Preview

Научный вестник МГТУ ГА

Расширенный поиск

Метод событийного управления безопасностью полета на примере корректируемой реакционной модели

https://doi.org/10.26467/2079-0619-2021-24-3-21-30

Аннотация

В статье проведен краткий анализ проблем существующей системы управления безопасностью полета в государственной авиации Российской Федерации, основанных на отсутствии устойчивой положительной динамики снижения аварийности. Приведены краткие выводы из анализа предлагаемых в настоящее время научных подходов для снижения аварийности. Рассмотрены наиболее значимые практические результаты в области построения системы управления безопасностью конкретного полета. Предложен новый подход к реализации бортовых систем управления безопасностью полета на основе событийного управления. Метод событийного управления безопасностью конкретного полета позволяет в режиме реального времени исключить проявление известных опасных факторов. Для его реализации все процессы применительно к известным опасным факторам описываются в виде событий и формируются в полные группы событий. Контроль возникновения событий полных групп, их анализ и управление событиями осуществляется моделями событийного управления, отработанными для каждого опасного фактора. При достижении определенного количества событий в одной или нескольких полных группах событий алгоритм защиты авиационной системы, не допуская возникновения оставшихся одного или нескольких событий полной группы, предотвращает ошибочные действия экипажа, чем не допускает возникновения авиационных инцидентов и серьезных авиационных инцидентов. В статье в качестве примера реализации метода рассмотрен принцип формирования автоматизированной корректируемой реакционной модели контура событийного управления для опасного фактора «Нарушение установленных минимальных безопасных параметров полетного порядка воздушных судов» применительно к произвольному маневренному самолету. Система, зарегистрировав события, определяющие групповой полет, включается в анализ динамических элементарных событий, определяющих положение самолета ведомого относительно самолета ведущего внутри контура событийного управления по дальности, углу визирования и превышению (принижению). При подходе параметров одного из динамических событий к границе контура событийного управления система рекомендательным или управляющим воздействием пресекает выход параметров за пределы контура, чем препятствует возникновению ошибочных действий экипажа.

Об авторах

Б. И. Бачкало
Военный учебно-научный центр ВВС «Военно-воздушная академия им. профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина»
Россия

Бачкало Борис Иванович, доктор технических наук, профессор, профессор кафедры боевой подготовки

г. Воронеж



С. Д. Байнетов
Служба безопасности полетов авиации Вооруженных Сил Российской Федерации
Россия

Байнетов Сергей Дмитриевич, кандидат военных наук, руководитель Департамента (начальник)

г. Москва



С. Г. Болбат
Служба безопасности полетов авиации Вооруженных Сил Российской Федерации
Россия

Болбат Сергей Георгиевич, начальник группы

г. Москва



Список литературы

1. Бачкало Б.И., Ирмалиев Р.Э. Формирование контура документированной и реальной безопасности полетов в системе информационного обеспечения безопасности полетов // Научный Вестник МГТУ ГА. 2015. № 218. С. 94–98.

2. Гипич Г.Н. Риски и безопасность авиационных систем: монография / Г.Н. Гипич, В.Г. Евдокимов, Е.А. Куклев, В.С. Шапкин. М.: ГосНИИ ГА, 2013. 232 с.

3. Жмеренецкий В.Ф. Научно-методические основы построения и функционирования бортовых КСБП // Проблемы безопасности полетов. 1998. № 6. С. 25–32.

4. Безопасность полетов: монография / Под ред. Ю.К. Кузина. Монино: ВВА, 2004. 271 с.

5. Жулев В.А., Иванов В.С. Безопасность полетов летательных аппаратов: теория и анализ. М.: Транспорт, 1986. 224 с.

6. Shaw R.R. Airline safety 1950–2000 // Aircraft. January 1985. Рp. 32–34.

7. Shappell S.A., Wiegmann D.A. The human factors analysis and classification system (HFACS) // FSF Flight Safety Digest. 2001. Vol. 20, no. 2. Pp. 15–28.

8. Стадник С.В. Управления рисками в области обеспечения безопасности полетов // Вестник Московского университета МВД России. 2012. № 10. С. 245–247.

9. Ирмалиев Р.Э. Информационная модель безопасного полета воздушного судна // Вестник Поволжского государственного технологического университета. Серия «Радиотехнические и инфокоммуникационные системы». Йошкар-Ола: ПГТУ. 2015. № 2 (26). С. 41–49.

10. Федосов Е.А. Перспективный облик и технологии разработки комплексов бортового оборудования воздушных судов / Е.А. Федосов, Г.А. Чуянов, В.В. Косьянчук, Н.И. Сельвесюк // Полет. Общероссийский научно-технический журнал. 2013. № 8. С. 41–52.

11. Ирмалиев Р.Э. Перспективы развития системы безопасности полетов авиации Вооруженных Сил Российской Федерации // Военная мысль. 2015. № 8. С. 15–24.

12. Жмеренецкий В.Ф., Полулях К.Д., Акбашев О.Ф. Активное обеспечение безопасности полета летательного аппарата. Методология, модели, алгоритмы. М.: ЛЕНАНД, 2014. 320 с.

13. Харин Е.Г. Стендовая отработка архитектуры системы управления безопасностью полетов летательных аппаратов / Е.Г. Харин, И.А. Копылов, А.Ф. Якушев, А.А. Сахаров, А.В. Ясенок, К.С. Минченкова, А.М. Краснопирка // Актуальные проблемы безопасности полетов: материалы научно-практической конференции. Москва, 25 апреля 2018 г. Министерство обороны РФ. М., 2018. С. 41–45.

14. Бачкало Б.И., Ирмалиев Р.Э. О новом подходе к созданию системы управления безопасностью полетов в государственной авиации Российской Федерации // Научный Вестник МГТУ ГА. 2015. № 218. С. 39–41.

15. Горшков П.С., Бачкало Б.И. Ресурсно-ограничительный метод исследования сложных информационных систем // Труды международного симпозиума «Надежность и качество». 2008. Т. 1. C. 274–277.

16. Ирмалиев Р.Э. Некоторые возможности реализации элементов искусственного интеллекта в бортовой информационно-управляющей системе безопасности полета воздушного судна // Научные чтения по авиации, посвященные памяти Н.Е. Жуковского: сборник докладов XII Всероссийской научно-технической конференции. Москва, 16–17 апреля 2015 г. М., 2015. С. 259–300.


Рецензия

Для цитирования:


Бачкало Б.И., Байнетов С.Д., Болбат С.Г. Метод событийного управления безопасностью полета на примере корректируемой реакционной модели. Научный вестник МГТУ ГА. 2021;24(3):21-30. https://doi.org/10.26467/2079-0619-2021-24-3-21-30

For citation:


Bachkalo B.I., Baynetov S.D., Bolbat S.G. Flight safety event management method as illustrated by a guided reactivity model. Civil Aviation High Technologies. 2021;24(3):21-30. (In Russ.) https://doi.org/10.26467/2079-0619-2021-24-3-21-30

Просмотров: 1016


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-0619 (Print)
ISSN 2542-0119 (Online)