Методика оптимизации принятия решений при управлении безопасностью полетов в деятельности операторов аэродромов
Аннотация
В современных условиях ограниченности бюджета операторов аэродромов задача оптимизации принятия решений при управления безопасностью полетов становится чрезвычайно актуальной. Управленческие решения, являющиеся инструментом управления безопасностью полетов, должны быть не только эффективны с точки зрения ожидаемых улучшений в безопасности, но и экономически выгодны и целесообразны для данного предприятия. Под оптимизацией в данной статье следует понимать минимизацию по этим критериям. В статье представлен метод поддержки принятия управленческих решений в рамках стратегии управления безопасностью полетов в деятельности операторов аэродромов. В представленной методике важное место отводится показателям уровня безопасности полетов и их использования при принятии управленческих решений. Наряду с показателем безопасности полетов используется показатель финансового ущерба от зафиксированных событий, который рассчитывается в стоимостном выражении с учетом прямого и косвенного ущерба для оператора аэродрома. Используется регрессионное моделирование совместно с методикой принятия решений «человеко-машинных процедур». Регрессионный анализ выполняется с применением программного обеспечения STATISTICA и позволяет выявить зависимость показателей от степени влияния факторов опасности. Полученная модель на основе данных за прошлый год дает возможность выполнять прогноз значений показателей на следующий. Используя методику принятия решений «человеко-машинных процедур» выполняется оценка приоритетности внедрения управленческих решений на основе комплексного критерия. Методика обеспечивает выполнение требований российского и международного воздушного законодательства для операторов сертифицированных аэродромов. Область ее применения может быть расширена до СУБП всех поставщиков авиационных услуг при учете соответствующей специфики предоставляемых услуг и имеющихся факторов опасности.
Об авторе
С. А. ТолстыхРоссия
Толстых Сергей Александрович, младший научный сотрудник, аспирант
г. Москва
Список литературы
1. Хрусталев С.А., Орлов А.И., Шаров В.Д. Математические методы оценки эффективности управленческих решений // Заводская лаборатория. Диагностика материалов. 2013. Т. 79, № 11. С. 67–72.
2. Орлов А.И. Теория принятия решений: учеб. пособие. М.: Издательство «Экзамен», 2006. 576 с.
3. Ларичев О.И. Теория и методы принятия решений, а также Хроника событий в Волшебных странах: учебник для вузов. М.: Логос, 2008. 392 с.
4. Ларичев О.И. Свойства методов принятия решений в многокритериальных задачах индивидуального выбора // Автоматика и Телемеханика. 2002. № 2. С. 146–158.
5. Орлов А.И. Методы принятия управленческих решений: учебник. Москва: КНОРУС, 2018. 286 с.
6. Романов В.Н. Основы системного анализа: В.Н. Романов: учебно-методический комплекс. СПб.: Изд-во Национального минерально-сырьевого университета «Горный», 2012. 298 с.
7. Гузий А.Г. Методология количественного оценивания риска для безопасности полётов в самолётном сегменте коммерческой авиации / А.Г. Гузий, А.Г. Капустин, А.М. Лушкин, А.В. Фокин // Научный Вестник МГТУ ГА. 2019. Т. 22, № 4. C. 33–42. DOI: 10.26467/2079-0619-2019-22-4-33-42
8. Толстых С.А., Шаров В.Д. Метод разработки основных элементов системы управления безопасностью полетов оператора аэродрома // Научный Вестник МГТУ ГА. 2018. Т. 21, № 4. C. 29–38. DOI: 10.26467/2079-0619-2018-21-4-29-38
9. Шаров В.Д., Воробьев В.В. Нечеткая оценка риска авиационного события // Научный Вестник МГТУ ГА. 2017. Т. 20, № 3. C. 6–12.
10. Лушкин А.М. Методология вероятностного оценивания текущего уровня аварийности по результатам факторного анализа авиационных событий // Научный Вестник МГТУ ГА. 2015. № 218 (8). С. 24–28.
11. Шаров В.Д. Разработка показателя безопасности полётов на основе рекомендаций ИКАО // Научный Вестник МГТУ ГА. 2014. № 204. С. 97–104.
12. Попов Ю.В. Количественные показатели безопасности полетов // Проблемы без- опасности полетов. 2015. № 2. С. 10–19.
13. Орлов А.И. Многообразие моделей регрессионного анализа (обобщающая статья) // Заводская лаборатория. Диагностика материалов. 2018. Т. 84, № 5. C. 63–73. DOI: 10.26896/1028-6861-2018-84-5-63-73 и доп. (+СD). СПб.: Питер, 2003. 688 с.
14. Орлов А.И. Ошибки при использовании коэффициентов корреляции и детерминации // Заводская лаборатория. Диагностика материалов. 2018. Т. 84, № 3. C. 68–72. DOI: 10.26896/1028-6861-2018-84-3-68-72
15. Бахрушин В.Е. Методы оценивания характеристик нелинейных статистических связей // Системные технологии. 2011. Т. 2, № 73. С. 9–14.
16. Ершов Э.Б. Выбор регрессии максимизирующий несмещенную оценку коэффициента детерминации // Прикладная эконометрика. 2008. № 4 (12). С. 71–83.
17. Kaiser H.F. The application of electronic computer to factor analysis // Educational and Psychological Measurement. 1960. Vol. 20, iss. 1. Pp. 141–151. DOI: 10.1177/001316446002000116
18. Brown T.A. Confirmatory factor analysis for applied research. Guilford Press, 2006. 475 p.
Рецензия
Для цитирования:
Толстых С.А. Методика оптимизации принятия решений при управлении безопасностью полетов в деятельности операторов аэродромов. Научный вестник МГТУ ГА. 2020;23(5):54-66. https://doi.org/10.26467/2079-0619-2020-23-5-54-66
For citation:
Tolstykh S.A. Method of optimization of decision-making during management of safety of flights in the activities of operators of aerodromes. Civil Aviation High Technologies. 2020;23(5):54-66. https://doi.org/10.26467/2079-0619-2020-23-5-54-66