Preview

Научный вестник МГТУ ГА

Расширенный поиск

Личностно-ориентированный подход при оценке и управлении состоянием безопасности полетов

https://doi.org/10.26467/2079-0619-2019-22-4-21-32

Полный текст:

Аннотация

Причины большинства авиационных происшествий обусловлены проявлениями личностного фактора летного состава при производстве полетов. В связи с этим возникает вопрос - почему одни и те же хорошо известные опасные факторы, в природе которых лежат психофизиологические особенности и ограничения, присущие конкретному индивиду, управляющему летательным аппаратом, продолжают самым негативным образом влиять на безопасность полетов. Объясняется это тем, что на протяжении всего периода развития авиации решались задачи обеспечения безопасности полетов, а задачам обеспечения безопасности конкретного полета и управления безопасностью конкретного полета не уделялось должного внимания. При создании основ построения современной системы безопасности полетов основным объектом воздействия необходимо определять первичную авиационную систему, ее главными элементами являются конкретный летчик и конкретное воздушное судно, на котором он выполняет полет. При такой расстановке приоритетов в вопросах безопасности полетов на первый план выходит личность конкретного летчика как центрального элемента пилотируемой авиационной системы. В этом случае становится очевидной необходимость системного учета личностных качеств данного летчика, способных повлиять на безопасность полета, - то, что на языке авиационных специалистов называют «личностным фактором». Личностный фактор, по сути, является составным элементом человеческого фактора, поэтому реальная возможность контролировать человеческий фактор летного состава авиационных формирований появится при условии контроля личностного фактора каждого конкретного летчика. А для этого необходимо применять личностно-ориентированный подход к оценке и управлению состоянием авиационной системы.

Об авторах

Б. И. Бачкало
Военный учебно-научный центр ВВС Военно-воздушная академия им. профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина
Россия

Бачкало Борис Иванович - доктор технических наук, профессор, профессор кафедры боевой подготовки (авиации).

Воронеж



В. И. Золотых
Военный учебно-научный центр ВВС Военно-воздушная академия им. профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина
Россия

Золотых Валерий Иванович - кандидат военных наук, доцент кафедры безопасности полетов.

Воронеж



Список литературы

1. Золотых В.И. О состоянии безопасности полетов // Воздушно-космические силы. Теория и практика. 2017. № 3(3). С. 59-67.

2. Дружинин В.В., Конторов Д.С. Системотехника. М.: Радио и связь, 1985. 200 с.

3. Лушкин А.М. Методика оценивания уровня безопасности полетов по совокупности авиационных событий // Научный Вестник МГТУ ГА. 2010. № 162. С. 125-130.

4. Артюхович М.В., Феоктистова О.Г. Роль инженерно-технического персонала в обеспечении безопасности полетов // Научный Вестник МГТУ ГА. 2014. № 204. С. 39-43.

5. Гаранина О.Д., Усик И.В. Антропологические ограничения безопасности техники // Научные ведомости БелГУ. Сер. Философия. Социология. Право. 2009. Вып. 9, № 10(65). С. 27-33.

6. Козлов А.С. Человеческий фактор и система обеспечения безопасности полетов // Научный вестник МГТУ ГА. 2012. № 182. С. 84-88.

7. Пономаренко В.А. Психологический анализ летных происшествий и предпосылок к ним: методическое пособие. М.: Военное изд-во, 1990. 56 с.

8. Пономаренко В.А. Психология человеческого фактора в опасной профессии. Красноярск: Поликом, 2006. 629 с.

9. Розов С.А. Определение уровня безопасности полета с учетом проявления человеческого фактора, внешней среды и безопасности авиационной техники: дис. ... канд. техн. наук. М.: ГосНИИ ГА, 2001. 225 с.

10. Шумилов И.С. Авиационные происшествия. Причины возникновения и возможности предотвращения. М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2006. 382 с.

11. Кириллова Е.Ю. Осуществление личностного подхода в обучении: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. М.: НИИ общей педагогики АПН СССР, 1973. 223 с.

12. Бачкало Б.И., Золотых В.И. Модель и методики оценки защищенности авиационной системы // Научный Вестник МГТУ ГА. 2017. Т. 20, № 5. С. 33-42.

13. Ирмалиев Р.Э. Некоторые возможности реализации элементов искусственного интеллекта в бортовой информационно-управляющей системе безопасности полета воздушного судна // XII Всероссийская научно-техническая конференция «Научные чтения по авиации, посвященные памяти Н.Е. Жуковского»: сб. докладов. 2015. С. 295-300.


Для цитирования:


Бачкало Б.И., Золотых В.И. Личностно-ориентированный подход при оценке и управлении состоянием безопасности полетов. Научный вестник МГТУ ГА. 2019;22(4):21-32. https://doi.org/10.26467/2079-0619-2019-22-4-21-32

For citation:


Bachkalo B.I., Zolotykh V.I. The personality-oriented approach in the evaluation and management of the flight safety conditions. Civil Aviation High TECHNOLOGIES. 2019;22(4):21-32. (In Russ.) https://doi.org/10.26467/2079-0619-2019-22-4-21-32

Просмотров: 160


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-0619 (Print)
ISSN 2542-0119 (Online)