Особенности летно-технических характеристик нового учебно-тренировочного самолета ЯК-152
https://doi.org/10.26467/2079-0619-2021-24-2-105-118
Аннотация
Современные воздушные суда (ВС) отличает широкое использование средств автоматизации управления пилотированием, наличие «стеклянной кабины». Однако широкое использование автоматики в полете ВС ограничивает возможности пилота по преодолению форс-мажорных обстоятельств, возникающих во время выполнения полета. Поэтому в процессе подготовки пилотов большое внимание должно уделяться не только формированию навыков работы оператора в «стеклянной кабине», но и, что очень важно, отработке практических навыков управления ВС при «прямом» пилотировании. Особенно следует подчеркнуть необходимость подготовки военных пилотов с реализацией больших значений нормальной перегрузки с учетом все возрастающих от поколения к поколению маневренных возможностей истребителей, пилотируемых не исходя из возможностей конструкции планера и силовой установки, но исходя из психофизиологических возможностей человека. Предельные режимы, в частности выход на большие углы атаки с последующим сваливанием, входом в штопор, остаются причинами авиационных катастроф как в гражданской, так и в военной авиации. Как отмечается в выводах расследований, к причинам указанных авиационных происшествий относятся в том числе недостаточные для пилотирования на критических режимах навыки летного экипажа. Понятно, что основополагающую роль в формировании летных навыков играют летно-технические характеристики учебного самолета, на котором будущий летчик проходит курс первоначальной подготовки. До последнего времени у нас в стране для указанных целей использовались устаревшие ВС, в частности Л-39, а также самолеты иностранного производства (DA-40, DA-42 и т. п.). Новый отечественный учебно-тренировочный самолет с винтомоторной силовой установкой Як-152, совершивший первый полет в сентябре 2016 года, призван обеспечить требуемый высокий уровень первоначальной подготовки, включая безопасное обучение пилотированию, в том числе и на критических режимах полета в интерфейсе «стеклянной кабины». В статье анализируются основные характеристики Як-152, непосредственно влияющие на возможности его использования по назначению, то есть в качестве учебно-тренировочного самолета. Следует отметить, что все представленные в статье характеристики получены в результате летных испытаний самолета.
Об авторах
М. А. КиселевРоссия
Киселев Михаил Анатольевич, доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой аэродинамики, конструкции и прочности летательных аппаратов
Москва
С. В. Левицкий
Россия
Левицкий Сергей Владимирович, доктор технических наук, профессор, ведущий инженер-конструктор
Москва
Д. В. Морошкин
Россия
Морошкин Дмитрий Владимирович, ведущий инженер-конструктор
Москва
В. А. Подобедов
Россия
Подобедов Владимир Александрович, заслуженный деятель науки РФ, доктор технических наук, профессор, заместитель главного конструктора – начальник отделения аэродинамики
Москва
Список литературы
1. Kiselev M.A., Levitsky S.V., Podobebov V.A. Reckoning technique of passenger airplane approach procedure in case of all main engines failure // Научный Вестник МГТУ ГА. 2019. Т. 22, № 4. С. 91–99. DOI: 10.26467/2079-0619-2019-22-4-91-99
2. Киселев М.А., Левицкий С.В., Подобедов В.А. Безопасная посадка самолета с отказавшими двигателями в условиях ветра // Научный Вестник МГТУ ГА. 2019. Т. 22, № 5. С. 76–84. DOI: 10.26467/2079-0619-2019-22-5-76-84
3. Киселевич В.Г. Разработка рекомендаций по летной эксплуатации самолета Ил-96Т при прерванном взлете // Научный Вестник МГТУ ГА. 2015. № 211 (1). С. 79–84.
4. Киселевич В.Г. Особенности летной эксплуатации самолета Ил-96Т при продолженном взлете // Научный Вестник МГТУ ГА. 2015. № 211 (1). С. 128–131.
5. Селиванов В. «Летающая парта» и принцип обучения «от простого к сложному». Часть 1 [Электронный ресурс] // Авиапанорама. 2018. № 5 (131). C. 42–51. URL: https://www.aviapanorama.ru/wp-content/uploads/2018/10/42.pdf (дата обращения: 12.02.2021).
6. Селиванов В. «Летающая парта» и принцип обучения «от простого к сложному». Часть 2 [Электронный ресурс] // Авиапанорама. 2018. № 6 (132). С. 34–47. URL: https://www.aviapanorama.ru/wp-content/uploads/2018/12/34.pdf (дата обращения: 12.02.2021).
7. Селиванов В. «Летающая парта» и принцип обучения «от простого к сложному». Часть 3 [Электронный ресурс] // Авиапанорама. 2019. № 1 (133). С. 42–47. URL: https://www.aviapanorama.ru/wp-content/uploads/2019/02/42.pdf (дата обращения: 12.02.2021).
8. Hankers R. Safety aspects of light aircraft spin resistance concept / R. Hankers, F. Pätzold, T. Rausch, R. Kickert и др. // EASA. 2008/03. Final Report, December 2009. 160 p.
9. Крикунов К.Н. Проблемы системы подготовки пилотов гражданской авиации // Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование. Педагогические науки. 2013. Т. 5, № 2. С. 79–87.
10. Косачевский С.Г., Айдаркин Д.В., Качан Д.В. Оценка эффективности методики первоначальной профессиональной подготовки пилотов для эксплуатации самолетов с электронными системами отображения информации // Научный Вестник МГТУ ГА. 2018. Т. 21, № 5. С. 8–22. DOI: 10.26467/2079-0619-2018-21-5-8-22
11. Котик М.Г. Динамика штопора самолета. М.: Машиностроение, 1976. 328 с.
12. Stowell R. The light airplane pilot's guide to stall/spin awareness. 1st ed. Rich Stowell Consulting, 2007. 520 p.
13. Котик М.Г., Филиппов В.В. Полет на критических режимах. М.: Воениздат, 1977. 239 с.
14. Левицкий С.В., Свиридов Н.А. Динамика полета: учебник для технических вузов / Под ред. С.В. Левицкого. М.: Изд-во ВВИА им. Н.Е. Жуковского, 2008. 526 с.
Рецензия
Для цитирования:
Киселев М.А., Левицкий С.В., Морошкин Д.В., Подобедов В.А. Особенности летно-технических характеристик нового учебно-тренировочного самолета ЯК-152. Научный вестник МГТУ ГА. 2021;24(2):105-118. https://doi.org/10.26467/2079-0619-2021-24-2-105-118
For citation:
Kiselev M.A., Levitsky S.V., Moroshkin D.V., Podobebov V.A. Features of the new YAK-152 flight-training aircraft performance. Civil Aviation High Technologies. 2021;24(2):105-118. (In Russ.) https://doi.org/10.26467/2079-0619-2021-24-2-105-118