Preview

Научный вестник МГТУ ГА

Расширенный поиск

Безопасная посадка самолета с отказавшими двигателями в условиях ветра

https://doi.org/10.26467/2079-0619-2019-22-5-76-84

Аннотация

Отказ двигателя, согласно данным управления инспекции по безопасности полетов федерального агентства воздушного транспорта, стал причиной 4 из 6 авиационных происшествий в 2017 году, в том числе 2 катастроф. В целом за период с 2001 по 2017 годы события, связанные с отказом двигателя, стали второй по частоте причиной возникновения авиационных происшествий (13% авиационных происшествий и 12% катастроф). Самые тяжелые последствия связаны с отказом двигателя на наиболее сложном и ответственном этапе полета – посадке. Так, например, именно отказ двигателя на предпосадочной прямой стал причиной катастрофы самолета L-410UVP-E20 RA-67047 в районе аэродрома Нелькан 15 ноября 2017 года. В данной статье рассматривается в некотором смысле предельная ситуация – посадка самолета со всеми отказавшими двигателями в условиях ветра. Для указанной ситуации предлагается методика расчета захода на посадку воздушного судна (ВС) в условиях ветра при отказе всех двигателей его силовой установки на аэродром, оборудованный дальним приводным радиомаяком (ДПРМ). Ключевыми особенностями названной методики являются, во-первых, отсутствие необходимости в привязке траектории к наземным ориентирам в районе аэродрома посадки, и, во-вторых, простота синтеза и реализации управления самолетом на основе предлагаемой методики при посадке как в ручном, так и в директорном или автоматическом режимах. Для расчета захода на посадку с помощью предлагаемой методики экипажу необходимо знание только следующих величин: наивыгоднейшей скорости ВС в посадочной конфигурации, высоты пролета ДПРМ перед посадкой и шага спирали на высоте предпосадочного маневрирования. Содержание методики в статье проиллюстрировано результатами расчета захода на посадку в условиях ветра при отказе всех маршевых двигателей российского ближне-среднемагистрального самолета МС-21.

Об авторах

М. А. Киселев
Московский государственный технический университет гражданской авиации
Россия

Заведующий кафедрой аэродинамики, конструкции и прочности летательных аппаратов, SPIN-код: 6899-4417

г. Москва



С. В. Левицкий
Публичное акционерное общество «Научно-производственная корпорация "Иркут"
Россия

ведущий инженер-конструктор

г. Москва



В. А. Подобедов
Публичное акционерное общество «Научно-производственная корпорация "Иркут"
Россия

заместитель главного конструктора - начальник отделения аэродинамики

г. Москва



Список литературы

1. Киселевич В.Г., Петров Ю.В., Ципенко В.Г. Анализ особенностей летной эксплуатации самолета Ил-96т на взлете при отказе двигателя по результатам вычислительных экспериментов // сборник XXVI научно-технической конференции по аэродинамике, 2015. С. 133–134.

2. Киселевич В.Г. Разработка рекомендаций по летной эксплуатации самолета Ил-96т при отказе двигателей на взлете / В.Г. Киселевич, М.С. Кубланов, В.Г. Ципенко, К.О. Чернигин // Научный вестник УВАУ ГА (И). 2014. №. 6. С. 17–23.

3. Киселевич В.Г., Кубланов М.С., Ципенко В.Г. Моделирование захода на посадку и посадки самолета Ил-76 с различными посадочными массами и при отказе двигателей // Научный Вестник МГТУ ГА. 2013. № 188 (2). С. 7–9.

4. Киселевич В.Г. Разработка рекомендаций по летной эксплуатации самолета Ил-96Т при прерванном взлете // Научный Вестник МГТУ ГА. 2015. № 211. С. 79–84.

5. Киселевич В.Г. Особенности летной эксплуатации самолета Ил-96Т при продолженном взлете // Научный Вестник МГТУ ГА. 2015. № 211. С. 128–131.

6. Тихонов Д.В., Тихонов В.Н. Прогноз степени опасности полетной ситуации при отказе двигателя на восходящих маневрах на основе расчетно-экспериментальных данных и экспертной оценки // Научный Вестник МГТУ ГА. 2015. № 212. С. 90–97.

7. Кубланов М.С., Ципенко В.Г. Исследование возможности посадки самолета ИЛ-96-300 в условиях низких коэффициентов сцепления и ограничений по боковой составляющей скорости ветра // Управление движением и навигация летательных аппаратов: сборник трудов XX Всероссийского семинара по управлению движением и навигации летательных аппаратов: Часть I. Самара, 14–16 июня 2017 г., Самар. нац. исслед. ун-т им. С.П. Королева. Самара: СНЦ РАН, 2018. С. 159–162.

8. Желанников А.И., Ушаков С.А. Влияния бокового ветра на взлет и посадку воздушных судов на параллельные полосы // материалы XXVIII научно-технической конференции по аэродинамике. Центральный аэрогидродинамический институт им. проф. Н.Е. Жуковского, 2017. С. 128–129.

9. Babych Ya.O., Bochelyuk A.O., Polukhin A.V. Features of landing approach for aircraft in automatic and yoke control modes in conditions of vertical wind // Проблеми інформатизації та управління. 2017. Т. 4. № 60. С. 5–11.

10. Гребенкин А.В., Костин С.А. Автоматическая посадка самолета на ВПП переменного состояния в условиях сильного бокового ветра и отказа критического двигателя // Труды МИЭА. Навигация и управление летательными аппаратами. 2016. № 12. С. 22–24.

11. Мазур В.Н. Управление самолетом при посадке в условиях изменяющегося продольного ветра / В.Н. Мазур, Е.А. Мельников, С.В. Хлгатян, А.Е. Ардалионова // Труды МИЭА. Навигация и управление летательными аппаратами. 2015. № 10. С. 20–28.

12. Кастерский С.М. Оптимальное управление продольным движением самолета в режиме посадки при наличии ветра // Информационно-измерительные и управляющие системы. 2012. Т. 10. № 4. С. 10–14.

13. Kiselev M.A., Levitsky S.V., Podobedov V.A. Reckoning technique of passenger airplane aproach procedure in case of all main engines failure // Научный Вестник МГТУ ГА. 2019. Т. 22, № 4. С. 91–99.

14. Левицкий С.В., Свиридов Н.А. Динамика полета. М.: ВВИА им. проф. Н.Е. Жуковского, 2008. 527 с.


Рецензия

Для цитирования:


Киселев М.А., Левицкий С.В., Подобедов В.А. Безопасная посадка самолета с отказавшими двигателями в условиях ветра. Научный вестник МГТУ ГА. 2019;22(5):76-84. https://doi.org/10.26467/2079-0619-2019-22-5-76-84

For citation:


Kiselev M.A., Levitsky S.V., Podobedov V.A. Safe engine-out landing of a passenger plane under the wind conditions. Civil Aviation High Technologies. 2019;22(5):76-84. (In Russ.) https://doi.org/10.26467/2079-0619-2019-22-5-76-84

Просмотров: 810


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-0619 (Print)
ISSN 2542-0119 (Online)