Построение математических моделей аэронавигационной обстановки
https://doi.org/10.26467/2079-0619-2020-23-5-67-75
Аннотация
На основе проведенного исследования управления воздушными полетами, а также необходимости учета региональных параметров воздушного пространства была выявлена целесообразность и необходимость проведения математического моделирования аэронавигационной обстановки. Рассматриваются вопросы особенностей построения модели аэронавигационной обстановки, в рамках которых в базу исследования приняты основные сведения, использующиеся для описания плана по исполнению воздушного полета. В рамках исследования было установлено, что у навигационных средств основной особенностью считаются геодезические абстракции, однако такие сведения, как было установлено, не являются полными для осуществления планирования воздушного полета. В исследовании была подчеркнута роль учета всех ограничений, с помощью которых вводятся некоторые запреты на использование конкретных объемов воздушного пространства. На основе полученных результатов был построен график геометрического представления воздушного пространства с ограничениями. Результаты проведенного исследования позволяют прийти к выводу о том, что построение математической модели аэронавигационной обстановки позволяет достичь следующих результатов: оптимизация распределения загрузок воздушного пространства по секторам, визуализация аэронавигационной обстановки региона, установление критических направлений загруженности, сбор данных о загруженности, исследование факторных воздействий на регулярность и безопасность движения воздушного судна. Математическая модель аэронавигационной обстановки была построена с помощью композиции иерархического типа. В результате такого построения математической модели возможна ее трансформация с добавлением новых моделей. Использование предложенной математической модели в рамках событийных дискретных систем может являться для моделирования сложной аэронавигационной обстановки с большим количеством воздушных судов. Использование формализма, представленного в настоящем исследовании, позволяет четко разграничить механизм обработки информации и саму информацию в процессе осуществления моделирования.
Об авторах
Д. Э. ЭшмурадовУзбекистан
Эшмурадов Дилшод Эльмурадович, академик Академии наук Турон, кандидат технических наук, доцент кафедры метрологии, стандартизации, сертификации
г. Ташкент
Т. Д. Элмурадов
Узбекистан
Элмурадов Темурмалик Дилшодович, ассистент кафедры информатики и информационных технологий
г. Ташкент
Список литературы
1. Людомир А.В., Орлов В.С. Имитационное моделирование динамической воздушной обстановки в управляемом воздушном пространстве // Прикладная информатика. 2014. № 5 (53). С. 89–97.
2. Тельпуховская О.Н. Моделирование воздушной обстановки с использованием объектно-ориентированной системы программирования // Научный Вестник МГТУ ГА. 2017. Т. 20, № 4. С. 107–113. DOI: 10.26467/2079-0619-2017-20-4-107-113
3. Киселев В.Ю., Монаков А.А. Предсказание траектории воздушного судна в автоматизированных системах управления воздушным движением // Информационно-управляющие системы. 2015. № 4 (77). С. 33–40.
4. Беляев Ю.Б. Моделирование задач планирования движения авиационного транспорта в условиях высокодинамичной структуры воздушного пространства с использованием формализма дискретных ситуаций [Электронный ресурс] / Ю.Б. Беляев, Т.Ф. Шмелева, П.П. Кудь, С.А. Власов // Электронный архив Киевского Национального университета пищевых технологий. 2007. 10 c. URL: http://dspace.nuft.edu.ua/jspui/bitstream/123456789/ 3478/1/ Belyaev_2.pdf (дата обращения 10.07.2020).
5. Габейдулин Р.Х. Математическое моделирование методов регулирования воздушного движения с учетом недостоверности прогноза воздушной обстановки // Гражданская авиация на современном этапе развития науки, техники и общества: сборник тезисов докладов участников Международной научно-технической конференции, посвященной 45-летию Университета. Москва 18–20 мая 2016 г. М.: Академия им. Н.Е. Жуковского, 2016. С. 174.
6. Wybo S. Database delivery // Air Traffic Technology International. 2003. C. 40–42.
7. Золотухин В.В., Исаев В.К., Давидсон Б.Х. Некоторые актуальные задачи управления воздушным движением // Труды МФТИ. 2009. Т. 1, № 3. С. 94–114.
8. Эшмурадов Д.Э., Сайфуллаева Н.А. Вопросы оптимизации распределения загрузок воздушного пространства по секторам // Теория и практика современной науки. 2020. № 4 (58). С. 201–204.
9. Муромцев, Д.Ю., Яшин Е.Н. Анализ и синтез дискретных систем: учеб. пособие. Тамбов: Изд-во ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2012. 120 с.
10. Михайлов Д.Д. Основы математического моделирования // Вестник Казанского технологического университета. 2015. Т. 18, № 2. С. 374–376.
11. Шпаков В.М. О ситуативно-событийном подходе к управлению взаимодействующими дискретно-непрерывными процессами // Информационно-управляющие системы. 2017. № 2 (87). С. 26–33. DOI: 10.15217/issnl684-8853.2017.2.26
12. Chow A.C., Zeigler B.P., Kim D.H. Abstract simulator for the parallel DEVS formalism // 5th Annual Conference on AI and Planning in High Autonomy Systems, Gainesville, FL, USA, 1994. Pp. 157–163. DOI: 10.1109/AIHAS.1994.390488
Рецензия
Для цитирования:
Эшмурадов Д.Э., Элмурадов Т.Д. Построение математических моделей аэронавигационной обстановки. Научный вестник МГТУ ГА. 2020;23(5):67-75. https://doi.org/10.26467/2079-0619-2020-23-5-67-75
For citation:
Eshmuradov D.E., Elmuradov T.D. Mathematical modelling of aeronautical environment. Civil Aviation High Technologies. 2020;23(5):67-75. https://doi.org/10.26467/2079-0619-2020-23-5-67-75