Preview

Научный вестник МГТУ ГА

Расширенный поиск

ПРИМЕНЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ И ТЕХНИЧЕСКОГО УРОВНЯ ДЛЯ АНАЛИЗА ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СВОЙСТВ САМОЛЕТОВ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

https://doi.org/10.26467/2079-0619-2018-21-1-185-194

Полный текст:

Аннотация

Функциональные свойства характеризуют назначение летательного аппарата и описываются его летно-техническими характеристиками, такими как дальность и крейсерская скорость полета, масса коммерческой нагрузки, класс аэродрома базирования и т. д. Функциональные свойства также характеризуют эффективность летательных аппаратов, что в современных условиях важности постоянного и планомерного повышения эффективности определяет объективную необходимость их анализа как со стороны разработчиков, так и эксплуатантов. Эксплуатанту при выборе авиационной техники важно удостовериться, что конкретный тип воздушного судна обладает высоким уровнем функциональных свойств, что в длительной перспективе позволит ему обеспечивать высокую эффективность использования по назначению без морального устаревания. Однако при выборе из нескольких вариантов эксплуатанту приходится сталкиваться с тем, что у рассматриваемых типов воздушных судов одни характеристики лучше, другие – хуже, что не позволяет однозначно определить, какой из вариантов обладает более высоким уровнем функциональных свойств.

В данной статье исследовалась возможность применения показателей технической эффективности и обобщенного показателя технического уровня для анализа функциональных свойств самолетов гражданской авиации. На примере моделей различных поколений и модификаций семейств средних магистральных самолетов Boeing 737 и Airbus A320 производился расчет значений показателей топливной, весовой и целевой эффективности, а также ранее доработанного показателя технического уровня с последующей интерпретацией результатов в пределах одного поколения самолетов и в исторической перспективе при переходе от одного поколения самолетов к другому. По результатам анализа сделан вывод о том, что по изменению значений отдельных показателей технической эффективности невозможно сделать вывод об изменении уровня совокупности функциональных свойств самолетов. Таким образом, предлагается для решения данной задачи использовать обобщенный показатель технического уровня, определяющий уровень технического совершенства самолета, а показатели эффективности использовать для анализа затрат на обеспечение данного уровня свойств самолетов на этапах производства и эксплуатации.

Об авторах

В. В. Ефимов
Московский государственный технический университет гражданской авиации
Россия

Ефимов Вадим Викторович - доктор технических наук, доцент, профессор кафедры аэродинамики, конструкции и прочности летательных аппаратов МГТУ ГА.

Москва



К. О. Чернигин
Московский государственный технический университет гражданской авиации
Россия

Чернигин Константин Олегович - доцент кафедры аэродинамики, конструкции и прочности летательных аппаратов МГТУ ГА.

Москва


Список литературы

1. Скрипниченко С.Ю. Теоретические основы повышения экономичности полета. М.: Издание ГосНИИ ГА, 2005. 368 с.

2. Управление качеством продукции / под ред. В.В. Бойцова и А.В. Гличева. М.: Издательство стандартов, 1985. 464 с.

3. Андрианов Ю.М., Субетто А.И. Квалиметрия в приборостроении и машиностроении. Л.: Машиностроение, 1990. 216 с.

4. Голубев И.С. Эффективность воздушного транспорта. М.: Транспорт, 1982. 230 с.

5. Протопопов В.И. Использование «уравнения существования» самолета с целью определения показателя технического уровня самолетов гражданской авиации // Вопросы обеспечения технического уровня самолетов гражданской авиации: межвузовский сборник. М.: МИИГА, 1984. С. 3–11.

6. Ефимов В.В. Учет взлетно-посадочных характеристик при оценке технического уровня самолетов авиации общего назначения // Вопросы повышения уровня летной эксплуатации и безопасности полета воздушных судов: сб. научных трудов. М.: МГТУ ГА, 1996. C. 62–66.

7. Ефимов В.В., Ефимова М.Г. Конкурентоспособность легких самолетов авиации общего назначения российского производства и пути ее повышения // Научный Вестник МГТУ ГА. 2000. № 23. С. 45–50.

8. Ефимов В.В., Чернигин К.О. Совершенствование метода определения технического уровня самолетов гражданской авиации // Научный Вестник МГТУ ГА. 2016. Том 19, № 6. С. 24–34.

9. Проектирование гражданских самолетов: Теория и методы / И.Я. Катырев, М.С. Неймарк, В.М. Шейнин и др.; под ред. Г.В. Новожилова. М.: Машиностроение, 1991. 672 с.

10. Шейнин В.М., Козловский В.И. Весовое проектирование и эффективность пассажирских самолетов. Т. 2. Расчет центровки и моментов инерции самолета. Весовой анализ. М.: Машиностроение, 1977. 208 с.

11. Boeing 737 Airplane Characteristics for Airport Planning. Minor Updates, September 2013 [Электронный ресурс]. URL: http://www.boeing.com/resources/boeingdotcom/commercial/airports/acaps/737.pdf (дата обращения 17.05.2017).

12. Boeing 737 MAX Airplane Characteristics for Airport Planning. Revision A, August 2017 [Электронный ресурс]. URL: http://www.boeing.com/resources/boeingdotcom/commercial/airports/acaps/737MAX_RevA.pdf (дата обращения 12.09.2017).

13. A319 Aircraft Characteristics Airport and Maintenance Planning. Rev.: May 01/17 [Электронный ресурс]. URL: http://www.aircraft.airbus.com/fileadmin/media_gallery/files/tech_data/AC/Airbus_AC_A319_May17.pdf (дата обращения 17.05.2017).

14. A320 Aircraft Characteristics Airport and Maintenance Planning. Rev.: May 01/17 [Электронный ресурс]. URL: http://www.aircraft.airbus.com/fileadmin/media_gallery/files/tech_data/AC/Airbus_AC_A320_May17.pdf (дата обращения 17.05.2017).

15. A321 Aircraft Characteristics Airport and Maintenance Planning. Rev.: May 01/17 [Электронный ресурс]. URL: http://www.aircraft.airbus.com/fileadmin/media_gallery/files/tech_data/AC/Airbus_AC_A321_May17.pdf (дата обращения 17.05.2017).

16. Проектирование самолетов: учебник для вузов / С.М. Егер, В.Ф. Мишин, Н.К. Лисейцев и др.; под ред. С.М. Егера. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Машиностроение, 1983. 616 с.


Рецензия

Для цитирования:


Ефимов В.В., Чернигин К.О. ПРИМЕНЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ И ТЕХНИЧЕСКОГО УРОВНЯ ДЛЯ АНАЛИЗА ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СВОЙСТВ САМОЛЕТОВ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ. Научный вестник МГТУ ГА. 2018;21(1):185-194. https://doi.org/10.26467/2079-0619-2018-21-1-185-194

For citation:


Efimov V.V., Chernigin K.O. TECHNICAL EFFICIENCY AND TECHNICAL LEVEL INDICATORS APPLICATION FOR CIVIL AIRCRAFT FUNCTIONAL PROPERTIES ANALYSIS. Civil Aviation High Technologies. 2018;21(1):185-194. (In Russ.) https://doi.org/10.26467/2079-0619-2018-21-1-185-194

Просмотров: 780


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-0619 (Print)
ISSN 2542-0119 (Online)