Preview

Научный вестник МГТУ ГА

Расширенный поиск

Анализ эффективности программы совместной тренажерной подготовки авиадиспетчеров и пилотов

https://doi.org/10.26467/2079-0619-2019-22-5-32-42

Полный текст:

Аннотация

Тренажерная подготовка курсантов-авиадиспетчеров и курсантов-пилотов является неотъемлемой частью подготовки, которая позволяет сформировать навыки быстрого и правильного принятия решений в различного вида ситуациях. Для авиадиспетчера это упражнения на решение конфликтных ситуаций с воздушными судами в зоне своей ответственности, решение задач в штатных условиях полета, в условиях наличия неблагоприятных атмосферных условий и в условиях наличия особых случаев в полете. Для пилотов решений задач сводится к быстрому принятию решений по управлению воздушным судном в штатных условиях полета, неблагоприятных атмосферных условиях и особых случаях в полете. Как известно работа авиадиспетчеров сопряжена с работой пилотов, однако подготовка в учебных заведениях проходит по отдельности, в результате чего образуется пробелы в знании специфики работы смежной специальности, а, следовательно, приводит к появлению ошибок. Оптимизация образовательного процесса является на сегодняшний день актуальной задачей. Программа совместной тренажерной подготовки может выступать как инструмент оптимизации. Программа совместной тренажерной подготовки позволяет совместно отработать навыки быстрого принятия решений, наглядно освоить специфику работы смежной специальности, что позволит создать полную картину воздушной обстановки. Под программой совместной тренажерной подготовки подразумевается совместный операционно-логический тренажер, объединяющий в себе два тренажера. Для диспетчера это отдельная зона воздушного пространства в виде сектора, для пилота это кабина экипажа. Таким образом, решений задач происходит последовательно от диспетчера к пилоту и наоборот, причем диспетчер имеет возможность наблюдать за алгоритмом действий пилота, а пилот за алгоритмом действий диспетчера.

Об авторах

А. И. Степнова
Ульяновский институт гражданской авиации имени Главного маршала авиации Б.П. Бугаева
Россия

Степнова Анастасия Ивановна, аспирант кафедры авиационной техники

г. Ульяновск



С. М. Степанов
Ульяновский институт гражданской авиации имени Главного маршала авиации Б.П. Бугаева
Россия

Степанов Сергей Михайлович, кандидат технических наук, доцент кафедры авиационной техники 

г. Ульяновск



В. В. Борсоева
Авиакомпания «Россия»

Борсоева Вера Владимировна, старший специалист авиакомпании 

г. Москва



В. А. Борсоев
Институт аэронавигации
Россия

Борсоев Владимир Александрович, доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой навигационного обеспечения полетов и аэронавигационной информации 

г. Москва



Список литературы

1. Зубков Б.В., Степанов С.М., Чухин В.С. Операционно-логическая тренировка курсантов-пилотов на этапе предтренажерной подготовки // Научный Вестник МГТУ ГА. 2010. № 162. С. 7–11.

2. Плотников Н.И. Ресурсы пилота. Надежность: монография. Новосибирск: ЗАО ИПЦ «АвиаМенеджер», 2013. 264 с.

3. Лебедев А.М. Метод расчета ожидаемого предотвращенного ущерба от авиационных происшествий: монография. Ульяновск: УВАУ ГА, 2007. 155 с.

4. Зубков Б.В., Рыбалкин В.В. Человеческий фактор и безопасность полетов. М.: МГТУ ГА, 1994. 68 с.

5. Евстигнеев Д.А. Подготовка авиационного персонала в области человеческого фактора: учеб.-метод. пособие. Ульяновск: УВАУ ГА, 2009. С. 4–5.

6. Updegrove J.A., Jafer S. Optimization of air traffic control training at the Federal Aviation Administration Academy [Электронный ресурс] // Aerospace. 2017. Vol. 4, iss. 4. URL: https://www.mdpi.com/2226-4310/4/4/50 (дата обращения: 20.08.2018).

7. Овчаров В.Е. «Человеческий фактор» в авиационных происшествиях: метод. материалы / Межгосударственный авиационный комитет. М.: Энергия, 2005. 78 с.

8. Kuznetsova N.B. Transmission of information and communication as a human factor crucial in aircraft maintenance // Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. 2017. № 2. С. 240–246.

9. Анодина Т.Г., Кузнецов А.А., Маркович Е.Д. Автоматизация управления воздушным движением. М.: Транспорт, 1992. 280 c.

10. Hauland G. Measuring individual and team situation awareness during planning tasks in training of en route air traffic control // The International Journal of Aviation Psychology. 2008. Vol. 18, № 3. Pp. 290–304.

11. Потапов А.Н. Оптимизация тренажерной подготовки операторов сложных информационных радиоэлектронных систем управления воздушным движением // Материалы 11 Международной научно-методической конференции «Информатика: проблемы, методология, технологии». Т. 2. Воронеж: ВГУ, 2011. С. 216–222.

12. Козлов А.С. Человеческий фактор и система обеспечения безопасности полетов // Научный Вестник МГТУ ГА. 2012. № 182. С. 84–88.


Для цитирования:


Степнова А.И., Степанов С.М., Борсоева В.В., Борсоев В.А. Анализ эффективности программы совместной тренажерной подготовки авиадиспетчеров и пилотов. Научный вестник МГТУ ГА. 2019;22(5):32-42. https://doi.org/10.26467/2079-0619-2019-22-5-32-42

For citation:


Stepnova A.I., Stepanov S.M., Borsoeva V.V., Borsoev V.A. Analysis of effectiveness of the program of joined air traffic controlles and pilotes training. Civil Aviation High Technologies. 2019;22(5):32-42. (In Russ.) https://doi.org/10.26467/2079-0619-2019-22-5-32-42

Просмотров: 24


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-0619 (Print)
ISSN 2542-0119 (Online)