Preview

Научный вестник МГТУ ГА

Расширенный поиск

Концепция автоматизированной обучающей системы подготовки персонала топливозаправочных комплексов

https://doi.org/10.26467/2079-0619-2020-23-4-45-57

Полный текст:

Аннотация

Сегодня отрасль авиатопливообеспечения ВС характеризуется сложными технологическими процессами, возможны инциденты и происшествия, которые могут приводить к экономическим и экологическим потерям. Для обслуживания таких процессов требуются высококвалифицированные и специально обученные инженерно-технические кадры. Бурное развитие цифровых технологий и их внедрение в технологические процессы обеспечения полетов ВС авиаГСМ, таких, как непрерывный контроль чистоты топлива, учет количества и расходования авиаГСМ с использованием автоматизированных систем, а также применение нового оборудования, например, массомеров, которые имеют высокую точность, требует нового подхода к обучению персонала топливозаправочных комплексов (ТЗК). Кроме того, развитие ТЗК идет по пути оптимизации выполняемых операций. Так, например, на водителя топливозаправщика (ТЗ) возлагаются и обязанности оператора заправки ВС. В настоящее время технические средства склада и применяемое для заправки ВС оборудование ТЗК включаются составной частью в инфраструктуру аэропорта с целью обеспечения регулярности полетов. Применение нового оборудования с использованием цифровых технологий связано с повышением качества выполнения топливозаправочных работ на всех этапах авиатопливообеспечения ВС. Для обеспечения эффективного управления процессами авиатопливообеспечения организационная структура должна опираться не только на современное оборудование всех звеньев цепи технологической схемы подготовки топлива, но и на замкнутую автоматизированную систему управления на основе внедрения современных интеллектуальных контрольноизмерительных приборов. В этих условиях становится актуальным вопрос подготовки персонала ТЗК. Решение этого вопроса видится в разработке автоматизированных обучающих систем, позволяющих ускорить подготовку персонала и сократить затраты на их обучение. В связи с этим в статье рассматривается структурно-функциональная модель автоматизированной обучающей системы (АОС), объединяющей разрозненные решения и формирующей новую систему решения задач подготовки, аттестации и информационной поддержки персонала организаций авиатопливообеспечения (ОАТО). Предлагаемая система обучения позволяет обеспечить подготовку кадров не только на одно рабочее место, но и с учетом индивидуальных особенностей, например, в одном лице подготовить и водителя ТЗ, и оператора заправки. Описываются разработанные в работе сценарии использования подсистем АОС, определяющие её базовый функциональный состав. В завершение на основе разработанных сценариев использования подсистем приводится подготовленная структурно-функциональная модель АОС, обеспечивающая решение задач сопровождения эксплуатации ОАТО и поддержки принятия решений.

Об авторах

П. И. Климов
Московский государственный технический университет гражданской авиации
Россия

Климов Павел Игоревич, аспирант кафедры авиатопливообеспечения и ремонта летательных аппаратов

г. Москва



В. М. Самойленко
Московский государственный технический университет гражданской авиации
Россия

Самойленко Василий Михайлович, доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой авиатопливообеспечения и ремонта летательных аппаратов

г. Москва



Список литературы

1. Алавердов А.Р., Куроедова Е.О., Нестерова О.В. Управление персоналом: учеб. пособие. М.: МФПУ Синергия, 2015. 192 c.

2. Алымов В.Н., Теренин С.С., Щербак В.В. Технические средства обучения инженерно-технического персонала воздушных судов гражданской авиации // Труды МИЭА. Навигация и управление летательными аппаратами. 2015. № 11. С. 29–33.

3. Аминов И.Б., Ходжаева Д.Ф. Применение средств мультимедийных технологий как условие повышения качества обучения // Молодой ученый. 2015. № 21 (101). С. 759–761.

4. Базаров Т.Ю. Управление персоналом. Практикум: учеб. пособие для студентов вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. 239 c.

5. Дозорцев В.М. Компьютерные тренажеры для обучения операторов технологических процессов: Теория, методология построения и использования: дис. ... докт. техн. наук. Москва, 1999. 442 с.

6. Герчиков В.И. Управление персоналом: работник-самый эффективный ресурс компании: учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2012. 281 c.

