Preview

Научный вестник МГТУ ГА

Расширенный поиск

Совершенствование алгоритма определения зон оперирования дальнемагистральных самолетов

https://doi.org/10.26467/2079-0619-2020-23-6-40-52

Полный текст:

Аннотация

Определение зон оперирования от маршрутных запасных аэродромов для дальнемагистральных самолетов авиакомпании является важным аспектом обеспечения безопасности предстоящего полета. В отечественной и зарубежной методической литературе по планированию полетов, в том числе в инструктивном материале к системам планирования полетов отсутствует единый обоснованный алгоритм построения зон оперирования дальнемагистральных самолетов в том числе и при использовании правил EDTO-ETOPS. Отсутствие методических материалов приводит к «свободному» определению авиакомпаниями значений зон оперирования для своих дальнемагистральных самолетов при построении маршрутов, в частности при определении зон оперирования на маршрут игнорируется уменьшение массы самолета в процессе сгорания топлива. Большой вопрос вызывает и вычисление «первоначальной» массы для определения значения зоны оперирования. В статье выявлены недостатки существующего алгоритма определения зоны оперирования на основании фундаментальных методов определения зоны оперирования. С помощью Microsoft Excel 2019 проведена полиномиальная аппроксимация таблично заданной функции зависимости радиуса зоны оперирования от массы дальнемагистрального самолета. На основе определенных уравнений разработан более совершенный алгоритм определения зон оперирования. Особое внимание в новом алгоритме уделено выбору исходного значения зоны оперирования. Расчеты в статье выполнены для Boeing 777 как для основного типа дальнемагистрального самолета, эксплуатирующегося в авиакомпаниях Российской Федерации. Разработанный алгоритм повышает гибкость прокладки маршрута за счет увеличения радиуса зоны оперирования от маршрутных запасных аэродромов и может быть использован в системах планирования полетов авиакомпаний.

Об авторе

К. А. Куц
Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации
Россия

аспирант, 

г. Санкт-Петербург



Список литературы

1. Абрамов Б.А., Акопян К.Э., Шапкин В.С. Проблемы эксплуатации воздушных судов иностранного производства // Научный Вестник МГТУ ГА. 2011. № 163. С. 14–23.

2. Коваленко Г.В., Микинелов А.Л., Чепига В.Е. Летная эксплуатация. Ч. 1: учебное пособие для вузов / Под ред. Г.В. Коваленко. 2-е изд. Санкт-Петербург: Наука, 2016. 462 с.

3. Кузнецов С.В., Марасанов Л.О., Перегудов Г.Е. Научно-практические аспекты производства полетов с использованием RVSM, PBN, CATII и CATIII, EDTO/ETOPS, TCAS, EGPWS и EFB // Научный Вестник МГТУ ГА. 2017. Т. 20, № 1. C. 177–185.

4. Рудельсон Л.Е. Алгоритмические задачи автоматизации планирования использования воздушного пространства // Научный Вестник МГТУ ГА. 2010. № 159. C. 113–120.

5. Abdelghany A., Abdelghany K., Azadian F. Airline flight schedule planning under competition // Computers and Operations Research. 2017. Vol. 87. Pp. 20–39. DOI: https://doi.org/10.1016/j.cor.2017.05.013

6. Shaolin H. The flight path programming with time constraint // Proceedings of the 24th Chinese Control Conference, 2005. Vols 1 and 2. Pp. 1339–1340.

7. Данилин П.Е., Кочнева Е.В., Кузнецов А.Г. Горизонтальные аспекты построения плана самолета // Труды МИЭА. Навигация и управление летательными аппаратами. 2011. № 3. C. 58–63.

8. Куц К.А. Противоречия правил EDTO-ETOPS // Проблемы летной эксплуатации и безопасность полетов. 2020. № 14. С. 119–127.

9. Маркелов В.В. Реализация построения маршрутных траекторий для отображения на бортовых многофункциональных индикаторах / В.В. Маркелов, М.О. Костишин, И.О. Жаринов, В.А. Нечаев // Информационно-управляющие системы. 2016. № 1 (80). С. 40–49. DOI: 10.15217/issn1684-8853.2016.1.40

10. Orhan I., Kapanoglu M., Karakoc T.H. Planning and scheduling of airline operations // Pamukkale University Journal of Engineering Sciences. 2010. Vol. 16, no. 2. Pp. 181–191.

11. Щербаков Л.К. О проблемных вопросах запасных аэродромов ДФО [Электронный ресурс] // Aviation Explorer-содружество авиационных экспертов. URL: https://www.aex.ru/docs/4/2019/4/3/2903/ (дата обращения 15.07.2020).

12. Murat Afsar H., Espinouse M., Penz B. Building flight planning for an airline company under maintenance constraints // Journal of Quality in Maintenance Engineering. 2009. Vol. 15, no. 4. Pp. 430–443. DOI: https://doi.org/10.1108/13552510910997788

13. Kaiser M., Schultz M., Fricke H. Enhanced jet performance model for high precision 4D flight path prediction // ATACCS '11: Proceedings of the 1st International Conference on Application and Theory of Automation in Command and Control Systems, 2011. Pp. 33–40.

14. Mashford J., Marksjö B. Airline base schedule optimization by flight network annealing // Annals of Operations Research. 2001. Vol. 108. Pp. 293–313. DOI: https://doi.org/10.1023/A:1016027516013

15. Whelan C. Operating in the North Atlantic MNPS airspace // The Journal of Navigation. 1999. Vol. 52, no. 1. Pp. 11–27. DOI: https://doi.org/10.1017/S0373463398008091

16. Пэнди М. Новые правила FAA относительно полетов ETOPS // Проблемы безопасности полетов. 2008. № 1. С. 13a.

17. Proctor P. Airline pilots coalition fights 207-min. ETOPS plan // Aviation Week & Space Technology. 2000. Vol. 152, no. 12. P. 52.

18. Опрышко Ю.В. Моделирование величины эксплуатационных затрат дальнемагистрального самолета // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2017. № 11 (58). C. 764–778.

19. Doz̆ic S., Kalić M. Three-stage airline fleet planning model // Journal of Air Transport Management. 2015. Vol. 46. Pp. 30–39.

20. Мезенцев Ю., Эстрайх И. Оптимальное распределение флота и проблема планирования полетов для авиакомпании // Труды Российской Высшей школы Академии наук. 2018. № 3 (40). C. 74–90. DOI: http://dx.doi.org/10.17212/1727-2769-2018-3-74-90


Для цитирования:


Куц К.А. Совершенствование алгоритма определения зон оперирования дальнемагистральных самолетов. Научный вестник МГТУ ГА. 2020;23(6):40-52. https://doi.org/10.26467/2079-0619-2020-23-6-40-52

For citation:


Kuts K.A. Improving the algorithm for determining the areas of operation of long-range aircraft. Civil Aviation High Technologies. 2020;23(6):40-52. (In Russ.) https://doi.org/10.26467/2079-0619-2020-23-6-40-52

Просмотров: 150


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-0619 (Print)
ISSN 2542-0119 (Online)