ВЛИЯНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ВАРИАНТОВ ЛОПАСТЕЙ НЕСУЩЕГО ВИНТА НА Х-ОБРАЗНЫЙ РУЛЕВОЙ ВИНТ ВЕРТОЛЕТА
https://doi.org/10.26467/2079-0619-2018-21-1-114-123
Аннотация
В настоящей работе описывается влияние различных лопастей несущего винта на Х-образный рулевой винт вертолета Ми-171 ЛЛ, замеченное при проведении летных испытаний. Испытания проводились на одном и том же вертолете в близких атмосферных условиях.
Задачей испытаний ставилось сравнение летно-технических характеристик двух комплектов лопастей несущего винта вертолета Ми-171 ЛЛ. Однако при обработке материалов испытаний было выявлено отличие в углах установки рулевого винта при различных несущих винтах с одинаковыми взлетными массами.
Отмечено, что взлетная масса вертолета при висении вне влияния земли в условиях международной стандартной атмосферы с лопастями из композиционных материалов превышает взлетную массу вертолета с серийными лопастями на номинальном режиме работы двигателей на ~ 750 кг, на взлетном – на ~ 700 кг.
Полученная в работе зависимость позволяет, зная высотно-климатические характеристики двигателя, определить балансировочное значение jрв на режиме висения при различных сочетаниях барометрической высоты и температуры наружного воздуха для заданных оборотов несущего винта.
Из материалов работы следует, что при одном и том же значении Nпр (95/nнвпр)3 или Nфакт балансировочные значения jрв для вертолета с лопастями несущего винта из композиционных материалов меньше, чем для вертолета с серийными лопастями несущего винта на 0,5…0,9°. При этом разница в углах установки рулевого винта увеличивается с увеличением величины Nепр (95/nнвпр)3 (Nфакт). Возможно, это вызвано различным влиянием индукции от несущего винта на рулевой винт для лопастей несущего винта из композиционных материалов и серийных.
Как следует из материалов, тяга несущего винта с лопастями несущего винта из композиционных материалов при одинаковой мощности двигателей больше, по сравнению с серийным, следовательно, больше индуктивные скорости от несущего винта. При этом углы установки рулевого винта меньше. Можно предположить, что большая индуктивная скорость от несущего винта увеличивает тягу Х-образного рулевого винта.
Об авторах
В. А. ИвчинРоссия
Ивчин Валерий Андреевич - кандидат технических наук, начальник отдела аэродинамики и динамики вертолетов АО «МВЗ им. М.Л. Миля».
Томилино, Московская обл.
В. А. Никифоров
Россия
Никифоров Владимир Алексеевич - ведущий конструктор АО «МВЗ им. М. Л. Миля».
Томилино, Московская обл.
К. Ю. Самсонов
Россия
Самсонов Константин Юрьевич - аспирант Московского авиационного института (национального исследовательского университета).
Москва
Список литературы
1. Отчет № 34-2012/5-2013 по результатам предварительных наземных и летных испытаний вертолета – летающей лаборатории Ми-171 № 14987 с модифицированными агрегатами несущей системы и Х-образным рулевым винтом: Технический отчет. Москва: АО «МВЗ им. М.Л. Миля», 2013. 1203 с.
2. Ivchin V.A., Samsonov К.Yu. Experimental investigation of scissors-type tail rotor model aimed at perfection of its aerodynamic performance // 33rd European Rotorcraft Forum 2007. Proceedings. Kazan, 2007. pp. 2646–2678 [Электронный ресурс]. URL: http://www.proceedings.com/08121.html (дата обращения 27.12.2017).
3. Ивчин В.А., Самсонов К.Ю. Экспериментальные исследования модели Х-образного рулевого винта с целью улучшения его аэродинамических характеристик // Научный Вестник МГТУ ГА. 2010. № 151 (1). С. 71–78.
4. Ивчин В.А., Самсонов К.Ю. Экспериментальные исследования модели Х-образного рулевого винта с целью улучшения его аэродинамических характеристик // Вертолеты: Труды ОКБ МВЗ им. М.Л. Миля / кол. авторов под. ред. А.Г. Самусенко. М.: Машиностроение: Машиностроение – Полет, 2010. С. 262–279.
5. Ивчин В.А., Самсонов К.Ю. Результаты первого этапа летных испытаний вертолета-летающей лаборатории Ми-171А2 // Научный Вестник МГТУ ГА. 2014. № 200 (2). С. 63–69.
6. Рипа А.В. Результаты предварительных экспериментальных испытаний по иссле-дованию взаимовлияния Х-образного рулевого винта с килем // Молодежь и будущее авиации и космонавтики: аннотации работ Всероссийского межотраслевого научно-технического форума. 2012. МАИ. С. 45–46 [Электронный ресурс]. URL: https://mai.ru/conf/mforum/files/Sbornik_2012.pdf (дата обращения 27.12.2017).
7. Сравнительные расчетные исследования трехлопастного и Х-образного рулевых винтов на режимах «вихревого кольца» / В.А. Ивчин, Ю.М. Игнаткин, П.В. Макеев, А.И. Шомов // Научный Вестник МГТУ ГА. 2016. № 223. С. 58–67.
8. Ивчин В.А., Черток О.Л. Новая математическая модель динамики вертолета для тренажеров и пилотажных стендов // Вертолеты: Труды опытно-конструкторского бюро Московского вертолетного завода имени М.Л. Миля. М.: Машиностроение: Машиностроение – Полет, 2010. С. 280–297.
9. Ивчин В.А., Самсонов К.Ю. Методика определения углов наклона тарелки автомата перекоса в продольном, поперечном направлении, а также угла общего шага несущего винта для вертолета Ми-38 // Труды девятого форума Российского Вертолетного общества, Москва, 2010 [Электронный ресурс]. URL: http://rhs.mai.ru/Str_4_09.htm (дата обращения 27.12.2017).
10. Применение систем бортовых измерений (СБИ) для испытания комплексов бортового оборудования и систем вертолетов на ОАО «МВЗ им. М.Л. Миля» / А.С. Гуревич, В.А. Ивчин, И.Г. Писков, К.Ю. Самсонов // Тезисы докладов XI международной конференции «Авиация и космонавтика – 2012». М.: МАИ, 2012. С. 50–51.
Рецензия
Для цитирования:
Ивчин В.А., Никифоров В.А., Самсонов К.Ю. ВЛИЯНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ВАРИАНТОВ ЛОПАСТЕЙ НЕСУЩЕГО ВИНТА НА Х-ОБРАЗНЫЙ РУЛЕВОЙ ВИНТ ВЕРТОЛЕТА. Научный вестник МГТУ ГА. 2018;21(1):114-123. https://doi.org/10.26467/2079-0619-2018-21-1-114-123
For citation:
Ivchin V.A., Nikiforov V.A., Samsonov K.Yu. THE EFFECT OF DIFFERENT OPTIONS OF BLADES MAIN ROTOR ON THE X-SHAPED TAIL ROTOR OF THE MI-171 LL. Civil Aviation High Technologies. 2018;21(1):114-123. (In Russ.) https://doi.org/10.26467/2079-0619-2018-21-1-114-123