Preview

Научный вестник МГТУ ГА

Расширенный поиск

КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ МЕТОД ОЦЕНКИ ОРНИТОЛОГИЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКИ НА АЭРОДРОМЕ

https://doi.org/10.26467/2079-0619-2018-21-4-48-59

Полный текст:

Аннотация

Предложены формализованные параметры оценки напряженности орнитологической обстановки на аэродроме. Интегральная характеристика напряженности выражается в величине суммарной биомассы всех птиц, находящихся в зоне движения воздушных судов. Эта характеристика динамическая и имеет размерность кг/час‧км2. Биомасса дифференцируется по высотным слоям и направлениям перемещения. В качестве составных частей напряженности оценивается активность на аэродроме каждого вида птиц в отдельности. Эту характеристику целесообразно выражать в количестве особей/час‧км2. Еще один параметр напряженности при оценке активности отдельных видов – это характер пребывания птиц в воздушном пространстве аэродрома. Он помогает выявить источники и причины появления здесь птиц конкретного вида. Для выявления основных источников орнитологической опасности и для объективного подбора мероприятий по ее снижению рассчитывается вклад каждого вида птиц в интегральную величину напряженности обстановки. Для получения количественных характеристик основных параметров напряженности разработана методика учета птиц и их активности на аэродроме. Учет проводится с наблюдательных пунктов, расположенных у противоположных концов ВПП. Учет основан на визуальном обнаружении птиц, определении их видовой принадлежности, пола и возраста, экспертной оценке высоты и направления их перемещения. Учитываются все птицы, в том числе и те, направления перемещения которых не выражены, а также птицы, сидящие на летном поле. Вклад каждой такой особи в общую величину напряженности больше, чем вклад пролетающей транзитно. Подробно изложена методика проведения учета. Обоснованы нормы и повторность учетов для получения сведений о суточной и сезонной динамике напряженности. Приведен алгоритм обработки результатов учета и расчетов величин основных параметров напряженности орнитологической обстановки. Предложены градации напряженности и соответствующие им меры по уменьшению количества птиц на аэродроме.

Об авторах

В. А. Юдкин
Институт систематики и экологии животных Сибирского отделения Российской академии наук; Новосибирский государственный университет.
Россия
Юдкин Владимир Алексеевич, доктор биологических наук, старший научный сотрудник лаборатории зоологического мониторинга ИСиЭЖ СО РАН, профессор кафедры общей биологии и экологии НГУ. Новосибирск.


М. А. Грабовский
АО «Аэропорт Толмачево».
Россия

Грабовский Максим Александрович, ведущий инженер по орнитологическому обеспечению безопасности полетов АО «Аэропорт Толмачево».

Новосибирск.



Список литературы

1. Дольник В.Р. Программа «Эксперимент»: сравнение методов наблюдения пролета птиц // Методы обнаружения и учета миграций птиц. Л.: Наука, 1981. С. 3–7.

2. Рогачев А.И., Лебедев А.М. Орнитологическое обеспечение безопасности полетов: учебное пособие. М.: Транспорт, 1984. 126 с.

3. Ильичев В.Д., Бирюков В.Я., Нечваль Н.А. Технико-экологическая стратегия защиты от биоповреждений. М.: Наука, 1995. 248 с. (Биологические повреждения).

4. Allan J.R., Bell J.C., Jackson V.S. An assessment of the world-wide risk to aircraft from large flocking birds // Proceedings of Birdstrike ’99. Ottawa: Transport Canada, 1999. pp. 217–226.

5. Allan J.R. The costs of bird strikes and bird strikes prevention / DigitalCommon@University of Nebraska. Lincoln, 2000. pp. 147–153.

6. Beklova M. Prognosis of the degree of danger represented to czechoslovak airport traffic by birds // Folia zool. 1988. Vol. 37, № 2. pp. 145–155.

7. Юдкин В.А. Опыт создания геоинформационной системы для мониторинга численности и распределения птиц // Сибирская зоологическая конференция, посвященная 60-летию Института систематики и экологии животных СО РАН, 15–22 сентября 2004 г.: тезисы докладов. Новосибирск, 2004. С. 204–205.

8. Юдкин В.А. Экологические аспекты географии птиц Северной Евразии. Новосибирск: Наука, 2009. 408 с.

9. Юдкин В.А. Территориальная изменчивость летней динамики обилия птиц // Миграции птиц в Азии. Новосибирск: Наука, Сиб. отд., 1986. С. 252–260.

10. Юдкин В.А. Птицы подтаежных лесов Западной Сибири. Новосибирск: Наука, 2002. 488 с.

11. Гаврилов Э.И. Методика сбора и обработки материалов по количественной характеристике видимых миграций птиц // Методы изучения миграций птиц. М.: Наука, 1977. С. 96–117.

12. Гаврилов Э.И. Сезонные миграции птиц на территории Казахстана. Алма-Ата: Наука КазССР, 1979. 254 с.

13. Hayne D.W. An examination of the strip census methods for estimating animal population. // J. Wildlife Management. 1949. 13(2). pp. 145–157.

14. Челинцев Н.Г. Математические основы учета животных. М.: Центрохотконтроль, 2000. 431 с.

15. Рябицев В.К. Птицы Сибири: справочник-определитель: в 2-х т. Т. 1. М.; Екатеринбург: Кабинетный ученый, 2014. 438 с.


Для цитирования:


Юдкин В.А., Грабовский М.А. КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ МЕТОД ОЦЕНКИ ОРНИТОЛОГИЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКИ НА АЭРОДРОМЕ. Научный вестник МГТУ ГА. 2018;21(4):48-59. https://doi.org/10.26467/2079-0619-2018-21-4-48-59

For citation:


Yudkin V.A., Grabovski M.A. QUANTITATIVE METHOD OF ESTIMATE OF AERODROME BIRDS HAZARD RISK. Civil Aviation High Technologies. 2018;21(4):48-59. (In Russ.) https://doi.org/10.26467/2079-0619-2018-21-4-48-59

Просмотров: 207


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-0619 (Print)
ISSN 2542-0119 (Online)