. 1120 p.
Рецензия
Для цитирования:
Бусурин В.И., Мулин П.В. Оптимизация балансировочного угла поворота в интомоторной группы электроконвертоплана. Научный вестник МГТУ ГА. 2021;24(4):50-60. https://doi.org/10.26467/2079-0619-2021-24-4-50-60
For citation:
Busurin V.I., Mulin P.V. Optimization of the trimming tilting angle of the electric tiltrotor propeller group. Civil Aviation High Technologies. 2021;24(4):50-60. (In Russ.) https://doi.org/10.26467/2079-0619-2021-24-4-50-60