СОВРЕМЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЦИФРОВОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ АВИАПАССАЖИРОВ
https://doi.org/10.26467/2079-0619-2018-21-4-39-47
Аннотация
В статье представлены основные положения концепции цифровой идентификации пассажиров авиарейсов, основанной на использовании технологии blockchain (блокчейн). Резюмируется, что внедрение защищенной биометрической идентификации пассажиров в аэропорту снизит временные и финансовые затраты, связанные с досмотром и прохождением паспортного и таможенного контроля. Анализируются проблемные аспекты действующего законодательства РФ, регламентирующего применение указанной технологии. Рассматривается технология Smart Path, разработанная компанией SITA, суть которой заключается в использовании биометрических данных как единого идентификационного токена на каждом этапе путешествия. Исследуются возможности применения технологии блокчейн в основе идентификации пассажиров перед вылетом, при этом технология блокчейн устраняет необходимость в централизованной обработке и хранении персональных данных авиапассажиров. Основанная на криптосистеме компьютерная наука о цепочке блоков обеспечивает конфиденциальность данных и отсутствие возможности утечки сведений или их нецелевого использования. Особо отмечается, что технология криптографической защиты биометрических данных авиапассажиров станет препятствием для использования персональной информации в противоправных целях, а возможности технологии блокчейн позволят производить трансграничный обмен данными во время международных перелетов. Делается вывод, что с применением этой технологии исчезнет потребность в содержании штата работников, отвечающих за проверку документов и контроль за идентификацией пассажиров. Все эти функции заменит распределенная база данных, которую невозможно уничтожить или взломать. На основе проведенного исследования предлагается внести изменения в действующее законодательство, регламентирующее процедуру сбора и обработки персональных данных пассажиров авиарейсов.
Ключевые слова
Об авторах
Н. М. ТюкаловаРоссия
Тюкалова Надежда Михайловна, кандидат юридических наук, доцент, профессор кафедры административного права и административно-служебной деятельности ОВД,
Хабаровск.
А. А. Разувакин
Россия
Разувакин Артем Андреевич, адъюнкт, Дальневосточный юридический институт МВД России.
Хабаровск.
Список литературы
1. Zheng Z. et al. Blockchain Challenges and Opportunities: A Survey // Work Pap. 2016.
2. Коренев А.П. Административное право России: учебник. В 3 -х ч. Ч. 1. М., 1996. 280 с.
3. Намиот Д.Е. Приложения блокчейн на транспорте / О.Н. Покусаев, В.П. Куприяновский, А.В. Акимов // International Journal of Open Information Technologies. 2017. № 12. С. 131.
4. Satoshi N. Bitcoin: A Peer-to-Peer Electronic Cash System. 2008. С. 2–3.
5. Маринцева К.В. Классификация средств механизации и автоматизации процессов обслуживания авиапассажиров // Транспортные системы и технологии перевозок. 2012. № 3. С. 56–60.
6. Зубков Б.В., Бочкарев А.Н. Современные проблемы и риски в деятельности гражданской авиации, новые комплексные методы и средства обеспечения авиационной безопасности // Научный Вестник МГТУ ГА. 2007. № 122. С. 154–158.
7. Колпаков А.В. Автоматическая система паспортного контроля на основе биометрических технологий / Н.Н. Чубуков, Т.В. Моисеева, С.А. Терехин, А.А. Мавзютов, Е.С. Столбецова, Д.Н. Копылов, И.Н. Спиридонов // Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. «Приборостроение». 2011. № 5. С.64–68.
8. Подложенов И.М. Коммерческие банки: новые услуги и инновационные технологии коммуникации // Известия ПГУ им. В.Г. Белинского. 2011. № 24. С. 378–382.
9. Корнилов В.Н. Концепция безопасности аэропорта. Новые подходы // Транспорт Российской Федерации. Журнал о науке, практике, экономике. 2007. № 9(9). С. 45–49.
Рецензия
Для цитирования:
Тюкалова Н.М., Разувакин А.А. СОВРЕМЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЦИФРОВОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ АВИАПАССАЖИРОВ. Научный вестник МГТУ ГА. 2018;21(4):39-47. https://doi.org/10.26467/2079-0619-2018-21-4-39-47
For citation:
Tyukalova N.M., Razuvakin A.A. MODERN CONCEPT OF DIGITAL IDENTIFICATION OF AIR PASSENGERS. Civil Aviation High Technologies. 2018;21(4):39-47. (In Russ.) https://doi.org/10.26467/2079-0619-2018-21-4-39-47