Исследование технологии взаимодействия службы обслуживания воздушного движения и аэродромно-технической службы аэропорта
https://doi.org/10.26467/2079-0619-2021-24-4-8-19
Аннотация
В статье рассмотрен процесс взаимодействия службы обслуживания воздушного движения и аэродромно-технической службы аэропорта. В рамках анализа были рассмотрены процедуры взаимодействия при осмотре взлетно-посадочной полосы (ВПП) перед началом выполнения полетов, выполнением взлета и посадки воздушного судна, которые охватывают целый ряд совместных операций. Для каждой процедуры оценены затраты времени задержки воздушных судов. Оценка производилась путем синтеза хронологии взаимодействия служб в реальных условиях. На основе собранных данных построены блок-схемы взаимодействия служб обеспечения полетов аэропорта и службы обслуживания воздушного движения. Для наглядного сравнения существующей и предлагаемой модели взаимодействия служб были построены сетевые технологические графики взаимодействия служб на основе математической модели графа. Сетевой технологический график устанавливает последовательность событий обеспечения вылета одного воздушного судна, выполняющего регулярный рейс авиакомпании. В обеспечении вылета в рамках данного исследования задействованы служба обслуживания воздушного движения и аэродромно-техническая служба. Взаимодействие с производственно-диспетчерской службой аэропорта и экипажем воздушного судна носят условный характер, так как они в данном случае не влияют на технологию взаимодействия. Граф – это определенный набор точек (вершин), соединенных между собой линиями (ребрами). В случае нашего исследования вершины – это события (выполненные работы). Направленные отрезки (линии) – работы, связывающие события между собой. При оценке процесса взаимодействия при прилете и вылете рассматривались два случая: ВПП занята и ВПП свободна. ВПП могла быть занята по различным причинам: при нахождении на ней техники, людей или животных, а также при наличии стай птиц. Исследование технологии взаимодействия проводилось в течение 12 месяцев выполнения регулярных полетов в аэропортах Жуковский и Остафьево на основе суточных планов полетов.
Об авторах
К. А. БаталовРоссия
Баталов Кирилл Александрович, аспирант МГТУ ГА, старший полетный диспетчер, авиакомпания «Россия»
г. Москва
М. В. Кулаков
Россия
Кулаков Михаил Викторович, аспирант МГТУ ГА, диспетчер УВД, ЛИИ им. М.М. Громова
г. Москва
И. А. Чехов
Россия
Чехов Игорь Анатольевич, кандидат военных наук, доцент кафедры управления воздушным движением МГТУ ГА
г. Москва
Список литературы
1. Кулаков М.В., Чехов И.А. Анализ технологии взаимодействия органов ОВД на ру-бежах приема-передачи управления // Научный Вестник МГТУ ГА. 2018. Т. 21, № 5. С. 23–33. DOI: 10.26467/2079-0619-2018-21-5-23-32
2. Берцун В.Н. Математическое моделирование на графах. Часть 1: учеб. пособие. Томск: Изд-во НТЛ, 2006. 88 с.
3. Kuznetsova N.B. Transmission of information and communication as a human factor cru-cial in aircraft maintenance // Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. 2017. № 2. С. 240–246.
4. Козлов А.С. Человеческий фактор и система обеспечения безопасности полетов // Научный Вестник МГТУ ГА. 2012. № 182. С. 84–88.
5. Степнова А.И. Анализ эффективности программы совместной тренажерной подго-товки авиадиспетчеров и пилотов / А.И. Степнова, С.М. Степанов, В.В. Борсоева, В.А. Борсо-ев // Научный Вестник МГТУ ГА. 2019. Т. 22, № 5. С. 32–42. DOI: 10.26467/2079-0619-2019-22-5-32-42
6. Шумилов И.С. Авиационные происшествия. Причины возникновения и возможно-сти предотвращения. М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2006. 328 с.
7. Артюхович М.В., Феоктистова О.Г. Роль инженерно-технического персонала в обеспечении безопасности полетов // Научный Вестник МГТУ ГА. 2014. № 204. С. 39–43.
8. Золотых В.И. О состоянии безопасности полетов // Воздушно-космические силы. Теория и практика. 2017. № 3 (3). С. 59–67.
9. Плотников Н.И. Ресурсы пилота. Надежность: монография. Новосибирск: ЗАО ИПЦ «АвиаМенеджер», 2013. 264 с.
10. Лушкин А.М. Методика оценивания уровня безопасности полетов по совокупности авиационных событий // Научный Вестник МГТУ ГА. 2010. № 162. С. 125–130.
11. Евстигнеев Д.А. Подготовка авиационного персонала в области человеческого фак-тора: метод. указания по изучению дисциплины. Ульяновск: УВАУ ГА, 2009. 65 с.
12. Борисов В.Е. Определение вероятности безошибочной работы диспетчера / В.Е. Бо-рисов, В.В. Борсоев, С.М. Степанов, А.И. Степнова // Научный Вестник МГТУ ГА. 2018. Т. 21, № 3. С. 47–55. DOI: 10.26467/2079-0619-2018-21-3-47-55
13. Борсоев В.А. Принятие решения в задачах управления воздушным движением. Ме-тоды и алгоритмы / В.А. Борсоев, Г.Н. Лебедев, В.Б. Малыгин, Е.Е. Нечаев, А.О. Никулин, Тин Пхон Чжо / Под ред. Е.Е. Нечаева. М.: Радиотехника, 2018. 432 с.
14. Анодина Т.Г., Кузнецов А.А., Маркович Е.Д. Автоматизация управления воздуш-ным движением: учебник для вузов / Под ред. A.A. Кузнецова. М.: Транспорт, 1992. 279 с.
15. Зубков Б.В., Рыбалкин В.В. Человеческий фактор и безопасность полетов: учеб. пособие. М.: МГТУ ГА, 1994. 68 с.
16. Лебедев А.М. Метод расчета ожидаемого предотвращенного ущерба от авиацион-ных происшествий: монография. Ульяновск: УВАУ ГА, 2007. 155 с.
17. Кузьмина Н.М., Ридли М.К. Об автоматическом построении в информационных системах гражданской авиации онтологий предметной области по корпусу текстов // Научный вестник ГосНИИ ГА. 2018. № 21. С. 122–131.
18. Попов Ю.В., Авдеев Н.Н. Кластерный анализ пилотов, которые совершили авиаци-онные события // Научный вестник ГосНИИ ГА. 2019. № 25. С. 87–93.
19. Далецкий С.С., Далецкий С.В., Плешаков А.И. Терминологическое обеспечение технической эксплуатаци гражданской авиационной техники // Научный вестник ГосНИИ ГА. 2016. № 15 (326). С. 40–47.
20. Кошкин Р.П. Математические модели процессов создания и функционирования поисковоаналитических информационных систем гражданской авиации // Научный вестник ГосНИИ ГА. 2014. № 5 (316). С. 39–48.
Рецензия
Для цитирования:
Баталов К.А., Кулаков М.В., Чехов И.А. Исследование технологии взаимодействия службы обслуживания воздушного движения и аэродромно-технической службы аэропорта. Научный вестник МГТУ ГА. 2021;24(4):8-19. https://doi.org/10.26467/2079-0619-2021-24-4-8-19
For citation:
Batalov K.A., Kulakov M.V., Chekhov I.A. Research of the cooperation technology between the air traffic control service and the aerodrome service. Civil Aviation High Technologies. 2021;24(4):8-19. (In Russ.) https://doi.org/10.26467/2079-0619-2021-24-4-8-19