7. Большедворская Л.Г. Методология кадрового обеспечения государственной системы управления безопасностью полетов воздушного транспорта: автореф. дисс. … докт. тех. наук. М.: МГТУ ГА, 2017. 32 с.

8. Елисеев Б.П., Елисов Л.Н. Системотехническое управление образовательными комплексами: монография. М.: МГТУ ГА, 2012. 208 с.

9. Зайцева Л.В., Прокофьева Н.О. Модели и методы адаптивного контроля знаний // Образовательные технологии и общество. 2004. Т. 7, № 4. С. 265–277.

10. Смирнов Н.Н., Чинючин Ю.М. Основы теории технической эксплуатации летательных аппаратов: учебник. М.: МГТУ ГА, 2015. 579 с.

11. Чинючин Ю.М., Берлев В.П., Ойдов Н. Современные тенденции и технологии обучения авиационного технического персонала для обслуживания отечественных и зарубежных воздушных судов // Научный Вестник МГТУ ГА. 2015. № 216 (6). С. 141–146.

12. Юрков Н.К. Интеллектуальные компьютерные обучающие системы: монография. Пенза: Изд-во ПГУ, 2010. 304 с.

13. Wenger E. Artificial intelligence and tutoring systems. Computational and cognitive approaches to the communication of knowledge. 1st ed. California, USA: Morgan Kaufmann Publishers, 1987. 510 p.

14. Chao L. Strategies and technologies for developing online computer labs for technologybased courses. USA: IGI Publishing, University of Huston-Victoria, 2008. 374 p. DOI: 10.4018/978-159904-507-8

15. Rukhlinskiy V., Bolshedvorskaya L., Malysheva L. Next generation of aviation professionals’ reserve formation methodology [Электронный ресурс] Assembly–37th Session, ICAO, Canada, Montreal, A37-WP/111, 28 September to 08 October, 2010. 4 p. URL: https://www.icao.int/Meetings/AMC/Assembly37/Documents/ProvisionalEdition/a37_res_prov_en.pdf (дата обращения 23.04.2020).

16. Колокольников Ф.А., Яблонский С.Н. Перспективы развития автоматизированных обучающих систем для теоретической подготовки персонала гражданской авиации // Научный Вестник МГТУ ГА. 2014. № 205. С. 91–94.

17. Abishov N. Development of an Automated Information System University Management / N. Abishov, A. Dosmahanbet, K. Amirtayev, Z. Erkisheva // Procedia-Social and Behavioral Sciences. 2014. Vol. 143. Pp. 550–554. DOI: 10.1016/j.sbspro.2014.07.434

18. Кибанов А.Я., Ивановская Л.В. Управление персоналом: теория и практика. Кадровая политика и стратегия управления персоналом: учеб.-метод. пособие / Под ред. А.Я. Кибанова. М.: Проспект, 2014. 64 c.

19. Кудряков С.А. Современная концепция комплексной автоматизированной системы профессионального обучения и сопровождения деятельности для специалистов службы эксплуатации радиотехнического оборудования и связи / С.А. Кудряков, Н.В. Книжниченко, Ю.Б. Остапченко, С.А. Беляев, Е.Н. Шаповалов // Известия СПбГЭТУ ЛЭТИ. 2015. № 10. С. 10–14.

20. Остапченко Ю.Б. Проблемы профессиональной подготовки специалистов для эксплуатации сложных технических объектов в современных условиях / Ю.Б. Остапченко, С.А. Кудряков,Е.Н. Шаповалов, В.В. Романцев, С.А. Беляев // Известия СПбГЭТУ ЛЭТИ. 2014. № 8. С. 90–94.


Рецензия

Для цитирования:


Климов П.И., Самойленко В.М. Концепция автоматизированной обучающей системы подготовки персонала топливозаправочных комплексов. Научный вестник МГТУ ГА. 2020;23(4):45-57. https://doi.org/10.26467/2079-0619-2020-23-4-45-57

For citation:


Klimov P.I., Samoylenko V.M. The concept of an automated educational system for the training of refueling complexes personnel. Civil Aviation High Technologies. 2020;23(4):45-57. (In Russ.) https://doi.org/10.26467/2079-0619-2020-23-4-45-57

Просмотров: 409


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-0619 (Print)
ISSN 2542-0119 (Online)