МЕТОДОЛОГИЯ СИНТЕЗА И КОРРЕКЦИИ «ПИРАМИДЫ РИСКА» В САМОЛЕТНОМ СЕГМЕНТЕ КОММЕРЧЕСКОЙ АВИАЦИИ РОССИИ
https://doi.org/10.26467/2079-0619-2018-21-4-8-16
Аннотация
В статье представлены результаты анализа «пирамид риска» коммерческой авиации на предмет их адекватности текущему состоянию авиационно-транспортной системы России. Показана необходимость ежегодного обновления «пирамид риска», поскольку авиационно-транспортная система (АТС) России динамична и состояние АТС изменяется быстрее, чем статистические показатели аварийности, характеризующие это состояние. Обоснована и предложена методика линейно взвешенного скользящего среднего для синтеза и ежегодной коррекции параметров «пирамид риска» с оптимизированным коэффициентом усреднения – 7 лет. Оптимизация коэффициента усреднения выполнена по критерию минимального несоответствия усредненных значений параметров «пирамид риска» и текущих (ежегодных) значений, определяемых по статистическим данным об авиационных событиях. Представлены общая и частные «пирамиды риска» коммерческой авиации России, синтезированные по результатам статистического факторного анализа авиационных событий за 2009–2016 годы. Синтез «пирамид риска» выполнен в соответствии с классификацией авиационных событий в гражданской авиации России, раздельно по причинным факторам: «Человек», «Воздушное судно», «Среда». Параметры «пирамид риска» отражают условную вероятность авиационного события большой тяжести (например, катастрофы), если имели место авиационные события меньшей тяжести (например, инциденты). Параметры представленных пирамид предназначены для включения в алгоритмы косвенного оценивания вероятности авиационных происшествий в любой авиакомпании за любой период летной работы (за месяц и более).
Ключевые слова
Об авторах
А. Г. ГузийРоссия
Гузий Анатолий Григорьевич, доктор технических наук, профессор, заместитель директора по управлению безопасностью полетов ПАО «Авиакомпания «ЮТэйр».
Тюмень.
А. М. Лушкин
Россия
Лушкин Александр Михайлович, кандидат технических наук, доцент кафедры безопасности полетов и жизнедеятельности МГТУ ГА.
Москва.
А. В. Фокин
Россия
Фокин Андрей Владимирович, специалист 1-го разряда Департамента транспортной безопасности и специальных программ Министерства транспорта Российской Федерации.
Москва.
Список литературы
1. Гузий А.Г., Грудзинский А.В. Теория и практика количественного оценивания риска авиационного происшествия // Проблемы безопасности полетов. 2007. № 9. С. 10–18.
2. Гузий А.Г., Лушкин А.М., Чуйко Т.А. Априорное оценивание вероятности авиационного события в системе управления безопасностью полетов авиакомпании // Проблемы безопасности полетов. 2009. № 2. С. 3–10.
3. Гузий А.Г., Чуйко Т.А. Вероятностный подход к оцениванию текущего уровня безопасности полетов эксплуатанта воздушных судов // Материалы открытой научно-практич. конф. авиакомпании «ТРАНСАЭРО» «Разработка и внедрение корпоративной системы управления безопасностью полетов» 23 октября 2008 г. / под общей ред. А.Г. Гузия. М.: РПА «АПР», 2009. С. 43–51.
4. Зубков Б.В., Шаров В.Д. Теория и практика определения рисков в авиапредприятиях при разработке системы управления безопасностью полетов. М.: МГТУ ГА, 2010. 196 с.
5. Лушкин А.М. Методология вероятностного оценивания текущего уровня аварийности по результатам факторного анализа авиационных событий // Научный Вестник МГТУ ГА. 2015. № 218. С. 24–28.
6. Гузий А.Г. Вероятностный подход к совокупному количественному оцениванию уровня безопасности полетов по «пирамиде рисков» гражданской авиации России / А.М. Лушкин, А.А. Хаустов, Т.А. Чуйко // Проблемы безопасности полетов. 2010. № 1. С. 12–20.
7. Гузий А.Г., Хаустов А.А. Определение оптимального коэффициента сглаживания в задаче мониторинга текущего уровня безопасности полетов с использованием методики простого и взвешенного скользящего среднего // Проблемы безопасности полетов. 2010. № 2. С. 19–26.
8. Кофман В.Д. Состояние безопасности полетов за 2010–2016 гг. в гражданской авиации государств – участников Соглашения о гражданской авиации и об использовании воздушного пространства // Материалы семинара по актуальным вопросам безопасности полетов при аэродромном обеспечении полетов 9.11.2017. М.: Росавиация. Режим доступа: http://www.favt.ru/dejatelnost-lms-beopasnost-vpp/ (дата обращения: 16.11.2017).
9. Гузий А.Г., Мишин А.В., Майорова Ю.А. Качество расследования авиационных инцидентов и организационные меры авиапредприятия по его повышению // Фундаментальные и прикладные исследования современной психологии: результаты и перспективы развития / отв. ред. А.Л. Журавлев, В.А. Кольцова. М.: Ин-т психологии РАН, 2017. С. 2329–2336.
Рецензия
Для цитирования:
Гузий А.Г., Лушкин А.М., Фокин А.В. МЕТОДОЛОГИЯ СИНТЕЗА И КОРРЕКЦИИ «ПИРАМИДЫ РИСКА» В САМОЛЕТНОМ СЕГМЕНТЕ КОММЕРЧЕСКОЙ АВИАЦИИ РОССИИ. Научный вестник МГТУ ГА. 2018;21(4):8-16. https://doi.org/10.26467/2079-0619-2018-21-4-8-16
For citation:
Guziy A.G., Lushkin A.M., Fokin A.V. THE METHODOLOGY FOR THE SYNTHESIS AND CORRECTION OF THE "RISK PYRAMIDS" IN THE AIRPLANE SEGMENT OF COMMERCIAL AVIATION OF RUSSIA. Civil Aviation High Technologies. 2018;21(4):8-16. (In Russ.) https://doi.org/10.26467/2079-0619-2018-21-4-8-16